Найти тему

Методы чтения. Часть 2.


Несколько дней назад, я выложил свою
статью о методах чтения книг и текстов. Эта статья является продолжением, в котором я собрал еще несколько интересных подходов к чтению.
Если в предыдущий раз речь шла о более традиционных и в целом известных подходах, то в сегодняшнем тексте я постарался описать не так часто используемые техники работы с книгами, но при этом достаточно действенные.

Метод чтения “PQRST”.

Систематический подход к чтению и усвоению информации, который включает пять этапов, чьи названия на английском начинаются с букв P, Q, R, S и T, где каждая обозначает определенный этап. Этот метод разработан для помощи в улучшении процесса изучения и запоминания материала:

Preview (Просмотр). Начните с быстрого просмотра текста или материала, чтобы получить общее представление о нем. Просмотрите заголовки, подзаголовки, выделенные ключевые моменты, иллюстрации и выделенные в тексте участки. Этот этап поможет сориентироваться в структуре материала.

Question (Вопрос). Задайте мысленно вопросы, на которые хотели бы найти ответы читая материал. Этот этап поможет активизировать мыслительную деятельность и ориентировать вас на ключевой информации в тексте.

Read (Чтение). Теперь читайте текст внимательно, стараясь найти ответы на ваши вопросы. Читайте предложения и абзацы, стремясь понять основные идеи и детали.

Summary (Сводка). После прочтения создайте краткое резюме о прочитанном. Это могут быть короткие заметками или общие ключевые фразы. Составление такой сводки поможет укрепить ваше понимание и запомнить важные моменты в тексте.

Test (Тест). После прочтения и создания краткого резюме, проверьте себя, задавая вопросы по содержанию и пытаясь вспомнить ключевые моменты. Это дополнительное усилие поможет закрепить материал и убедиться, что вы действительно поняли его.

Метод чтения “PQRST” позволяет активно взаимодействовать с материалом, структурировать его и улучшить процесс запоминания.

Метод “критического чтения”.

Этот подход позволяет анализировать тексты глубже, критически оценивать их содержание, аргументацию и подходы авторов. Метод помогает развивать способность анализировать информацию, выявлять скрытые мотивы и позиции, а также формировать собственное мнение о прочитанном материале.

Основные моменты подхода:

Понимание цели и контекста. Прежде чем начать анализ, постарайтесь понять, для какой цели был написан текст и какую аудиторию автор хочет охватить. Рассмотрите контекст, в котором была создана работа.

Идентификация ключевых идей. Определите главные идеи, которые автор хочет выразить. Выделите аргументы, которые он использует для обоснования идей.

Оценка аргументации. Критически анализируйте аргументы автора, пытаясь выявить логические допущения. Рассмотрите, насколько убедительны и логичны аргументы автора. Попробуйте определить, насколько объективен автор и какие могут быть альтернативные точки зрения.

Выявление мотивов. Рассмотрите, какие мотивы могли бы способствовать написанию текста. Возможно, автор заинтересован в убеждении, информировании, манипуляции или поддержании своих интересов.

Собственное мнение. Основываясь на анализе, сформулируйте собственное мнение по поводу затронутой в тексте темы. Подкрепите его аргументами, которые вы считаете наиболее убедительными.

Метод “критического чтения” может быть полезен при анализе разнообразных текстов: научные статьи, новости, эссе, рекламные материалы и даже литературные произведения. Он помогает развивать критическое мышление, а также способность анализировать информацию с разных точек зрения.

-2

Метод “ассоциаций и аналогий”.

В этом подходе используются принципы сопоставления и сравнения, чтобы лучше понимать и запоминать материал. Суть метода заключается в создании связей между новой информацией и уже имеющимися знаниями, используя ассоциации и аналогии.

Вот как это работает:

Ассоциации. Подход ассоциаций включает создание связей между новой информацией и теми идеями или понятиями, которые уже знакомы. Это может быть схожесть в терминах, концепциях, идеях или даже ассоциациях с определенными изображениями или моментами.

Аналогии. Применение аналогий предполагает сравнение новой информации с чем-то, что вы уже знаете, чтобы понять и запомнить ее лучше. Вы ищете схожие аспекты и связи между новым и уже знакомым.

Примеры применения метода «ассоциаций и аналогий»:

Ассоциации с известными предметами. Если вы изучаете новый термин или понятие, попробуйте ассоциировать его с предметом или объектом, который он вам напоминает. Это поможет запоминанию нового термина.

Аналогии с реальными ситуациями. Представьте, что новое понятие аналогично чему-то, что вы видели или испытали в реальной жизни. Это помогает сделать абстрактные концепции более конкретными и понятными.

Сравнение с аналогичными понятиями. Если вы изучаете несколько схожих понятий, сравните их между собой. Определите, в чем разница или схожесть, чтобы лучше разобраться в теме.

Метод чтения ассоциаций и аналогий помогает углубить понимание новой информации и усилить связь между разными знаниями. Он особенно полезен при изучении абстрактных или сложных концепций, а также для того, чтобы сделать изучаемый материал более доступным для понимания.

Метод чтения “5W1H”.

Систематический подход, который основан на анализе ключевых аспектов информации в тексте. Метод помогает структурировать процесс чтения и понимания текста, а также выявлять основные его детали.

Аббревиатура «5W1H» представляет собой первые буквы английских слов, каждое из которых задает ключевой вопрос:

What? (Что?). Какие события, факты, идеи или детали описываются в тексте? Что является центральной темой или сюжетом?

Who? (Кто?). О ком идет речь в тексте? Кто является главными персонажами и участниками событий?

Where? (Где?). Где происходят события или описываются ситуации? Где местоположение действия?

When? (Когда?). Когда происходят описываемые события? Время, эпоха, временной интервал?

Why? (Зачем?). Почему происходят описанные события? Какова мотивация персонажей, автора или участников?

How? (Как?): Как происходят описанные события? Какие методы, процессы или способы используются для их описания?

Отвечая на каждый из этих вопросов, вы можете систематизировать процесс анализа читаемого текст. Такой подход помогает уловить главные идеи книги, основные детали и контекст. “5W1H” достаточно эффективный инструмент для структурированного и глубокого понимания информации в тексте, что может быть полезным при обучении, анализе и изучении различных тем.

Метод чтения “последовательных резюме”.

Техника чтения помогающая усвоить информацию путем создания кратких и последовательных сводок по каждому разделу или абзацу текста. Он облегчает процесс структурирования информации, делая ее более доступной для понимания и запоминания.

Процесс работы с текстом в данном методе устроен следующим образом:

Разбивка текста. Приступите к чтению текста и разбейте его на логические разделы или абзацы. Определите ключевые темы каждого раздела.

Чтение и резюмирование. Прочитайте внимательно первый раздел и запишите краткое резюме о нем. Запишите основные идеи, ключевые факты и детали. Перейдите ко второму разделу и повторите процесс с ним и последующими разделами.

Проверка последовательности. После того как вы резюмировали каждый раздел, посмотрите на ваши записи в порядке их следования. Этот этап позволит быстро понять структуру и основные моменты всего текста. Если остались какие-либо непонятные моменты, вернитесь к соответствующим разделам и прочитайте их еще раз.

Данный метод позволяет выделить главные идеи и структуру текста, облегчает процесс его восприятия и понимания. Кроме того, создание кратких резюме помогает закрепить материал и лучше его запомнить.

Буду рад прочитать в комментариях к статье ваши мнения о рассказанных подходах к чтению.
А также о вашем опыте работы с текстами.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал! Здесь и дальше будут появляться интересные материалы и обзоры на книги!