Найти тему
Петр Свирин

Меч и перо сражаются за одно

Меч и перо сражаются за одно

День защитника Отечества – праздник, который касается не только тех, кто с оружием в руках встает на защиту Родины. Это праздник всех, кто знает историю своего Отечества, гордится ею, готов изучать еще не до конца открытые ее страницы. Расскажу, как открылась мне одна из таких страниц, связанная с моим отцом Владимиром Андреевичем Свириным, участником Великой Отечественной войны.

В этой войне Родину защищали оба моих деда – и по материнской, и по отцовской линии. Первый, Павел Яковлевич Лобанов, отправился на фронт сразу же после начала войны в составе Тульской дивизии, и совсем скоро его жена получила известие о том, что он пропал без вести. Как мне удалось выяснить несколько лет назад, под Могилевом он попал в плен, осенью 1941 года оказался в лагере военнопленных в городке Зандбостель в 20 километрах от Гамбурга, где и погиб 25 ноября 1941 года. Дед по отцовской линии, Андрей Семенович Свирин, был призван в действующую армию 30 сентября 1941 года. Последнее письмо родственники получили от него в январе 1944 года. Он пропал без вести, и в настоящее время о его судьбе мне практически ничего не известно, кроме того, что он служил в роте охраны полевого учреждения Госбанка.

Мой отец Владимир Свирин, встретив свое 18-летие 22 августа 1941 года, на следующее утро уже был на призывном пункте военного комиссариата города Прокопьевска Кемеровской области и в составе одной из «сибирских» дивизий был направлен в действующую армию в Подмосковье.
Отец не любил рассказывать о войне. Нам, его троим сыновьям, приходилось вытягивать информацию об этом чуть ли не клещами. Мы знали, что он участвовал в боях за Москву, но никакими подробностями отец особенно не делился. Рассказал только историю с пулеметной лентой, которой он опоясал себя, как это делали красноармейцы в фильмах про гражданскую войну. Патроны так сверкали на солнце, что он тут же стал мишенью для немецких миномётчиков. А еще рассказал о том, как после боёв под Москвой его вместе с несколькими сослуживцами отправили в учебное подразделение, где в течение пяти месяцев красноармейцы проходили специальную подготовку для заброски в глубокий тыл противника. Их учили стрелять из всех видов стрелкового вооружения, умению управлять всеми транспортными средствами. Солдаты прошли настоящую школу выживания в самых различных условиях, их обучали приёмам рукопашного боя и элементам боевого самбо. С особой гордостью отец вспоминал о пяти совершенных прыжках с парашютом. Ярко врезались в мою память рассказы о скрытном перемещении подразделения, в котором отец проходил службу в должности командира отделения, после выгрузки из эшелона на станции Клетская, что находилась на территории Сталинградской области. О том, что он, решая организационные вопросы, не успел получить продукты у старшины (крупу, консервы...). Извиняясь, старшина вручил коробку, в которой был шоколад. Отец часто вспоминал этот шоколад, который практически спас ему и его отделению жизнь. Ведь на поле, где они заняли оборону, не было возможности развести костер и приготовить еду, не было возможности даже прикурить сигарету: «на огонёк» тут же прилетали мины.
В одном из боев, зимой, отца ранили. Во время передвижения по-пластунски с раной в животе он получил ещё одну пулю из немецкого танкового пулемета, причем пуля раздробила ему палец на ноге и вырвала часть икроножной мышцы. Фактически в одном бою он получил три ранения. Свидетельства о ранениях, напечатанные на обратной стороне этикетки от консервной банки, хранятся в нашей семье.

После нескольких месяцев госпиталей отца комиссовали по состоянию здоровья из действующей армии и направили для дальнейшего прохождения службы на базу автомобильных запчастей, дислоцировавшуюся на станции Петелино Московской железной дороги (Минское направление). В этой воинской части он прослужил до лета 1953 года.

Я всегда гордился своим отцом, который честно выполнил свой воинский долг, медали "За боевые заслуги" и "За отвагу" он бережно хранил в сундуке вместе с охотничьим ружьем. Но мне не давала покоя мысль, для каких военных операций в глубоком тылу готовили красноармейцев, в том числе и моего отца, в 1942 году. И почему осенью 1942 года они оказались под Сталинградом. Эту тайну я открыл два с небольшим года назад. Готовясь к выступлениям на спецфакультете Академии пограничной службы ФСБ и в одном из подразделений Министерства обороны, я перечитывал специальную литературу, посвященную Сталинградской битве. В одной из статей известного историка Алексея Исаева я прочел о том, что все прибывающие под Сталинград резервы командование вынуждено было использовать для ликвидации прорывов немецких войск и недопущения окружения советских армий на разных участках фронта. Историк пишет, что аналогичная картина наблюдалась с вводом в бой 1-й гвардейской армии, сформированной из элитных воздушно-десантных частей; в составе этой армии воевал и мой отец. Она была вынужденно использована для выправления кризисной ситуации на Сиротинском плацдарме, по которому, прорываясь к Сталинграду, нанесла главный удар 6-я армия вермахта…

Около пятнадцати лет моей жизни связано со службой в армии. Мне не довелось участвовать в боевых действиях, но, следуя известной поговорке «Меч и перо сражаются за одно», всегда ощущал свое предназначение как мужчины защищать Отечество. Выполнять такой высокий долг можно в любое время, а «пером» может служить изучение истории, бережное отношение к ней и передача своих знаний другим людям.

Во время Великой Отечественной войны отец до Берлина не дошел. Я волею судеб служил в Берлинской бригаде, размещавшейся в гарнизоне Берлин-Карлсхорст дважды, с октября 1982 по май 1985 гг. и с апреля 1990 по сентябрь 1994 гг. В том числе проходил службу в батальоне, который с ноября 1945 по декабрь 1990 гг. нес службу по охране памятника советским воинам в Тиргартене, выполнял задачи, определенные четырехсторонним соглашением по Западному Берлину в отношении военной деятельности союзников, а также занимался охраной Межсоюзнической тюрьмы Шпандау (до смерти нацистского преступника Р. Гесса). 76 лет прошло со дня Великой Победы, уже почти 27 лет минуло со дня вывода российских войск из Германии, но мы свято храним память о тех, кто отдал свои жизни во имя мира на Земле. И я в меру своих скромных сил активно занимаюсь военно-патриотической работой, рассказываю людям о значимых и интересных событиях истории нашей страны, в том числе и о тех, участником которых я стал во время службы.

Этот текст я написал в 2019 году накануне 23 февраля.