Найти тему
diletant.media

История картины «Утро стрелецкой казни»

Огромное полотно, которое так и приглашает смешаться с пёстрой толпой москвичей и приговорённых стрельцов, напугало современников живописца. И это при том, что на картине, показывающей утро смерти, нет ни одного покойника.

Сюжет

Раннее утро накануне казни стрельцов, прогневавших Петра I своеволием. Осуждённых вывели на лобное место, виселицы выставлены. Казнь ещё не началась — мы видим, как уводят первого стрельца. Суриков намеренно не стал изображать покойных.

«Утро стрелецкой казни», 1881 г., В. И. Суриков. Источник: Государственная Третьяковская галерея
«Утро стрелецкой казни», 1881 г., В. И. Суриков. Источник: Государственная Третьяковская галерея

Полотно огромно, и зритель находится на таком уровне, что, кажется, может смешаться с толпой. Цветастая масса тел структурирована и сложно организована. В этом пёстром месиве выделены несколько стрельцов, обречённых на смерть: они одеты в белое, а в руках держат свечи.

Налицо дихотомия народ — государство, которую Суриков передаёт через параллели образов: за народом — пряничный храм Василия Блаженного, за царём — глухие стены Кремля; слева — живая, стихийная, клубящаяся масса, справа — люди, стоящие в шеренгах, порядок, строй; приговорённые — в белом, солдаты — в чёрном; между Петром и рыжебородым стрельцом происходит дуэль взглядов.

«Боярыня Морозова», 1887 г., В. И. Суриков. Источник: Государственная Третьяковская галерея
«Боярыня Морозова», 1887 г., В. И. Суриков. Источник: Государственная Третьяковская галерея

Солдаты и стрельцы противопоставлены как зло и добро, но лица их похожи, точно у братьев. А первого ведомого на казнь солдат и вовсе поддерживает. Художник хотел показать, что разделённый историей народ остаётся единым.

Контекст

Суриков писал картину несколько лет. Всё это время он был сосредоточен на истории стрельцов и на другие темы не отвлекался. Каждую ночь ему снились казни.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895 г., В. И. Суриков. Источник: Русский музей
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895 г., В. И. Суриков. Источник: Русский музей

Царя художник писал с портрета. Для всех остальных были найдены натурщики, которых Суриков собирал по всей Москве: на кладбище, рынках, улицах, даже у себя дома. Одновременно живописец выбирал место действия и писал архитектуру на пленэре.

По воспоминаниям художника, для него были важны огоньки свечей в руках приговорённых к смерти: «Я хотел, чтобы эти огоньки светились… для того придал общему тону картины грязный оттенок».

Судьба художника

Василий Суриков, чей род происходил из донских казаков, родился и вырос в Красноярске. Считалось даже, что его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком.

Благодаря протекции местного мецената-золотопромышленником Суриков отправился учиться живописи в Петербург. Однако в столице юноше не понравилось, поэтому он уехал в Москву, получив заказ на роспись Вселенских соборов для Храма Христа Спасителя.

Москва ошеломила Сурикова. Во-первых, он нашёл много схожего с родными местами. А во-вторых, его пронзила историчность места.

«Переход Суворова через Альпы», 1899 г., В. И. Суриков. Источник: Русский музей
«Переход Суворова через Альпы», 1899 г., В. И. Суриков. Источник: Русский музей

В 19-м веке картины на исторические сюжеты были крайне популярны и выполнялись несколько в торжественной манере. Триумф, величие, помпезность. Суриков же был против академизма. Он изображал прошлое в его мрачности и суровости.

В последние годы Суриков писал много портретов и автопортретов, которые раньше выполнял факультативно, для забавы. Последними словами художника было мистическое «Я исчезаю». Скончался он в 1916 году в Крыму, куда отправился поправить здоровье.

Подробнее