Найти тему

10 СОВЕТОВ ДЛЯ ДИАЛОГА С ТРЕНЕРОМ

Оглавление

Время чтения: 13 минут

Точное количество советов: 13

Количество полезных видео: 1

Количество забавных видео: 2

Взаимодействие с тренером часто становится камнем преткновения при развитии спортсменов. Неудачно выстроенный диалог может повлиять на отношение к хоккеисту, неправильно заданный вопрос может стоить игрового времени.

Хороший тренер должен уметь разграничивать диалог с родителем и диалог со спортсменом, не позволяя мнению о родителях повлиять на отношение к ребёнку. Но мы живем далеко не в идеальном мире, поэтому задумываться о правильном и своевременном взаимодействии с тренером, безусловно, стоит.

В первом лонгриде марта подробно разберём, как именно выстроить коммуникацию, какие вопросы точно не следует задавать, в каких ситуациях диалог - выход и помощь, а в каких - вред для взаимоотношений и как поговорить по поводу игрового времени, чтобы не нарваться на его ещё большее уменьшение.

Не забудьте оставить реакцию и задать возникающие вопросы в комментариях. Погнали!

ЧТО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ТРЕНЕРУ?

Раз уж впереди разговор о том, чего нельзя делать, вот забавная подборка примеров на тему. Только без привязки к тренеру. Иногда любовь к хоккею и своему спортсмену доходит и до такого.

Есть несколько пунктов, которые следует запомнить и всегда избегать при диалоге с тренером во избежание ухудшения отношений.

Не предлагать советы по программе тренировок. Золотое правило, которое следует запомнить. Приходя в кабинет стоматолога, мы же не предлагаем ему свои диагнозы и способы лечения? Мы выбираем специалиста, которому доверяем, и позволяем ему выполнять свою работу. Точно также следует действовать во взаимодействии с тренером. Любые предложения по программе тренировок и организации занятий могут быть восприняты как попытка обвинения тренера в низкой квалификации. Не факт, что тренер занимается любимым делом, но тем не менее - это ЕГО дело, вмешательство внутрь которого приведёт к ухудшению отношений. При этом нет ничего плохого в том, чтобы поинтересоваться форматом занятий, узнать о программе и попросить объяснить вам суть работы. Мотивировать это всегда можно тем, что вы хотите помогать спортсмену в понимании программы, и со своей стороны объяснять важность и нужность проделываемой работы, если вдруг начнёте замечать потерю мотивации или ухудшение отношения хоккеиста к тренировочному процессу.

Не давать оценочных суждений о команде в целом. Разговаривая, необходимо помнить, что команда - зона ответственности тренера и его работа. Если есть оценка работы/игры команды со стороны родителя, это сигнал к вмешательству внутрь работы специалиста. Все вопросы и обсуждения должны быть связаны исключительно с Вашим ребёнком. Вы несёте за него ответственность, от вас зависит его здоровье, безопасность и успех. Так же как и от работы тренера, поэтому такие диалоги имеют место быть и являются обоснованными. Переходя к обсуждению командной игры вы пересекаете черту, когда ваша ответственность заканчивается, а работа тренера остаётся. Вам же не приходит в голову высказывать мнение о сфере производства анестезии своему стоматологу? Вы просто лечите зубы, интересуясь конкретно ими в ходе диалога со специалистом.

Не сравнивать в диалоге / вопросах. Это непродуктивно и точно не принесёт никакой пользы для вашего ребенка. Высказав своё мнение об игре другого хоккеиста, вряд ли вы услышите в ответ: «Действительно, а что же я раньше не замечал, что он хуже борется в углах, чем Ваш? Наверное, поменяю их пятёрками». Скорее всего тренер либо жестко пресечёт диалог о стороннем спортсмене, либо начнёт защищать свой выбор и искать аргументы, чтобы опровергнуть ваши доводы. И продолжит он это делать после диалога: внутри тренировок и игр. Сравнение одной команды с другой также непродуктивно, потому что опять приводит нас к оценке квалификации тренера. Несмотря на то, что в России есть единая методика развития и подготовки спортсменов «Красная Машина», каждый тренер видит хоккей по-своему. Отличаются как акценты внутри занятий, так и тактические модели. Иногда вектор на долгосрочную перспективу заставляет тренеров отказаться от результата в ближайших матчах, чтобы решить определённые технические или функциональные задачи в подготовке. Сравнение одной команды с другой своим подтекстом сравнивает работу одного тренера с другим, что категорически негативно сказывается на реакции тренера. Вряд ли ваш диалог заставит специалиста изменить свою работу и видение хоккея, но очень вероятно что отношение к вам и спортсмену он испортит.

ПО КАКИМ ВОПРОСАМ СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ТРЕНЕРУ?

Забавная реклама от звезд НХЛ, притворяющихся хоккейными родителями. Слегка одержимыми хоккейными родителями.

На самом деле, абсолютно по всем. Искусство хорошего контакта с тренером кроется не в вопросах, а в правильных формулировках. Но и игровое время, и конфликтная ситуация, и просьба о пропуске тренировок являются нормальными и адекватными поводами для запроса о личной беседе. Тайминг, формулировка, обстановка, ненавязчивость - вот ключи к хорошему разговору. А теперь разберём подробности.

ЛУЧШЕ РЕЖЕ, ЧЕМ ЧАЩЕ

Одно из первых правил, которое следует запомнить. Не стоит по несколько раз в неделю приходить к тренеру, на регулярной основе созваниваться и переписываться. Практика такова, что в большинстве клубов России тренеры работают с несколькими возрастами. И даже если родитель будет обращаться к тренеру по каким-то вопросам раз в месяц, все равно окажется, что тренер каждый день проводит одну-две беседы с родителями разных хоккеистов. Если же каждый родитель будет раз в 2-3 дня просить тренера уделить время для обсуждения каких-либо вопросов, часов в сутках не хватит, чтобы уделить всем внимание.

Старайтесь не быть навязчивыми родителями и просить о диалоге с тренером не чаще двух раз в месяц.

ТАЙМИНГ

Подбор нужного момента - фундамент для продуктивного диалога. Если тренер «весь в мыле», пытается успеть перенести инвентарь после ОФП на лед, вряд ли это подходящее время для обсуждения каких-то вопросов. Так же как и после обидного или разгромного поражения. Тренеры такие же люди, и расстраиваются они точно также. Лучше дать эмоциям улечься и убедиться, что тренер не занят и готов уделить вам время. Самый лучший вариант - заранее договориться в переписке или при созвоне о встрече, чтобы тренер выбрал оптимальное время для диалога.

Если тема не терпит откладывания на несколько дней и подбора времени, лучше говорить с тренером после тренировки. Перед ней хороший специалист будет занят финализацией тренировочного плана и подготовкой инвентаря.

ОБСТАНОВКА

Диалог с тренером (если это не мелкий вопрос на 2 слова) лучше проводить в спокойной и удобной для обоих обстановке. Обсуждать важные вопросы рядом с парой десятков разгоряченных спортсменов точно не стоит: тренер будет отвлекаться на свой коллектив, и либо вы не получите ответа на свою просьбу/вопрос, либо будете неправильно поняты. Не стоит начинать дискуссию в присутствии других родителей и тренеров, это будет также некомфортно для собеседника. При заранее обговорённой встрече вопрос с обстановкой и достаточным количеством времени ложится на самого тренера, поэтому вновь подчеркнём, что это самый оптимальный вариант для организации диалога.

ФОРМУЛИРОВКИ И КОНТЕКСТЫ

Интервью с агентом КХЛ, Игорем Крамаревым. Помимо специфики работы агента, Игорь Николаевич делится мыслями о развитии хоккея, роли родителей и становлении спортсменов.

Формулировка запроса и понимание контекста ситуации - ключ к успеху в любых переговорах. Есть несколько базовых принципов, которыми следует руководствоваться при общении с тренером.

  1. Просите совета. Когда диалог начинается со слов «Не могли бы вы подсказать», «Хотел с вами посоветоваться» - это автоматически располагает человека. Такими фразами вы сразу показываете уважение к его квалификации и профессионализму, что дает хороший шанс на успешное разрешение вопроса, с которым вы обращаетесь.
  2. Говорите только о своём спортсмене. Даже если произошла конфликтная ситуация в команде, и разговор пойдет о ней, стоит выяснять подробности только о вашем спортсмене и его роли в сложившихся обстоятельствах. Разрешение конфликта потребует либо объяснение вины, либо доказательство его непричастности. Работу со вторым спортсменом следует оставить его родителям и тренеру, не влезая внутрь командного управления.
  3. Помните, что вы можете не знать контекста. Иногда спортсмен может демонстрировать хорошие результаты на тренировках и играх, однако быть выведен из состава за нарушение субординации и дисциплины. Иногда ошибка одного хоккеиста может привести к нагоняю и наказанию всего звена, чтобы продемонстрировать важность не только личной, но и командной ответственности за все происходящее на льду. Иногда тренер может диагностировать симптомы перегрузки у спортсмена и не выпускать его часто в течение матча, чтобы дать отдохнуть и восстановиться к играм следующей недели. Поэтому, начиная диалог, остерегайтесь резкого и однозначного суждения о вопросе/ситуации, ведь вы можете не знать всех подробностей.
  4. Выясняя ситуацию и готовясь к диалогу с тренером, помните, что все дети врут. Кто-то реже, кто-то чаще, но это происходит всегда. Не исключайте этот фактор и будьте готовы, что внутри разговора могут всплыть неизвестные вам детали.
  5. Избегайте конфликта с тренером настолько долго, насколько это возможно. Важно понимать, что недобросовестный специалист может спроецировать ссору с родителем на спортсмена, что всегда скажется негативно. Ссора с тренером сравнима со спором с учителем на экзамене. Переспорить вряд ли получится, но последствия будут практически всегда негативными. Если вы однозначно решили, что при разговоре возникнет конфликт, готовьтесь к потенциальному переходу в другую команду. После ссор отношение тренера если не становится негативным, то, как минимум, он будет намного меньше времени уделять конкретному спортсмену. В большинстве случаев конфликты приводят к смене клуба, что необходимо держать в уме.

ПРИМЕРЫ

Ниже приведём несколько примеров построенных правильно и неправильно вопросов. Под знаком «-» будут находится негативные примеры, под «+» - позитивные

  • - Вася не возвращается в оборону, а мой вынужден постоянно пахать сзади и отрабатывать за него.
  • + Хотели с вами посоветоваться, как нам помочь хоккеисту развивать свой атакующий потенциал. Видим, что он много отрабатывает в обороне, но в атаке игра как-то не клеится. Что, как вы считаете, нам предпринять, чтобы он успешнее действовал?
  • - Саша не играет в пас и таскает шайбу сам, а мой ребёнок не набирает из-за этого очки.
  • + Замечаем, что у нашего хоккеиста как-то не складываются отношения с партнерами по звену. Он часто об этом говорит и расстраивается. Мы не знаем, как построить диалог в таких ситуациях, может вы что-то посоветуете?
  • - Мой ребёнок всю игру просидел на лавке, хотя играл прошлый матч хорошо и не пропускал занятия на этой неделе. Что происходит?
  • + Хоккеист очень расстроился, что не выходил в прошлом матче. Над чем нам поработать, чтобы он получал больше игрового времени и о чем поговорить с ним, чтобы он смог исправить ситуацию?
  • - Моего ребенка избили после тренировки в раздевалке. Почему он также был наказан, если не он зачинщик?
  • + Хотели уточнить у вас подробности инцидента в раздевалке, чтобы правильно пообщаться с нашим ребёнком и не допустить подобных ситуаций. Расскажите, пожалуйста, в чем суть конфликта, и как нам помочь избежать повторения?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У вас не должно складываться мнения, что разговоров с тренером следует избегать. Все советы, описанные в сегодняшнем лонгриде несут одну цель: помочь родителю получить максимальную пользу от диалога и решить проблемы, которые нередко возникают на хоккейном пути.

Конфликтные ситуации будут возникать как с командой, так и с тренером - это нормальный процесс становления и развития каждого хоккеиста в каждой команде. Участие родителей - неотъемлемая часть этого процесса.

Умение и желание выстроить правильный диалог с тренером не говорит о том, что вы пытаетесь «подмазаться», а лишь о том, что вы прикладываете все необходимые усилия для успешной карьеры вашего спортсмена.

Подписывайтесь на мой инстаграм, там много всего интересного @vadim_guskov65