Наверное, даже современные дети смотрят невероятный фильм "Приключения Буратино" выпуска Беларусьфильм 1975 года. А если нет, то срочно смотреть. Этот фильм, на мой взгляд, как сейчас трендово говорить маст хэв в копилке шедевров кинематографа. Какие же мы были счастливые дети, в СССР, единственной в мире, детям снимали отдельное детское кино. Даже была киностудия "Детских и юношеских фильмов". Сколько же мы пересмотрели детских фильмов, в кинотеатре "Огонек" в Монино на 11-часовом сеансе за 10 копеек! Да, я бы их и сейчас пересматривала. Недавно как прилипли к экрану, и не заметили, как посмотрели 2 серии "Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна". Да, умели и могли. Что мешает это делать сейчас? Наверное, что-то денежное, иначе не могу предположить. Ну, даст Бог, может быть мои внуки дождутся возрождения детской киноиндустрии.
Так вот, "Приключения Буратино" я смотрела, наверное, в свои 3 года, как только фильм вышел на экраны, еще по черно-белому телевизору. К этому времени я почти наизусть знала книгу А.Н. Толстого, которую могла рассматривать часами. Как же прекрасно играли дети, которые были лет на 5-6 старше меня. Причем, мне кажется, их особо не дрессировали, они просто играли и это выглядело натурально.
Хочу остановиться на одном весьма отрицательном персонаже фильма, Карабасе Барабасе, которого блестяще сыграл один из моих любимых артистов, Владимир Абрамович Этуш. Когда я была маленькой, я даже боялась Карабаса-Этуша, настолько он передал характер своего героя, потом просто наслаждалась игрой невероятно талантливого Владимира Этуша.
Все вы знаете, что "Буратино" Алексей Толстой писал как бы по мотивам сказки Карло Коллоди "Пиноккио". Я читала "Пиноккио", даже на английском языке в школе. Но, надо сказать, что эта книга совсем не произвела на меня впечатление в отличие от "Буратино".
В театральной актёрской среде 1930-х годов встречалось мнение, что прототипом главного героя является писатель Максим Горький. Фаина Раневская в своей книге «Письма к подруге» написала следующее: «Я сама бы не догадалась, но мне объяснили в театре. Главный герой, Буратино, — это Горький, Мальвина — жена Блока, Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это — Мейерхольд».
По другой версии прототипом Буратино послужил актёр и режиссёр Михаил Чехов, создавший собственную театральную школу
Наверное, это было первое знакомство с творчеством Владимира Этуша, которое запало в душу и не отпускает. Потом были взрослые комедии и сказки, товарищ Саахов, Антон Семенович Шпак, Король в "Старой старой сказке", Мальгрим из "31 июня". Можно перечислять еще долго, и каждая роль особенна и запоминалась навсегда.
А кто же такой Владимир Этуш?
Началось всё с того, что я появился на белый свет дважды. Первый раз — 6 мая 1922 года. А второй — в ту же пору, но год спустя. Объясняется это очень просто. Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорождённого мальчика годом позже. Дескать, придёт время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 1923-го года.
— Этуш В. А. «И я там был». — М.: «Олма-Пресс», 2002. — С. 5.
Родился в Москве, в обычной еврейской семье.
Этуш увлёкся театральным искусством еще с молодых ногтей и принимал участие во всех постановках местного драматического кружка. С выбором будущей профессии проблем не возникло, однако ему не удалось поступить в ГИТИС самостоятельно. К ужасу уверенного в собственных силах абитуриента, он не нашёл свою фамилию в списке студентов первого курса. На помощь пришёл режиссёр Рубен Николаевич Симонов, с чьей племянницей в то время дружил Этуш. С «подачи» художественного руководителя Театра имени Е. Б. Вахтангова будущую знаменитость зачислили в Щукинское училище. Не прогадал Рубен Николаевич, видимо, знал, кому составляет протекцию.
В этом же училище Этуш встретил начало Великой Отечественной войны. И хотя у артиста была броня, в сентябре 1941 года он добровольцем отправился на фронт. Как все в жизни повторяется...
Владимир Абрамович был отважным солдатом. Он освобождал от фашистов Донбасс, сражался за Донецк и был награжден орденом Красной Звезды.
В 1943 году под Токмаком (село Ворошиловка) Запорожской области был тяжело ранен. После госпиталя получил вторую группу инвалидности и в феврале 1944 года был комиссован в звании старшего лейтенанта.
И это не помешало Владимиру Абрамовичу прожить яркую и интереснейшую жизнь, и дожить почти до ста лет.
Где-то в 2010-х у меня плотно засела в голове мысль о бренности бытия, главным образом, это относилось к уходящей когорте лучших актеров. Так как живем мы в Москве, не воспользоваться этой возможностью было бы не умно. Где-то за 2 года мы посетили спектакли с возрастными прекрасными актерами, я еще буду об этом рассказывать в своих публикациях.
Одно из сильных впечатлений произвел на меня спектакль театра им. Евг. Вахтангова "Окаёмовы дни" по пьесе А. Афиногенова "Машенька"с Владимиром Этушем в главной роли.
Спектакль был поставлен именно под Этуша, к его 90-летию. Владимир Абрамович играет видного советского ученого, историка Петра Окаёмова, к которому в Москву из Сибири неожиданно приезжает жить внучка Маша – дочь умершего сына. Проходит какое-то время и академик понимает, что все его научные изыскания ничего не стоят в сравнении с той живой жизнью, той теплотой отношений, которые дарит ему встреча с внучкой.
Заканчивается пьеса празднованием нового 1941 года, поэтому название её имеет еще одно, символическое прочтение – окаёмовы – последние мирные дни, не зря на протяжении всего спектакля звучит печальная музыка в унисон с нашим теперешним знанием того, какие испытания ждут героев в самом недалеком их будущем.
Очень трогательный и жизненный спектакль. И сложно представить, что этот человек в далеком 1975 году играл паразита Карабаса Барабаса. Какое счастье, что мы успели это посмотреть!
Дорогие друзья! Берегите друг друга, потому что жизнь, она здесь и сейчас!
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста отметочку!