Найти тему

Ульянов - инспектор Гранден, Касаткина - Алиса Постик. 40 лет комедии "Ищите женщину"

1 января 1983 года советские телезрители впервые увидели кинокомедию Аллы Суриковой "Ищите женщину", сразу попавшую в разряд любимых новогодних лент. Этот легкий фильм снимался тяжело, хотя и быстро, а худсовет "Мосфильма" и вовсе признал его провалом.

Алла Сурикова и Александр Абдулов на съемках фильма "Ищите женщину", 1982
Алла Сурикова и Александр Абдулов на съемках фильма "Ищите женщину", 1982

Идею этой картины Алле Суриковой подарила переводчик с французского Светлана Володина. Именно она перевела на русский язык пьесу Робера Тома "Цыпленок и попугаиха" (другое название - "Хлопотунья"). На французском жаргоне цыпленок - полицейский, а попугаиха - очень разговорчивая женщина, болтушка. Увлекательный сюжет и искрометный юмор пьесы Сурикову увлекли, и она подала режиссерскую заявку, которую утвердили. Сценарий написала та же Володина. И вот начался процесс подбора актеров или кастинга, который протекал гораздо дольше, чем съемки фильма.

-2

Сурикова была уверена в том, что роль Алисы Постик должна играть только Софико Чиаурели, а инспектора Грандена по прозвищу Медный лоб - вахтанговец Михаил Ульянов. Последнему сценарий очень понравился, он мечтал сняться в комедии и сломать сложившийся экранный стереотип маршала Жукова и прочих больших начальников, который за ним закрепился. Пробы Ульянов прошел великолепно, но одновременно с началом съемок фильма "Ищите женщину" кинорежиссер Никита Михалков начал экранизировать пьесу Софьи Прокофьевой "Беседы без свидетелей". Ранее он репетировал этот спектакль на сцене Вахтанговского театра с Ульяновым и Ириной Купченко, но что-то не сложилось, и тогда Михалков решил снимать фильм.

Софико Чиаурели и Михаил Ульянов в фильме "Ищите женщину", 1982
Софико Чиаурели и Михаил Ульянов в фильме "Ищите женщину", 1982

Работа у Суриковой накладывались на съемки у Михалкова день в день, и надо было выбирать. Бросить свою подругу по театру Михаил Александрович не мог, так что он выбрал фильм "Без свидетелей". Тогда Сурикова предложила роль Грандена Армену Джигарханяну, но руководству "Мосфильма" не понравилось, что в главной мужской роли будет армянин, а в главной женской - грузинка. Оно попросило Аллу Ильиничну подыскать русского актера, и та позвала Леонида Куравлева. Впоследствии он говорил: "Джигарханян слишком умный на экране, он бы в момент догадался, кто убийца. А нужен был человек недалекий, поэтому позвали меня".

Софико Чиаурели в фильме "Ищите женщину", 1982
Софико Чиаурели в фильме "Ищите женщину", 1982

Но чуть было не отпала и Чиаурели. Когда Сурикова сообщила о своем выборе актрисы руководителю творческого объединения телевизионных фильмов "Мосфильма" Сергею Колосову, тот вдруг нахмурился: "А почему это вы выбрали актрису с черными глазами?" На такой странный вопрос Сурикова даже не нашлась, что ответить - о цвете глаз актрисы она вообще не думала. Потом ей объяснили, что Колосов хотел бы продвинуть на эту роль свою супругу Людмилу Касаткину, которую все реже снимали другие режиссеры. Но Сурикова настояла на своем, она полетела в Тбилиси и сняла фотопробы с Софико, у которой как раз начиналась счастливая семейная жизнь с Котэ Махарадзе. Ее радостный блеск в глаза повлиял на утверждение актрисы.

Людмила Дмитриева в фильме "Ищите женщину", 1982
Людмила Дмитриева в фильме "Ищите женщину", 1982

Роль мэтра Роше согласился исполнить Сергей Юрский, который отлично знал французскую культуру и дал много ценных советов декораторам. Кстати, реквизит для фильма собирали по всей Москве - иностранные календари, коробки конфет, коньяк Camus, сигареты. С миру по нитке, но офис нотариальной конторы стал похож на французский. Выстроили его в павильоне "Мосфильма". Роль старой девы Сюзанны Брессар сыграла Людмила Дмитриева, которую Сурикова открыла для кино. Актриса удостоилась похвалы даже от главы "Мосфильма" Николая Сизова, прочившего ей блестящую карьеру в будущем. Действительно, это одна из самых запоминающихся ролей в фильме.

Елена Укращенок и Леонид Ярмольник в фильме "Ищите женщину", 1982
Елена Укращенок и Леонид Ярмольник в фильме "Ищите женщину", 1982

Выбранный на роль злодея и интригана Робера актер Александр Абдулов привел на съемочную площадку своего друга Леонида Ярмольника, которого утвердили полицейским Максименом. Ярмольник сам расширил полученную роль, добавил многие фразы и смешные моменты. В роли секретарши мэтра Роше Вирджинии Ренуар выступила актриса Елена Укращенок. В своих мемуарах Алла Сурикова писала. что Укращенок была очень красива... и этим ее таланты исчерпывались. В кино она успешной карьеры не построила, зато активно занялась реабилитацией наркоманов и алкоголиков, а также стала супругой знаменитейшего драматурга и писателя Эдварда Радзинского. Он ее проекты и спонсирует. Радзинский как раз и увидел Елену в этом фильме, после чего влюбился. Наконец, роль жены мэтра Роше исполнила Елена Соловей - одна из самых интересных и самобытных советских актрис. Ее привела помреж, которая дружила с актрисой со времен работы в фильме "Раба любви".

Сергей Юрский и Елена Соловей в фильме "Ищите женщину", 1982
Сергей Юрский и Елена Соловей в фильме "Ищите женщину", 1982

Съемки фильма прошли за полтора месяца - срок рекордный по тем советским временам. При этом режиссер Сурикова на площадке была мрачнее тучи. Тогда она была влюблена в женатого мужчину, который тяжело заболел и находился в больнице. Алла Ильинична, естественно, не имела возможности его навещать, из-за чего сильно переживала. И старалась уйти в работу с головой, так что вся съемочная группа находилась в постоянном тонусе – расслабляться никому не давали. Впервые для себя Сурикова поставила в фильме драку (между героями Абдулова и Ярмольника), и после этого она использовала подобные сцены почти во всех своих фильмах, из-за чего подружилась со многими каскадерами. Звук картины записывался сразу, что позволяли делать павильонные съемки и установленные микрофоны. так что дополнительно озвучивать ее не пришлось.

Леонид Куравлев, Людмила Дмитриева, Софико Чиаурели и Александр Абдулов в фильме "Ищите женщину", 1982
Леонид Куравлев, Людмила Дмитриева, Софико Чиаурели и Александр Абдулов в фильме "Ищите женщину", 1982

Фильм сдавали в конце 1982 года. и Сурикова была уверена в том. что он всем понравится. Однако во время худсовета в адрес картины не было произнесено ни одного доброго слова. Маститые критики, режиссеры и актеры дружно называли ленту неудачным водевилем. Слово "водевиль" бесило режиссера, ведь она и не думала снимать в этом жанре. Но члены худсоветы настаивали: водевиль не вышел. актерский ансамбль не сложился, ритм картины рваный, детективная завязка смехотворна, много лишних фривольностей (вроде "Если к вам не пристают в метро, это не значит, что метро в Париже не существует"), Куравлев комикует, Абдулов бездарен, Чиаурели в роль не попадает, все играют вразнобой и т.д.

Софико Чиаурели и Леонид Ярмольник в фильме "Ищите женщину", 1982
Софико Чиаурели и Леонид Ярмольник в фильме "Ищите женщину", 1982

После премьеры все изменилось с точностью до наоборот. Теперь фильм хвалили и на студии, и в прессе, особенно отмечая игру Софико Чиаурели, Куравлева и Абдулова. Ленту вскоре повторили по ТВ по многочисленным просьбам телезрителей, а потом начали регулярно показывать, преимущественно, под Новый год. И сегодня эта картина Суриковой входит в обойму непрерывно повторяемых на разного рода телеканалах с советским кино, где любят демонстрировать три-четыре десятка уже давно всеми пересмотренных и выученных наизусть фильмов.

Леонид Куравлев в фильме "Ищите женщину", 1982
Леонид Куравлев в фильме "Ищите женщину", 1982

Через некоторое время Алла Сурикова записала фильм на видеокассету и поехала по турпутевке в Париж вместе с дочерью Кирой, которая владела французским языком. Сурикова хотела подарить фильм Роберу Тома - автору пьесы. А заодно рассказать о его огромном успехе в СССР. Наивный советский человек не понимал, что "Мосфильм" фактически обокрал этого француза. Тот встретился с Суриковой, а когда услышал про снятый по его пьесе фильм, то буквально оцепенел на мгновение от шока, после чего начал требовать немедленно выплатить ему авторские. Беседа на повышенных тонах продолжалась два часа, и к ее завершению Тома и Сурикова уже ненавидели друг друга. Никаких авторских бедный француз, естественно, не получил, а кассету советский кинорежиссер подарила какому-то парижскому полицейскому, патрулировавшему улицу. Он показался Суриковой очень похожим на Леонида Куравлева.