Все чаще в последнее время, наверно в силу возраста, стала накатывать на меня игровая ностальгия. Приятно бывает повспоминать, в какие игры играл и на каких платформах. А потом загуглить игровые релизы тех лет, удивиться тому сколько всего уже давно было позабыто и испытать удовольствие вновь это все вспомнив. Но «походы за старыми играми» в интернет носили сумбурный характер. Что-то в голову взбредет, зарываешься в интернет, поддавшись эмоциональному всплеску, поностальгируешь, отпускает. А потом, через какое-то время, все по новой. И захотелось мне попробовать вспомнить максимальное количество игр, в которые я играл на протяжении своей жизни и распределить их в хронологическом порядке. А чтобы их расположить в хронологическом порядке, надо их записать в хронлогическом порядке. А раз я это буду записывать, то почему бы не поделиться данной хронологией с остальными? Может кто поностальгирует вместе со мной.
Точка отсчета
Первое мое знакомство с видеоиграми случилось так давно, что точно не вспомнить. На вскидку можно предположить, что это были 1991–1992 годы. Был у нас дома советский аналог ZX Spectrum. Название его я, естественно, тоже сейчас не вспомню. Помню, что это был серый ящик с подключенной клавиатурой, а вместо монитора подключался наш домашний телевизор. Самое похожее на мои воспоминания, что я смог найти в интернете, это КОРВЕТ ПК-8010.
Раз это был аналог ZX Spectrum, то и игры на нем запускались соответствующие. Правда в силу возраста я не особо понимал, что в них нужно делать и играл больше не из интереса к игровому процессу, а из интереса к самому по себе компьютеру как таковому. Естественно, названия игр я не то что не помню, я их и не знал. Не способен был я в возрасте 3-4 лет читать не то что на английском, но и на русском. Да и не нужны мне были их названия. Это сейчас, по поисковому запросу «игры zx spectrum» узнал, что та игра про ниндзю, где нужно не отпускать кнопку бега при перемещении по натянутой между зданиями веревке, а то упадешь, называется Saboteur. А игра про Бабу Ягу, которая запускалась с аудиокассеты, это Cauldron. А еще подозрительно знакомо выглядят Samurai Warrior, Popeye и Batty.
Но, пожалуй, за точку отсчета это не сойдет. Во-первых, воспоминания достаточно смутные. Во-вторых, в игры эти я толком не играл. Но самое главное — это не было настоящим увлечением.
А точкой отсчета буду считать 1993 год. В тот год мой отец вместе с мамой моего лучшего друга Илюхи уехали в Алма-Ату (мы в то время жили в Казахстане) за покупками. И я, естественно, ждал, что батя привезет мне оттуда какую-нибудь крутую игрушку. И батя привез прикольную машину на батарейках, которая светила фарами, рандомно перемещалась по комнате, свистела-тарахтела. В обще очень крутая была машина. А когда я спросил, что купили моему другу, отец ответил, что какую-то фигню не интересную. А этой не интересной фигней оказалась Dendy! Когда я узнал об этом, я был просто потрясен тем, что мой папа решил, что машина (какая бы она не была крутая) лучше чем Dendy. Но больше меня потрясло то, какие крутые игры были на этой Dendy. И с этого момента мое сердце принадлежало видеоиграм. Своей Dendy у меня так и не было, я играл либо у друзей, либо у тех же друзей брал на время поиграть домой.
1. Эпоха DENDY (1993-1995)
В начале этого периода мне было 5 лет, и я ходил в детский сад.
Естественно на тот момент мы и не подозревали, что Dendy — это пиратский клон Famicom. А Famicom — это приставка аж третьего поколения, которое стартовало, вообще-то, аж в 80-х годах!. И естественно мы не знали, что игры имеют даты выхода, что выходили они постепенно. Для нас Dendy вместе со всем ее многообразием игр появилось одномоментно. Соответственно и в хронологическом порядке выстраивать игры, в которые мы тогда играли, нет смысла. Поэтому в данном разделе я просто перечислю все игры, которые остались в моей памяти в порядке их вспоминания.
(1) Super Mario Bros — Самый известный на постсоветском пространстве платформер.
Все, кто играл в Dendy играл и в Марио. Потому что эта игра всегда шла в комплекте с приставкой на картридже, где, как утверждалось, было 999 игр. На самом деле игр было 5-6 примерно, а остальное — их модификации, в которые мы не любили играть. А вот в оригиналы и особенно в Марио любили. Мне Марио так до конца и не дался, все заканчивалось на уровне, где появлялись черепахи кидающиеся молотками… или топорами, я уже не помню.
(2) Battle City — не знаю к какому жанру она относится и как ее описать. Но вы ведь и так поняли что это за игра?
Никакая это была не Battle City, эта игра называлась «Танчики»! Я думаю никто не будет с этим спорить. Интересно, кто-нибудь сообщил Namco как правильно называется их игра?
Это была одна из главных игр на двоих. И это была игра в которую я больше всего играл с отцом. Он у меня танкист, возможно поэтому она ему нравилась. Хотя вот World of Tanks его ни разу не привлекает. Конечно, куда World of Tanks до танчиков?
Рубились мощно и по долгу, но до конца ни разу не доходили. Если конец в этой игре вообще есть.
Остальные игры из стандартного картриджа особо не увлекали, особенно те, что для пистолета, вообще были для нас развлечением на один раз. Так что дальше речь про игры, которые продавались отдельно.
(3) Excitebike — мототриал, если я правильно понимаю.
Не знаю почему, но все мои друзья были абсолютно равнодушны к этой игре. А для меня она была одной из самых любимых. Можно прыгать на трамплинах, можно подрезать соперников. А как реалистично там падает персонаж с мотоцикла и потом к нему бежит? А механика с температурой двигателя? Куда еще лучше-то? Есть куда, можно еще построить собственную трассу и гонять по ней!
(4) Chip 'n Dale Rescue Rangers 2— легендарный платформер по легендарному мультсериалу. Была у нас с друзьями традиция: «Каждый раз, когда мы собирались у кого-то дома на день рождения, мы доходили до железного кота». Основа гениального геймплея данной игры — ящики. Ими нужно кидаться во врагов, в них прячутся ништяки, ими можно защититься от противника. Эти ящики — это отдельный поджанр платформеров. Шикарная находка геймдизайнеров. Удивительно, что эта игровая особенность не породила полноценный поджанр, как сейчас это делает soulslike механика. Зато, возможно, стала участником создания самого главного игрового клише. В (5) Chip 'n Dale Rescue Rangers мы тоже играли, но она нам нравилась меньше.
(6) Battletoads & Double Dragon — The Ultimate Team — beat ’em up, который мы не воспринимали всерьез
Это сейчас, после выхода Battletoads 2020 я узнал, что Battletoads & Double Dragon, оказывается, супермегахит для NES. А в то время мы играли в (7) Battletoads и она нам нравилась. До конца мы ее ни разу так и не прошли, но очень старались. В (8) Double Dragon III мы тоже любили играть. И даже, но это не точно, проходили ее. А вот Battletoads & Double Dragon воспринималась нами как пародия на оригинальные игры. И в серьез мы к ней не относились. Ну как можно совместить в одной игре таких не совместимых персонажей? Шутка, не иначе.
Кстати, у Double Dragon III — The Sacred Stones в главном меню еще музыка шикарная была.
(9) RoboCop 3 — платформер в который я играл из-за музыки.
И раз уж я заговорил про музыку, то самый шедевральный саундтрек был в главном меню RoboCop 3. Он настолько крут, что и сейчас есть у меня в плейлисте. RoboCop 3 это единственная игра на Dendy, где не хотелось начинать игру. Я просто включал картридж и слушал музыку. Хотя сама игра тоже крутая, особенно хаб между уровнями, где нужно чиниться. Очень атмосферный.
(10) The Jungle Book — платформер про маугли, который почему-то надолго меня увлек.
Еще одна игра, которая на долго поглотила нас с отцом. Мы кучу времени потратили на изучение уровней, запоминая где какие бонусы лежат и в каком порядке оптимальнее уровни проходить. Но игру так и не прошли. И тут, кстати, хочется добавить одну деталь — большая часть игр на Dendy, а затем и на SEGA игралась на старых советских телевизорах, которые не умели показывать цветную картинку с приставок. В результате, большинство игр я играл в черно-белом цвете. И таким играм как The Jungle Book это даже шло. Потому что в цвете игра выглядит просто ужасно.
Итог
Большинство игр того времени — это игра с видом с боку, где главный герой перемещается слева направо, реже справа налево, и сражается с противниками. Вот фундамент геймплея почти всех игр. Реже это драчки (файтинги), где никуда идти не надо. А все остальное воспринималось как исключения из правил. Ни о каких жанрах и поджанрах никто и не знал. Было два типа игр — интересные, потому что они нам нравились, и не интересные, потому что они нам не нравились.
Но тем не менее, определенная картина того, какими должны быть игры, в голове сформировалась. Верная или не верная, не важно, особенно в те времена, когда никто, кроме тех, с кем ты непосредственно общаешься, не могли тебе в этой картине что-то поправить. Или как-то оспорить твои взгляды. Мы все «варились» в одних условиях, и представления об интересных и не интересных играх у нас были одинаковые. Отсюда полное взаимопонимание в отношении игр и, как следствие, отсутствие споров и каких-то негативных моментов. А значит игры приносили только положительные эмоции, а разделяемые взгляды заставляли думать, что в играх ты разбираешься.