Найти в Дзене

О ТИРАНИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ФАШИЗМА. Часть 3. Виды фашизма: экстремизм Японии, анархо-фашизм Пол-Пота.

Оглавление

Японский геополитический экстремизм.

К типичному, крайне воинственному и жестокому фашизму с выраженной экспансионистской нацистской идеологией можно с полным правом отнести и буржуазно-милитаристское государство Японии в период с 70-х гг. 19-го века по сентябрь 1945 г. Особенность развития японского фашизма заключалась, с одной стороны, в бурном развитии капитализма благодаря активным торговым связям с ведущими державами мира (Нидерланды, США, Россия, Англия), с другой стороны – в отсутствии собственной ресурсной базы и крайней зависимости от поступления промышленных ресурсов извне. Третья особенность, которая способствовала формированию японского характера, склонного к беспримерной военной жестокости, – островное положение и национальный изоляционизм, которые вели к военизации и крайнему обострению конкурентной борьбы за сферы влияния между сёгунатами в эпоху феодализма (эпоха самураев). С развитием капитализма с середины 19-го века эти же факторы определили крайне милитаристский политический курс страны в целом, нацеленный на завоевания чужих территорий.

Кодекс чести самурая «Бусидо», воспевая культ смерти и войны, требовал беспощадности и бесчувственной готовности убивать, как врага (никакой пощады побежденным, их следует истреблять, чтобы они не отомстили), так и себя (плен хуже смерти, акт последней доблести – харакири) [33]. Хотя формально самурайство уже было давно отменено, его кодекс оставался важной частью идеологии милитаристской Японии до конца второй мировой войны.

Вот некоторые правила из «Книги самурая» [1, глава 7]: «Путь самурая – это смерть. Призвание мужчины - иметь дело с кровью. Когда приходит время действовать. размышлять некогда. Воин думает только о своём хозяине. Слуга безоговорочно подчиняется своему господину. Не могут принять правильного решения те, кто в своих суждениях руководствуются личной выгодой. Две вещи могут ввести слугу в заблуждение – богатство и слава. Если слуга постоянно испытывает нужду, он будет безупречен. Если ты каждый день укрепляешь свою решимость пасть в поединке и живёшь так, словно ты уже мёртв, ты достигнешь успеха в делах и в бою и никогда не опозоришь себя. Расчётливые люди достойны презрения. За умными разговорами скрываются малодушие и алчность. Всё, что ты делаешь, ты должен делать во имя своего хозяина, родителей и человечества, а также во имя своих потомков. Делать что-то для себя мелочно и недостойно, такие поступки всегда оборачиваются злом. Чтобы умело руководить страной, нужно иметь сострадание. Если ты думаешь о людях как о своих детях, то и люди будут думать о тебе, как о своём родителе. Самурай должен быть честен. Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.»

В отношении последних пунктов следует подчеркнуть, что они ни в коем случае не относились к врагу, который был бесконечно презираем и не относился к категории людей, достойных сострадания и честности.

В программе т.н. Восточной конференции в Токио (27.06-7.07. 1927 г.) с участием членов правительства и генерального штаба было заявлено: «…Чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. ...Овладев всеми ресурсами Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, стран Южных морей, а затем к завоеванию Малой Азии, Центральной Азии, и наконец Европы…» [20]. Там же предполагалось «скрестить мечи с Россией». Согласно этому плану, японские завоевания Китая начались еще в 1931 г.; в марте 32 г. японцы уже полностью завладели Манчжурией, где образовали марионеточное государство. После международного осуждения этих действий Япония вышла из Лиги наций и продолжила с ужасающей жестокостью грабить и убивать население Китая, чья столица Нанкин была занята японцами в декабре 1937 г. Эту дату можно считать началом второй мировой войны ничуть не менее обоснованно, чем дату начала гитлеровской экспансии в 1938 (Мюнхенский сговор) или 1 сентября 1939 г. (нападение на Польшу).

Воинственные устремления Японии закончились крахом: в морских баталиях и на собственной территории к концу лета 1945 г. она окончательно проиграла США, а в Манчжурии и Китае была разгромлена советскими войсками. Однако, леденящие дух материалы о жесточайших зверствах японских завоевателей, творящих геноцид в Корее, Китае, Малайзии, Индонезии и других странах Восточной Азии, до сих пор остаются объектом пристального изучения, свидетельствующим о единообразно бесчеловечной – преступной дикости фашизма, при всей его национальной и социокультурной многоликости. По данным «Википедии» в странах, которые подверглись японской оккупации (Таиланд, Бирма, Китай, Сингапур, Португальский Тимор, Тихоокеанские острова, Филиппины, Французский Индокитай, Индия, Индонезия, Малайзия), всего погибло 23 млн человек, из них мирного населения – более 19 млн. Потери мирного населения Китая, по этим данным, составляли 7 млн человек, хотя китайские историки настаивают, что таких жертв было гораздо больше – не менее 15 млн [33].

Жестокий тиранизм как общее свойство фашизма. Нацизм, расизм, геополитический экстремизм или антисоветский (антикоммунистический) фашизм, о котором мы прекрасно осведомлены, благодаря героическому опыту наших предков в победе над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., так же, как и над милитаристской Японией, – в сущности очень близки. Разница лишь в том, что ненависть нацизма, расизма, геополитического экстремизма питают прежде всего чувства собственного национального и расового превосходства, а антикоммунистический фашизм питает ненависть к революционному коммунистическому движению, ведущему борьбу трудящегося народа против власти капитала независимо от исторической специфики или расовой и национальной принадлежности.

Нетрудно заметить, что общим качеством для всех рассмотренных видов фашизма является тиранизм, т.е. устрашающее – самое жестокое подавление и уничтожение политических противников, возведенное в идеологию и универсальный метод управления государством, а также пропаганда, разжигание и ведение захватнических войн.

Фашизм как общее понятие включает в себя все виды фашизма. И это, прежде всего, представление о собственном превосходстве, в частности, вера в особую историческую роль своего государства, утверждающего господство над другими государствами. На примере Германии 3-го рейха или Италии Муссолини мы легко убеждаемся, что в одном и том же историческом субъекте могут успешно совмещаться и расизм, и нацизм, и антикоммунистический государственный тиранизм, которые мы выражаем общим понятием «фашизм». Говоря об истории 2-й мировой войны, историки как правило не проводят резкой грани между фашизмом и нацизмом (или расизмом) и в равной степени используют как первое, так и второе [39, 49].

В первой половине 20-го века фашистские партии и движения возникали практически во всех странах Европы. Однако, несомненно, самым могущественным и жестоким, самым комплексным, объединившим в себе с наибольшей выразительностью все уже рассмотренные здесь виды фашизма, был фашизм в Германии 3-го рейха. Его заслуженно признали преступлением против человечества на Нюрнбергском процессе 1945-49гг., а для граждан нашей страны, наиболее пострадавшей во 2 мировой войне, он навсегда останется олицетворением мирового зла и самого страшного преступления против многонационального советского народа. Этот «образцовый» фашизм можно с полным правом называть «ультрафашизмом».

Крестьянско-анархический фашизм в Кампучии.

Еще одна специфическая форма фашизма – режим Пол-Пота, который существовал в Кампучии (Камбоджа с 1976 по 1979 г.). Под лозунгами леворадикального социализма и кхмерского национализма, получив поддержку населения во времена массовой антиколониальной борьбы с США и их марионеточным режимом в Камбодже в 60-70-е годы, Пол-Пот сумел осуществить революционный переворот в 1975 г. и легитимно войти во власть в 1976 г. при поддержке армии Вьетнама. С помощью самых молодых, радикально настроенных сторонников, называвших себя «Красные кхмеры», он организовал антигосударственную, по сути, анархическую, тираническую военную диктатуру. Почти все гражданское население страны было отправлено в крестьянские трудовые лагеря, были запрещены денежный обмен, религия, наука, образование, здравоохранение, культура и вообще городской уклад жизни. За 3 года правления Пол-Пота от жестоких репрессий погибло порядка миллиона человек, или 15% населения страны (в СМИ часто говорят о 2 млн. погибших, но это, вероятнее всего, с учетом жертв американских бомбардировок) [21].

Поскольку Пол-Пот был членом компартии Камбоджи и 15 лет возглавлял ее леворадикальное крыло с 1966 по 1981 г., режим Красных кхмеров обычно используют как пример «коммунистических зверств» в доказательство антигуманной сущности коммунизма. Однако такое суждение по меньшей мере ошибочно [34, 37]. Воспользуюсь дословной цитатой из редакторского текста, который был размещен в 2018 г. на сайте «Теория заблуждений», автор которой, к сожалению, пожелал остаться неизвестным. Ближе всего этот текст соответствует позиции Клима Жукова и Дмитрия Пучкова [17]:

«Большая ошибка - путать подростковые боевые отряды Пол Пота с коммунистическим движением. Пол Пот был типичным мелкобуржуазным или даже полуфеодальным стихийным национальным лидером, похожим на сотни подобных ему выдвиженцев антиколониального национально-освободительного движения, прокатившегося в 50-60-е годы 20-го века по всему миру (Африка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия). Он действовал в Камбодже подобно тому, как действовали в Европе Гитлер и Муссолини. Сначала (в 60-е годы) он получил известность и поддержку населения благодаря связи с коммунистическим движением Камбоджи, но потом порвал с ним в конце 70-х. Действовал хитро. Создавая организацию красных кхмеров (красными – по названию земель) использовал популярность коммунистической идеологии, внешне мимикрируя под нее, но по существу принципы социализма отвергал. На словах провозглашал народную демократию. Однако программа его изначально была по содержанию крестьянской (отчасти – мелкобуржуазной, отчасти – старофеодальной), по форме – авторитарно-архаичной. Режим Пол-Пота по сути возрождал аппарат «мандаринов» и восточный деспотизм, который отрицал необходимость промышленного производства. Основной метод управления – тирания (война и террор). Никаких далеко идущих планов коммунистического (социалистического) переустройства не было. В национально-политическом смысле это была исключительно националистическая, в сущности, фашистская программа. Призывал возродить кхмерскую Ангкорскую империю, когда-то (9-13 века) существовавшую на территории Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. С самого начала относился враждебно к странам Варшавского договора и, особенно, к Вьетнаму. Более всего политическим репрессиям подвергал просвещенное городское (ориентированное как на капитализм, так и на гуманистический социализм), а также любое не кхмерское население, исключая китайцев. Стремился дружить с Китаем, играя на его в то время холодном отношении к СССР, и воевал с Вьетнамом. Использовал лозунги в духе позднего Маоизма и культурной революции. Продержался у власти 3 года и 9 мес (с 1975 по 1978 г). К началу 80-х после падения режима красных кхмеров Пол Пот изменил риторику и стал называть свое движение либерально-демократическим. Еще 2 десятка лет остатки Пол-Потовской военной хунты просуществовали в джунглях на положении партизан, поддерживаемых оружием и деньгами США. Как видим, деятельность Пол Пота не имела ничего общего с построением подлинного социализма. Режим Пол-Пота сегодня скорее напоминает буржуазно-националистический – Бендеровский режим, созданный Порошенко и отрядами АТО на Украине.»

Действительно, по мере разворачивания революционной борьбы, впадая в тиранический шовинизм и устраивая набеги на вьетнамские деревни, Пол-Пот все более отклонялся от социализма, что и послужило причиной его свержения настоящими, более социально ответственными коммунистами и социалистами при содействии армии Вьетнама в 1979 г. [34, 37].

Изначально Красные кхмеры действительно были нацелены на уничтожение несправедливости капиталистических отношений. Но опыта и знаний было слишком мало, зашкаливали радикализм и юношеские амбиции. Оказавшись на вершине власти, Пол Пот пошел по ошибочному – не социалистическому, а тираническому пути, и это неминуемо привело его и к экономическому, и политическому краху. Став кровавым, «красный кхмер» перестал быть «красным», потому что, теряя власть под натиском народного сопротивления, он боролся уже не за идеалы социализма, а за остатки власти ради собственного политического выживания.

К концу 70-х, когда власть в стране перешла к умеренным коммунистам и социалистам-демократам, Пол Пот полностью отошел от идей социализма и вместе с боевыми отрядами Красных кхмеров ушел в леса и еще долго оставался их идейным лидером в духе кхмерского нацизма и анархизма китайских хунвейбинов, пока не был убит в 1998 г., предположительно, своими же соратниками. К концу 80-х, Красные кхмеры пошли на сговор с США и стали получать американскую военную и финансовую помощь. Более того, они уже полностью отказались от социалистических идей и объявили своей официальной идеологией либеральную демократию. При этом, благодаря влиянию США, фиктивно продолжали представлять Демократическую Кампучию в ООН в составе искусственно созданного т.н. коалиционного правительства. Но несмотря на помощь США, промышляя разбоем и контрабандой на границе с бывшим союзником – Демократическим Вьетнамом, они утратили политическое влияние и превратились в заурядных бандитов и террористов, пока не растворились в джунглях к концу 90-х годов. [21].

Несомненно, политика Пол Пота шла вразрез с общим руслом идей, разрабатываемых международным социалистическим и коммунистическим движением. И, хотя, Пол Пот начинал свою политическую деятельность вступив в компартии Франции и Индокитая, а, затем, продолжал называть созданную им же организацию красных кхмеров коммунистической, надо признать это была только личина для привлечения общественного внимания, поскольку коммунистические идеи в то время были самыми популярными. В действительности же, обучаясь в Париже в 50-х, а затем общаясь с маоистами в 60-х, Пол Пот с самого начала находился под влиянием анархизма: леворадикальных настроений французского студенчества и китайского движения хунвейбинов. Данные, полученные из разных источников интернета, позволяют рассматривать политику Пол Пота и созданное им политическое движение красных кхмеров в качестве специфического крестьянско-анархического фашизма, судьба которого нашла свое закономерное завершение в разрушении государства, кровавой тирании, терроризме и предательстве.

Далее читай: О тиранической сущности фашизма. Часть 4. Виды фашизма: украинский ультра-фашизм. Заключение.