Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Малиновый звон в краю магнолий. 10 хитов композитора Александра Морозова

Оглавление

Народный артист трех стран - России, Украины и Молдавии - носитель распространенных имени и фамилии, Александр Сергеевич Морозов, сочинил более 1000 эстрадных песен. Некоторые из них засели глубоко в подкорке нескольких поколений, стали застольными и чуть ли не народными, хотя их автор – наш современник. Журнал МУЗилка уже неоднократно обращался к его наследию. Текущий 2023 год для композитора – юбилейный. В марте он справил 75-летие. В поздравительном посте я обещал подготовить материал с подборкой популярных хитов. Пора осуществить задуманное.

Уроженца городка Окница в Молдавской СССР с рождения окружала музыка. Мать, воспитывавшая сына в одиночку, занималась пением, часто выступала. От неё будущий именитый композитор перенял музыкальный талант. Уже в четыре года начал учиться играть на баяне. Школьное образование он получал в столице союзной республики, дабы развивать творческие способности сына мать решилась отправить его в интернат в Кишинев. Там он стал играть в оркестре.

Значительная часть биографии композитора связана с Ленинградом – Санкт-Петербургом. В городе на Неве прошло его профессиональное становление, сюда он приехал учиться, выбрав не музыкальную специальность. Сначала поступил в институт физической культуры, потом в педагогический университет им. Герцена, который успешно закончил. В северной столице он отслужил в советской армии на Балтийском флоте. Всё это время музыка оставалась частью его жизни, в институте он организовал самодеятельный коллектив, в армии сочинял песни для матросского ансамбля.

Первая его песня, получившая широкую известность, «Травы пахнут мятою» была написана 20-летним, не имеющим профессионального образования композитором в 1968 году. За ней одна за другой последовали другие популярные песни. Когда отслуживший в армии Морозов стал студентом Ленинградской консерватории, он был уже автором-песенником, имевшим в багаже немало хитов. На протяжении последующих десятилетий в 70-х, 80-х, 90-х, нулевых мелодии Александра Морозова сопровождали жизнь нескольких поколений советских и российских граждан и стали настолько родными, что кажется, будто они были всегда.

В краю магнолий

Стихи Ю. Марцинкевича, исп. ВИА «Ариэль», Р. Ибрагимов, Витас.

Теплая, летняя, ностальгическая, пропитанная курортными образами песня родилась в олимпийском 1980-м году. Композитор признавался, что написалась она на волне нахлынувших светлых воспоминаниях о собственном детстве, проведенном в молдавском городе.

«Почему я так легко её написал, и хотелось её написать? Потому что я помню свои детские годы. Я жил в провинциальном местечке на севере Молдавии, там был такой парк. Танцплощадка была, обычная ракушка».

рассказывал Александр Морозов

Стихи, наполненные южным колоритом и знакомыми, родными композитору образами из прошлого, вышли из-под пера поэта, проживавшего в городе на Неве, звали его Юрий Марцинкевич. Он сочинил их, находясь в отпуске в Сочи, где как раз произрастают магнолии. Своё творение ленинградский поэт Марцинкевич отправил по почте на адрес знаменитого ленинградского композитора Морозова. Имя поэта Александру Сергеевичу ни о чем не говорило, и сочинять песню на присланные стихи он не спешил, но поэтические строчки буквально «засели в памяти».

«А потом смотрю, всё время вспоминаю этот текст, видимо, он у меня уже сфотографировался на уровне подсознания, и какой-то процесс там уже шел. И когда я уже взял стихи и сел к инструменту, песня родилась моментально».

Так песня, снискавшая статус негласного гимна всех курортов Черного моря, родилась на берегу другого моря, Балтийского, дав начало творческому тандему Морозов-Марцинкевич. С авторами активно сотрудничал певец Ренат Ибрагимов, в чьем репертуаре было немало их совместных песен. Он считается одним из первых исполнителей песни «В краю магнолий». Наряду с Ибрагимовым на первенство в исполнении претендует вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль», для многих слушателей именно их версия считается «канонической».

Исполнители песни "В краю магнолий": слева Ибрагимов , Ренат Исламович (1947 - 2022); справа Ярушин, Валерий Иванович (лидер группы "Ариэль")
Исполнители песни "В краю магнолий": слева Ибрагимов , Ренат Исламович (1947 - 2022); справа Ярушин, Валерий Иванович (лидер группы "Ариэль")

Ибрагимов и «Ариэль» стали исполнять эту песню практически одновременно, оба известных в публичном пространстве исполнения датированы 1982 годом. По словам Рената Исламовича, он впервые спел эту песню во время гастролей, куда отправился вместе со своими соавторами. Марцинкевич и Морозов показали ему песню, и она тут же была исполнена в концерте.

Приятель композитора Морозова Валерий Ярушин получил предложение включить песню в репертуар своего ансамбля и согласился не сразу, опасаясь сопротивления коллег. Легкомысленная песенка немного выбивалась из творческой линии «Ариэля». Музыканты решили аранжировать её в ретро-стиле, преподнеся в пародийном ключе, и этой композиции суждено было стать одной из самых известных «визитных карточек» группы.

Так получилось, что Ярушин и «Ариэль» первыми спели её на телевидении, а Ибрагимов первым выпустил в записи. Название «В краю магнолий» получила пластинка певца 1982 года.

А в начале XXI столетия песню подхватил Витас, и новые поколения слушателей узнали и полюбили «В краю магнолий» уже в его варианте. Хит авторства Морозова и Марцинкевича вышел на альбоме «Песни моей мамы», часто звучал из уст Витаса в телеэфире.

Исполняли её и другие популярные артисты первых десятилетий нового века, например, певец белорусского происхождения Руслан Алехно.

«Прописные истины» (Любите пока любится)

Ст. М. Рябинин, исп. И. Шерфези, ВИА «Здравствуй, песни», Витас и другие.

В репертуар Витаса и на его альбом «Песни моей мамы» перекочевала и другая знаменитая песня композитора Морозова родом из далеких семидесятых - «Любите пока любится». Оригинальное название – «Прописные истины».

Первая строчка припева, «Любите пока любится», по которой хит наиболее узнаваем, часто цитируется в названиях творческих вечеров, концертов, заголовках журналистских материалов, посвященных Александру Морозову. Это говорит о неразрывной связи произведения и автора в массовом сознании.

«Любите, пока любится,
Ревнуйте, пока ревнуется,
Страдайте, пока страдается,
Мечтайте, пока мечтается»,

- эти наполненные простой жизненной философией строки советского поэта-песенника Михаила Рябинина в памяти свидетелей эпохи 70-х звучат с легким акцентом. Её на русском языке пел представитель эстрады дружественной Югославии – Ивица Шерфези.

Точной даты написания и первого исполнения песни установить не удалось. Датировка записи, которую мне удалось найти – 1975 год. Композиция издавалась на пластинках «Поёт Ивица Шерфези».

Также песня входила в репертуар вокально-инструментального ансамбля «Здравствуй, песня».

«В горнице»

Ст. Н. Рубцов, исп. И. Шерфези, Г. Яутакайте, М. Капуро

Из уст югослава Ивицы Шерфези с колоритным акцентом звучали пропитанные русским духом и колоритом строки поэта Николая Рубцова.

«В горнице моей светло,
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды»

Так это же народная песня!

– воскликнет кто-нибудь из читателей. Действительно, её часто ошибочно воспринимают как народную. Более того, это стихотворение Рубцова вдохновляло музыкантов разного статуса и степени известности, на музыку оно было положено неоднократно. Но самой узнаваемой и популярной стала песня авторства Александра Морозова, написанная в 1974 году.

Поэтический текст датирован 1963 годом, стихотворение было вдохновлено прогулкой по лесу. Первоначальный авторский вариант названия «В звездную ночь». Первая публикация состоялась в октябре 1964 в газете Тотьминского района «Ленинское знамя» под заголовком «Лирическое». После его стали одно за другим печатать разные издания.

Спустя 10 лет сборник Рубцова, в который вошло это стихотворение, был подарен Александру Морозову его другом и соавтором, поэтом Глебом Горбовским. Стихи Рубцова восхитили Александра Сергеевича, родилась песня, получившая известность на рубеже 70-х – 80-х гг. Пластинка с песней «В горнице» в исполнении Ивицы Шерфези вышла в 1979.

На фестивале «Песня-1981» с композицию «В горнице» представила певица литовского происхождения Гинтаре Яутакайте.

Широко известно исполнение Марины Капуро с группой «Яблоко». В частности, она представила это произведение на творческом вечере Александра Морозова «Именины сердца» в 1990-м.

Было много других исполнений. С этой песней выступала фолк-поп-певца Пелагея. В 2005, будучи конкурсанткой на «Новой волне», её исполняла Полина Гагарина.

«Зорька алая»

Ст. В. Гин, исп. братья Радченко, Н. Гнатюк и другие.

На стихи Николая Рубцова Морозовым было написано немало песен. Поэту ошибочно приписывают и авторство слов этой знаменитой композиции:

«Зорька алая, губы алые, а в глазах твоих неба синь».

Однако в наследии Рубцова такого произведения не обнаружено, по этому поводу даже проводилась исследование. Стихи принадлежат перу Виктора Гинсбургского, более известному как Виктор Гин, тому самому, что написал хит «Поговори со мною мама» в соавторстве с Владимиром Мигулей. Эта песня принесла поэту широкую известность. Будучи лично знакомым с автором, Морозов «присмотрел» его стихотворение «Зорька алая» и положил его на музыку.

«Зорька алая», как и «Горница» - из тех песен, которые воспринимаются публикой как народные. В источниках по этому поводу фигурирует забавный эпизод, связанный с песней «Зорька алая». Однажды, услышав эту песню, пожилая жительница Нижегородской области обратилась к композитору со следующими словами:

«Я, сынок, её ещё в детстве пела».

При этом слушательница возрастом была очевидно старше маэстро, а композиция родилась во второй половине 70-х годов.

В разные периоды её кто только не пел. В 80-х звучала из уст Николая Гнатюка.

В числе лучших многие слушатели выделяют исполнение дуэта братьев-близнецов Николая и Сергея Радченко.

«Камушки»

Ст. М. Рябинин, исп. Л. Сенчина, Н. Королева и другие.

«А по камушкам, а по камушкам, а по камушкам речка бежит, в даль далекую к морю синему путь её беспокойный лежит», - под стать центральному образу эта песня, словно речка, лилась и журчала из уст обладательницы чарующего хрустального тембра, «Золушки» советской эстрады Людмилы Сенчиной. Наряду с хитом про Золушку «Хоть поверьте, хоть проверьте», композиция «Камушки» приходит в голову одной из первых при упоминании имени певицы, оставшейся в памяти поколений олицетворением чистоты и нежности.

Людмила Сенчина в молодые годы
Людмила Сенчина в молодые годы

Простые и красивые пейзажные стихи родились у поэта Михаила Рябинина. «Камушкам» в этом году стукнуло 40 лет. Хит в исполнении Людмилы Сенчиной прозвучал в финале фестиваля «Песня-78».

Позже её исполняли другие артистки. Противоречивым и спорным, но довольно популярным стало исполнение «Камушков» Наташей Королевой. Кавер-версия с названием «А по камушкам» выпущена на альбоме «Рай там, где ты» 2005 года. В разные годы Королева выступала с ней в телеэфире, совсем недавно она пела это произведение в концерте на Первом канале, приуроченном к 85-летию со дня рождения Иосифа Кобзона.

«Кукла»

Ст. Г. Горбовский, исп. ВИА «Веселые ребята» (вокал Л. Барыкиной).

«Папа подари мне куклу», - по этой строчке известна песня из репертуара ансамбля «Веселые ребята», зазвучавшая женским голосом в 1977 году. Солисток-девушек в коллективе под руководством Павла Слободкина за всю историю было четыре. Последней стала Людмила Тадиевна Барыкина, работавшая в коллективе с 1977 по 1981. В состав группы она пришла на смену Алле Борисовне Пугачевой. Написанную Александром Морозовым в соавторстве с Глебом Горбовским композицию «Кукла» Павел Слободкин присмотрел для Пугачевой и готовил к записи с ней, но будущая Примадонна исполнить её не успела, композиция досталась Барыкиной.

В сольном репертуаре Аллы Борисовны видное место займут несколько «детских» по характеру и содержанию песен, и «Кукла» ей бы подошла, а вот Барыкиной «детскость» композиции как раз пришлась не по душе, она признавалась в своей нелюбви к этой песне:

«Я пела «Куклу», которую просто ненавидела. Мне никогда не нравились детские вещи. Я воспитывалась на Элле Фицджеральд, на Джеймсе Брауне, а тут мне Слободкин предложил «Куклу»

Зарубежные веяния в советской музыке отразились в образе и репертуаре Барыкиной как солистки «Веселых ребят». В репертуаре группы было немало адаптаций западных хитов. Голосом Барыкиной советскому слушателю явились «В последний раз», «Уходило лето» и другие композиции на мелодии иностранного происхождения, а ненавидимой ею «Кукле» суждено было стать, пожалуй, главным оригинальным отечественным хитом, исполненным Барыкиной в «Веселых ребятах».

«Белая ночь»

Ст. С. Романов, исп. гр. «Форум»

Александр Морозов сыграл заметную роль в карьере Виктора Салтыкова. Певец заявил о себе в 80-х как солист группы «Форум». У истоков коллектива, сделавшего ставку на электронное звучание, стоял Александр Сергеевич. Он был одним из основателей и художественным руководителем проекта, образованного в 1984. Песни для репертуара группы Морозов сочинял в соавторстве с Сергеем Романовым.

Самая известная композиция, исполненная Салтыковым в «Форуме» и закрепившаяся за артистом – «Белая ночь». По ней озаглавлена дебютная пластинка группы, официально выпущенная на фирме «Мелодия» в октябре 1987. Двумя годами ранее, в 1985, материал выходил в формате магнитоальбома.

Премьера «Белой ночи» на телевидении по данным ю-туб канала, восходящего к Гостелерадиофонду, состоялась в 1986 году, композиция прозвучала в программе «Утренняя почта».

В «Форуме» Салтыков проработал до 1987 года, уйдя в «Электроклуб». В дальнейшем, состоявшись как сольный исполнитель, он продолжал исполнять «Белую ночь»

«Фантазер»

Ст. С. Романов, исп. Я. Евдокимов.

В соавторстве с Сергеем Романовым Морозов создал песни не только для «Форума». Их произведения вошли в репертуар Софии Ротару, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева и других.

Поэт-песенник Сергей Романов
Поэт-песенник Сергей Романов

Авторский тандем породил «Фантазера». Песню называют главным хитом певца Ярослава Евдокимова, в его исполнении «Фантазер» стал лауреатом фестиваля «Песня-89». Считается, что именно эта песня вознесла исполнителя со сложной и интересной судьбой на пик популярности.

Евдокимов – выходец из семьи репрессированных, рожденный в местах не столь отдаленных, провел детство в небольшой украинской деревне. По удивительному совпадению, хит, ставший его «визитной» карточкой, тоже рождался в сельской местности на территории УССР. Александр Морозов рассказывал, что сочинял эту песню во время отпуска, который проводил в небольшой деревне под Черкассами. Студию он себе оборудовал в одном помещении с загонами для животных, работа над «Фантазером» велась фактически в хлеву.

Песни, которые в массах воспринимаются как «главные хиты» того или иного артиста, самими этими артистами частенько оказываются нелюбимы. Так случилось и с «Фантазером». Песня Евдокимову не особо понравилась, и спеть её он согласился лишь из большого уважения к прославленному автору. В интервью Евдокимов нелестно отзывался и о песне, и о собственном исполнении:

«Вы „Фантазером“ восхищаетесь, а там тоже ничего хорошего нет — музыка примитивная, да и певец никакой получился».

В 2018 узнаваемые строки припева хита 80-х зазвучали из уст Николая Баскова. По случаю дня Святого Валентина певец в компании с группой «Дискотека Авария» представил ремейк или «интерпретацию на тему» песни Ярослава Евдокимова. От оригинала, кроме припева, в ней мало, что осталось.

Реакция композитора на такое «хулиганство» оказалась положительной:

«Если "Дискотеке Аварии" удалось донести до молодого поколения, заставить их запеть, это только на пользу, после этого узнали песню целиком!»,

- высказался Морозов.

Композитор обратил внимание на очень важный момент. Подобные переработки всегда спорны, но, как ни крути, они напоминают слушателям об оригинале и могут пробудить интерес к нему. Современные исполнители говорят с новым поколением меломанов уже на другом музыкальном языке и другими творческими средствами.

«Душа болит»

Ст. А. Поперечный исп. М. Шуфутинский

Одним из постоянных соавторов Александра Морозова был Анатолий Григорьевич Поперечный, подаривший советской песенной культуре такие хиты как «Олеся» на музыку О. Иванова, «Трава у дома» В. Мигули, «Соловьиная роща» Д. Тухманова и многие другие нетленки разных композиторов. С Морозовым они написали целую вереницу песен разной степени известности.

Поэт-песенник Поперечный, Анатолий Григорьевич (1934-2014)
Поэт-песенник Поперечный, Анатолий Григорьевич (1934-2014)

В статье об Александре Морозове в «Википедии» выделен отдельный блок с песнями на стихи Поперечного, где около полусотни позиций. В репертуаре того же Евдокимова довольно заметна была их песня «За Дунаем», «Часовенка» и «Калины куст». Заметный след авторский тандем оставил в репертуаре вернувшегося из США экс-руководителя ансамбля «Лейся, песня», а впоследствии – прославленного шансонье Михаила Захаровича Шуфутинского.

В 1994-м году Шуфутинский словами Поперечного на музыку Морозова запел о том, как «душа болит, а сердце плачет».

Песня вышла на альбоме, который можно назвать «душевным» во всех смыслах. Образ души проходит «сквозь» пластинку 1994 года, называется она «Гуляй, душа», начинается заглавной композицией, а венчает трек-лист «Душа болит».

Из последующих исполнений выделяется версия актера театра и кино с колоритным внешностью и голосом – Алексея Булдакова.

«Малиновый звон»

Ст. А.Поперечный, исп. Н. Гнатюк

В начале 80-х за певцом Николаем Гнатюком закрепилось амплуа исполнителя позитивных, энергичных жизнерадостных песен, таких как «Птица счастья» или «Танец на барабане».

Произведения композитора Александра Морозова раскрыли исполнителя с другой, глубоко лирической стороны. Вышеупомянутую «Зорьку алую» на стихи Виктора Гина и песню «Белые ставни», написанную Морозовым и Поперечным, по характеру часто сопоставляют с хитом «Малиновый звон» того же авторского тандема:

«Малиновый звон на заре», -

затянул Гнатюк со сцены фестиваля «Песня-87».

Как раз на «Песне» одного из предыдущих годов состоялось знакомство будущих соавторов - композитора Морозова и поэта Поперечного. Анатолий Григорьевич решил позвать композитора к себе в гости и показать ему новые стихи, это и был будущий «Малиновый звон». Стихи Морозову понравились, и он сразу хотел набросать родившуюся в голове мелодию. Однако у Поперечного не нашлось ни одного музыкального инструмента, кроме гитары, на которой вместо 6 струн были натянуты всего 3. Настоящий музыкант может сыграть на чем угодно, и Александру Сергеевичу ничего не оставалось, как воспользоваться ею. Это обстоятельство нашло отражение в шутке, что «Малиновый звон» писался «для балалайки с оркестром».

Малиновый звон – устоявшееся выражение, которым описывают переливчатый звон колоколов. В цензурных реалиях советского атеистического государства церковные и религиозные отсылки в текстах песен по понятным причинам не приветствовались, поэтому явные отсылки и ассоциации пришлось нивелировать. На этапе прохождения худсовета текст подвергся правкам, в строчках «Этот малиновый звон от материнских икон», последнее слово заменили на созвучное «окон». На записях разных лет в исполнении Гнатюка эта песня звучит как в исправленном, так и в оригинальном варианте.

Рассказ о творчестве композитора Морозова можно продолжать очень долго. За 50 лет музыкальной деятельности он создал богатейшее наследие, удостоился множества самых престижных музыкальных наград. В новом веке прославленный композитор проявился также в исполнительской и преподавательской деятельности. С начала нулевых он сам стал выступать как певец, исполняя собственные песни. Вместе с супругой Мариной Парусниковой Александр Сергеевич создал театр песни «Самородок», ставший стартовой площадкой для молодых музыкальных талантов.

Материал написан в ознакомительных и развлекательных целях, на базе данных из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.

Истории некоторых песен из этой подборке были рассказаны подробнее в других материалах. Читайте: "В краю магнолий". История курортного гимна. "Фантазер" Ярослава Евдокимова и его современные реинкарнации. Три знаменитых советских хита из репертуара Николая Гнатюка.