Найти тему
soullaway soullaway

Георгий Данелия и его великое кино.

«Осенний марафон», «Афоня», «Мимино». Что объединяет все эти фильмы? А объединяет их, конечно же, режиссер. Все эти вещи сейчас уже ставшие классикой советского кинематографа снял один и тот же человек. И я умышленно пишу о советском кинематографе. Сейчас же любят всё называть нашим, но я бы поостерегся так говорить. Наше – это то, что снято в современной России и фильмов, сопоставимых с советскими работами за эти три десятка лет не появилось. Можно сказать, что сейчас другое время и задачи перед режиссерами стоят другие, но в моём представлении задача перед режиссером стоит всегда одна. Увлечь зрителя и оставить в нём что-то доброе с помощью своего кино. Вот и поговорим о таком человеке как Георгий Данелия, который, несомненно, оставил в истории нашего кино глубокий след. Оставил он его и в зрителях.

Любопытно, что Георгий Николаевич хоть и был с детства связан с кино, но после школы предпочёл поступить учиться в архитектурный институт. И это при том, что его мать и его дядя трудились на киностудии, да и сам он в детстве несколько раз принимал участие в массовках. Однако к карьере в кино пришёл не сразу, потому что после получения диплома успел даже поработать в институте проектирования городов. Однако тяга к кино перевесила, и к концу 50-х годов будущий столп советского кино окончил режиссерские курсы.

Честно могу сказать, что я не смотрел первые фильмы режиссера, но зато я видел такую ленту как «Я шагаю по Москве». Пожалуй, могу смело сказать, что один из важнейших фильмов советской эпохи. Здесь сразу же есть удивительное сочетание и наших звёзд и режиссерского мастерства. Фильм стоит посмотреть как минимум потому, что там играет молодой Никита Михалков. А ведь кино выпущено в 1963 году. Это не просто другая эпоха. Это несколько эпох назад. И, конечно же, после этого фильма талант Георгия Данелия признали многие. Теперь ему требовалось закрепить результат.

-2

Опытные передовики могут сказать, что дальше режиссер снял отличный фильм «Не горюй!», но я бы тут скорее отметил его работу над сценарием в «Джентльменах удачи». Да, он не был в данном случае режиссером, но ведь сценарий это всегда основа любого фильма. А можете ли вы представить себе советскую культуру без этого шедевра? Я лично не могу.

Ну а дальше начиная с середины 70-х годов, режиссер выпустил буквально подряд несколько фильмов, которые сейчас считаются такой же классикой как «Джентльмены удачи». Это как раз те самые ленты «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон», которые я вспомнил в самом начале. Я могу допустить, что люди, родившиеся после начала 90-х не видели эти фильмы, но моё поколение не могло их пропустить. И дело не в том, что классику надо смотреть. Дело в том, что это были по-настоящему успешные фильмы, собравшие свою аудиторию у экранов.

Лично же для меня самой удивительной лентой снятой режиссером является «Кин-дза-дза!». Да и дело не только в работах режиссера, пожалуй, это вообще один из самых занятных фильмов рожденных в Советском Союзе. Да, не было у наших режиссеров каких-то невероятных бюджетов как в Голливуде, не работали у нас так с фантастикой, но что же это если не фантастика? Впрочем, и драма, и трагедия, и комедия там тоже присутствуют.

-3

Георгий Данелия умудрялся снимать каждый свой фильм как-то так, словно это будет последняя лента. То есть вкладывал туда всего себя. Видимо по этой причине ему и удавались такие шедевры. Правда, здесь я оговорюсь, всё, что снял режиссер в 90-е годы, я не смотрел. В тот период я тяготел к западным фильмам и банально пропустил и его «Настю» и «Фортуну». Если честно даже сомневаюсь, стоит ли сейчас садиться и смотреть эти фильмы? Вдруг разочаруюсь? Все-таки не самое лучше время тогда было для нашего кино.

Но зато уже в 00-х годах я читал несколько книжек, где режиссер рассказывает прекрасным языком истории. И если вы не читали такие вещи как «Безбилетный пассажир» или «Тостуемый пьёт до дна», то рекомендую. Это легкая литература с каким-то оттенком грусти и неистощимого юмора. Вот написал эту фразу и задумался – а смог бы какой-то иностранец понять, о чём там ведёт речь режиссер? Почему-то есть подозрение, что нет, не понял бы. Георгий Данелия стал частью нашего культурного кода, и он вместе с другими режиссерами формировал нашу идентичность.

-4

Когда кто-то говорит о том, что у нас была великая эпоха советского кино, то он не лукавит. Она действительно была великой и недостижимой для современных режиссеров. Существует миф о том, что всё дело в бюджетах, но как уже показала история, нет. Дело в том, как ты относишься к своей работе. Данелия относился предельно серьёзно. Потому после него у нас и осталось великое кино.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.