Как оставить свой след в истории? Написать роман, сочинить оперу – но вот многие туристы предпочитают просто раскрасить скалы краской, а вот очистить такое «творчество» потом – адский труд! О том, как вернуть первозданную красоту горам Алтая, по сантиметру удаляя с камней непристойные надписи, не понаслышке знает коренная жительница этих краев Инна Муклаева, создавшая экопроект «Чистый Алтай». Расскажем о невероятном подвиге этой хрупкой женщины.
Алтай – одно из самых красивейших мест России, где среди потрясающих горных пейзажей расположены тысячи озер и рек. Неудивительно, что этот край привлекает миллионы туристов каждый год. К сожалению, многие из них не ценят первозданную природу этих мест, оставляя разные надписи краской на скалах – свои имена, пожелания, даты рождения и даже ругательства. Местные жители верят, что в величественных горах Алтая живут духи, поэтому подобное поведение приезжих они считают не просто варварством, а осквернением священных гор.
Коренная алтайка, предприниматель и мать двоих детей Инна Муклаева всерьез решила бороться с наскальными надписями туристов. Еще будучи маленькой, она ездила с родителями по живописному перевалу Чике-Таман и помнит его без «живописи» туристов, но с каждым годом вандализма становилось всё больше. Молча смотреть на это девушка уже не смогла и вместе с другими волонтерами создала проект «Чистый Алтай», чтобы очищать дорогие сердцу места от ненужного «творчества».
«Надписи стали появляться с 40-х годов. Самый большой всплеск – в 2000-х. А по содержанию они делятся на четыре вида: фамилии и имена, города, любовные истории и оскорбления», – рассказывает Инна. Кстати, по удивительной случайности ее фамилия по отцу – Каташева, что в переводе означает «серый камень».
Экоактивисту быстро заприметил Катунский биосферный заповедник – предложил очистить скалы на перевале. Инна моментально загорелась этой идеей. Но на тот момент девушка всерьез не понимала, насколько это сложно финансово и физически.
Сделать надпись на камне – две минуты, а вот стереть ее – это тяжелый физический труд, который займет от 40 минут и до не нескольких часов!
Также многое зависит и от самой краски, которой «рисуют» приезжие – от дорожной разметки, наиболее сложно стирающейся, до современной в баллончиках, поддающейся очистке быстрее всего.
Главная загвоздка состоит в том, что отмыть скалу волонтеры стремятся экологическим способом, чтобы не повредить ее естественного микромира. Поэтому современные химические средства точно не помогут.
Ребята нашли единственный вариант, наиболее эффективный и в то же время гуманный для камней – использовать пескоструйную установку, куда они засыпают абразивный порошок – купершлак. В итоге аппарат выдает струю под высоким давлением.
Но и это еще не все сложности! Зачастую активистам приходится стоять много часов на жаре в защитной экипировке и масках, в которых нечем дышать! Пыль, духота, головокружения и солнечные удары – вот лишь самая малость из списка неудобств, которые приходится терпеть волонтерам.
А ведь некоторые надписи находятся так высоко, что ребятам необходимо специальное альпинистское снаряжение. «Иногда мы импровизируем и просим помочь фуры-попутки. Залезаем на них и потом счищаем. Никто не отказывает», – делится своим опытом Инна.
Единственную надпись, которую волонтеры не трогают и даже считают главной достопримечательностью горного Алтая, – сделана рукой ветерана ВОВ: «С Богом возвращаюсь на Родину», – написал солдат в 1945-м году.
В среднем оттирка от наскального вандализма одной горной точки занимает у активистов от трех до семи дней. Едут в экспедицию группой по 15-20 человек. Среди желающих помочь – не только волонтеры со стажем, но и обычные студенты, члены молодежных организаций, экскурсоводы, туроператоры и деревенские жители.
В прошлом году проект «Чистый Алтай» стал финалистом международной премии #МЫВМЕСТЕ и получил грант. На эти средства ребята полностью очистили от надписей перевал Чике-Таман и повесили информационные таблички, где указали, что на скалах делать надписи нельзя. Теперь за каждое необдуманное слово на камне туристы заплатят 5 тысяч рублей.