«Осенний марафон», «Афоня», «Мимино». Что объединяет все эти фильмы? А объединяет их, конечно же, режиссер. Все эти вещи сейчас уже ставшие классикой советского кинематографа снял один и тот же человек. И я умышленно пишу о советском кинематографе. Сейчас же любят всё называть нашим, но я бы поостерегся так говорить. Наше – это то, что снято в современной России и фильмов, сопоставимых с советскими работами за эти три десятка лет не появилось. Можно сказать, что сейчас другое время и задачи перед режиссерами стоят другие, но в моём представлении задача перед режиссером стоит всегда одна. Увлечь зрителя и оставить в нём что-то доброе с помощью своего кино. Вот и поговорим о таком человеке как Георгий Данелия, который, несомненно, оставил в истории нашего кино глубокий след. Оставил он его и в зрителях.
Любопытно, что Георгий Николаевич хоть и был с детства связан с кино, но после школы предпочёл поступить учиться в архитектурный институт. И это при том, что его мать и его дядя трудились на киностудии, да и сам он в детстве несколько раз принимал участие в массовках. Однако к карьере в кино пришёл не сразу, потому что после получения диплома успел даже поработать в институте проектирования городов. Однако тяга к кино перевесила, и к концу 50-х годов будущий столп советского кино окончил режиссерские курсы.
Честно могу сказать, что я не смотрел первые фильмы режиссера, но зато я видел такую ленту как «Я шагаю по Москве». Пожалуй, могу смело сказать, что один из важнейших фильмов советской эпохи. Здесь сразу же есть удивительное сочетание и наших звёзд и режиссерского мастерства. Фильм стоит посмотреть как минимум потому, что там играет молодой Никита Михалков. А ведь кино выпущено в 1963 году. Это не просто другая эпоха. Это несколько эпох назад. И, конечно же, после этого фильма талант Георгия Данелия признали многие. Теперь ему требовалось закрепить результат.
Опытные передовики могут сказать, что дальше режиссер снял отличный фильм «Не горюй!», но я бы тут скорее отметил его работу над сценарием в «Джентльменах удачи». Да, он не был в данном случае режиссером, но ведь сценарий это всегда основа любого фильма. А можете ли вы представить себе советскую культуру без этого шедевра? Я лично не могу.
Ну а дальше начиная с середины 70-х годов, режиссер выпустил буквально подряд несколько фильмов, которые сейчас считаются такой же классикой как «Джентльмены удачи». Это как раз те самые ленты «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон», которые я вспомнил в самом начале. Я могу допустить, что люди, родившиеся после начала 90-х не видели эти фильмы, но моё поколение не могло их пропустить. И дело не в том, что классику надо смотреть. Дело в том, что это были по-настоящему успешные фильмы, собравшие свою аудиторию у экранов.
Лично же для меня самой удивительной лентой снятой режиссером является «Кин-дза-дза!». Да и дело не только в работах режиссера, пожалуй, это вообще один из самых занятных фильмов рожденных в Советском Союзе. Да, не было у наших режиссеров каких-то невероятных бюджетов как в Голливуде, не работали у нас так с фантастикой, но что же это если не фантастика? Впрочем, и драма, и трагедия, и комедия там тоже присутствуют.
Георгий Данелия умудрялся снимать каждый свой фильм как-то так, словно это будет последняя лента. То есть вкладывал туда всего себя. Видимо по этой причине ему и удавались такие шедевры. Правда, здесь я оговорюсь, всё, что снял режиссер в 90-е годы, я не смотрел. В тот период я тяготел к западным фильмам и банально пропустил и его «Настю» и «Фортуну». Если честно даже сомневаюсь, стоит ли сейчас садиться и смотреть эти фильмы? Вдруг разочаруюсь? Все-таки не самое лучше время тогда было для нашего кино.
Но зато уже в 00-х годах я читал несколько книжек, где режиссер рассказывает прекрасным языком истории. И если вы не читали такие вещи как «Безбилетный пассажир» или «Тостуемый пьёт до дна», то рекомендую. Это легкая литература с каким-то оттенком грусти и неистощимого юмора. Вот написал эту фразу и задумался – а смог бы какой-то иностранец понять, о чём там ведёт речь режиссер? Почему-то есть подозрение, что нет, не понял бы. Георгий Данелия стал частью нашего культурного кода, и он вместе с другими режиссерами формировал нашу идентичность.
Когда кто-то говорит о том, что у нас была великая эпоха советского кино, то он не лукавит. Она действительно была великой и недостижимой для современных режиссеров. Существует миф о том, что всё дело в бюджетах, но как уже показала история, нет. Дело в том, как ты относишься к своей работе. Данелия относился предельно серьёзно. Потому после него у нас и осталось великое кино.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.