А началось-то все с Хюррем. Помните?
Отдавая себя теме турдизи (турецкая телевизионная драма, кстати, вот уже несколько десятилетий считается одним из важнейших экспортных продуктов Турции), я и представить не могла, что в России так много поклонников этого сериального жанра. Целые сайты и группы в сетях посвящены сводкам о съёмках новых серий, турецким сериальным кинозвездам и просто переписке поклонников этих незамысловатых, казалось бы, мыльных опер.
Не нужен мне берег турецкий
Нужен! Ещё как! И киностатистика последних лет это ярко подтверждает. Историко-эпическая сага «Великолепный век» (18+) (та самая, про Хюррем, точнее, про Александру, которая была пленена крымскими татарами в её родном городе и в 1520 году отправилась в Стамбул, где оказалась во дворце молодого султана Сулеймана) ещё десятилетие назад имела аудиторию в 200 миллионов человек и транслировалась в 43 странах. В том числе и в России. Именно благодаря этому сериалу, все пять сезонов которого с большим успехом шли на «Домашнем» в 2012–2015 годах, мы вольно или невольно начали проникаться любовью ко всему турецкому. Как итог: Турция получила беспрецедентный 70 процентный приток туристов (этот феномен связывают именно с выпуском сериала на мировые экраны), а Россия – стойкую прививку любви к турдизи.
Как сейчас помню: когда бы я ни приезжала в гости к родителям, ох как часто на экране маячила разодетая в шелка Хюррем. А многие мои знакомые нет-нет да и вставляли при встречах речи о печалях огромной семьи султана. Ну и само собой с еще большим удовольствием рассказывали о поездках в ту самую далекую страну, где всё включено. Были, кстати, и те, кто специально брал фанатские туры по местам «Великолепного века».
За измену – штраф!
Сегодня Турция экспортирует свою телепродукцию уже в более чем 150 стран – от Латинской Америки до Кореи. Мировая аудитория этих психологических драм, романтических комедий и триллеров – почти 500 миллионов человек.
Для создания столь массового сериального потока государство оказывает беспрецедентные меры: объявлены налоговые льготы, запущены инвестиции в индустрию, приняты законы, направленные на поддержку местного производителя телепродукции.
Но помимо поддержки, есть для производителей сериалов и определенные карательные меры (на которых государство тоже зарабатывает). Так, Высший совет радио и телевидения следит, чтобы на экранах не появлялись сигареты, вино и кровь, а названия брендов были заблерены.
Кроме этого, цензура отслеживает, чтобы любовные коллизии не противоречили традиционной морали. Любая показанная с экрана измена облагается штрафом.
Так, одним из самых прибыльных для государства оказался сериал «Неверный» (18+). В нашей стране он тоже произвел фурор. Ремейк английского «Доктора Фостера» (18+) про обманутую жену, молодую любовницу и мужа, ловко манипулирующего чувствами обеих, как говорится, «зашёл» у нас.
Актёрский престиж
В многочисленных, в основном женских отзывах о турдизи упор всегда делается на хорошую игру актёров. И это, кстати, отличительная черта турецких многосерийных драм, комедий, триллеров и детективов.
Дело в том, что социальный статус телезвёзд в Турции вообще очень высок: это интеллектуальная элита общества, какой были кинозвезды советского кино. Несмотря на то что многие турецкие актёры начинали карьеру как модели или победители конкурсов красоты, они, как правило, прекрасно образованны (причем у многих это непрофильное образование — инженерное, гуманитарное) и помимо сериалов играют в театре и снимаются в серьёзном независимом кино.
К тому же в турецкой актерской среде принято иметь очень чёткую политическую позицию и не бояться её публично высказывать, что импонирует публике. Популярные актёры участвуют в кампаниях по защите окружающей среды, борются за права женщин или собирают деньги в фонды для нуждающихся детей – всё это важная часть звездного престижа.
Исторические или политические?
Если говорить о жанрах сериалов, то в Турции снимают далеко не только исторические драмы, такие как «Великолепный век» и его продолжение «Империя Кёсем» (18+).
На самом деле это вообще не типичные для Турции исторические проекты. Ведь это сериалы не столько про Османскую империю, сколько о том, что будь ты хоть Сулейман Великолепный, завоевавший половину Европы, всё равно придёт умная и сильная женщина и всё возьмет в свои руки.
И такая позиция, кстати, пришлась не по душе турецким властям. В отличие от граждан, руководство страны восприняло исторический сериал в штыки. Еще бы, ведь после выхода серии «Великолепного века», в которой султан убивает своего сына, турки начали массово подавать заявление в суд с требованием лишить Сулеймана почётного звания Великого.
Эта кампания могла бы показаться смешной, но для властей она стала сигналом того, что общество не собирается эти самые власти обожествлять.
Всё есть, как в Турции!
Поэтому со временем турецкие продюсеры и шоураннеры стали специализироваться (и довольно хорошо в этом преуспели) в первую очередь на психиатрических драмах. Сценарии для самых рейтинговых из них пишет известная писательница, врач-психиатр Гюльсерен Будайджиоглу. Её «Девушка за стеклом» (18+) на наших российских стримингах имеет довольно приличный рейтинг.
Традиционно популярны в Турции и «Polisiye – suç» («suç» значит «вина»), то есть фактически «преступление и наказание». Любовью к полицейским драмам турки действительно обязаны Достоевскому: книги Фёдора Михайловича здесь читают и обсуждают. А рефлексия на тему «тварь ли я дрожащая или право имею» в целом красной линией проходит через весь современный турецкий кинематограф.
Ну и, конечно, важнейшей темой турецких сериалов были и остаются социальные проблемы. Поэтому даже популярная формула турецкой мелодрамы «они не пара» обязательно будет с классовой основой.
В таких фильмах талантливая девушка из простой семьи своим умом, красотой и искренностью пленяет богатого и успешного мужчину.
Эту коллизию можно увидеть не только в российском лидере проката прошлого сезона – сериале «Постучись в мою дверь» (16+), но и в самой топовой многосерийке, что транслируется на Кинопоиске сегодня – «Зимородке» (18+). Её главной темой стало семейное насилие, а после того как фильм стал феноменом проката в Турции, под названием «Золотой мальчик» его продали ещё в 30 стран.
Так что в Турции действительно есть всё! По крайней мере сериалы здесь – на любой вкус. Смотрела ли я сама хоть один из них? Признаюсь, нет. Заголовок к этой статье – всего лишь мое ироничное замечание на данную тему. Меня бы просто не хватило на 36 и более серий…
Хотя мой взгляд на данный кинопродукт любви российских зрителей к турецким сериальным историям точно не отменяет. Кто знает, может, и я со временем втянусь в фильмы, которые смотрят миллионы как россиян, так и иностранцев…
Друзья! Подскажите, а есть ли среди вас те, кто успел посмотреть «Постучись в мою дверь» и «Зимородка»? Понравились? Или «Великолепный век» все равно был круче?
Оставьте свои отзывы в комментариях)
И не забудьте лайкнуть статью - так ее увидит больше пользователей Дзена!
Вот еще несколько моих обзоров кино и сериалов:
#интересное смотриво - вся подборка обзоров фильмов и сериалов в одном месте!