Найти тему

148 лет со дня рождения Е. Е. Лансере

23 августа 1875 года родился Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946) — живописец, график, монументалист, художник театра, один из представителей семьи Бенуа, внесшей неоценимый вклад в развитие русского искусства. Дед Евгения Евгеньевича по линии матери — Николай Леонтьевич Бенуа (1813–1898) — был академиком архитектуры, архитектором был и его дядя — Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928), а другой дядя — Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) — был художником, историком искусства и художественным критиком (именно он оказал большое влияние на формирование художественных вкусов своего племянника). Отец художника — выдающийся скульптор Евгений Александрович Лансере, создавший около 400 произведений в бронзе, сестра — Зинаида Лансере (Серебрякова) — прославилась как автор лучших женских портретов ХХ века, а брат Николай стал видным архитектором, педагогом и историком искусства.

Детство Евгения Лансере прошло в небольшом имении отца Нескучное Белгородского уезда Курской губернии, где семья Лансере до 1886 года, когда в возрасте 38 лет от туберкулеза умер глава семьи, Евгений Александрович Лансере. После его смерти вдова вместе с детьми переехала в столицу, в дом отца — известный в художественных кругах «Дом Бенуа у Николы Морского».

Евгений Евгеньевич учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1892–1896) у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгарта, а также в частных академиях Ф. Коларосси и Р. Жюльена в Париже (1896–1899). Был членом объединения «Мир искусства», одним из создателей «Старинного театра». В 1912–1915 годах Е. Е. Лансере являлся художественным руководителем фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В 1920 году преподавал в Московском архитектурном институте, в 1934–1938 годах — во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В этот же период им были созданы монументальные росписи темперой и силикатными красками залов Казанского вокзала и первые в московском метро майоликовый панно «Метростроевцы» на станции «Комсомольская», за которые в 1943 году Евгений Лансере удостаивается сталинской премии второй степени.

«После смерти бедного Жени [Е. А. Лансере], который скончался у себя в Нескучном в 1886 г. в самое глухое зимнее время и который был похоронен у церкви, стоявшей насупротив барского дома, жизнь моей сестры получила совершенно иной характер. Со своими шестью детьми, из которых младшей дочери было около двух лет, она осенью того же 1886 г. переехала в Петербург и поселилась с нами в родительской квартире. Всем пришлось потесниться, однако квартира была достаточно просторной, чтобы это стало кому-либо в тягость. Более всего, разумеется, добровольно «пострадали» наши родители, которые перевели свою спальню в последнюю в ряду анфилады узкую комнату, в которой стояла ванна. В ней было так тесно, что двухспальную кровать пришлось поставить вдоль стены. Но едва ли папа и мама действительно страдали от этого. Они к тому же были как бы приучены к такому уплотнению, так как во время периодических вселений к нам внуков из-за разных детских болезней и для изоляции «еще не больных» папа и мама то и дело переезжали из одной спальни в другую. Что же касается меня, то я только мог радоваться такому прибавлению наших сожителей, тем более что моя прелестная комната продолжала оставаться в полном моем распоряжении. Я особенно был доволен тем, что под одной крышей со мной теперь оказался мой любимый племянник Женя или Женяка Лансере, очень рано начавший обнаруживать необычайное художественное дарование. Беседы с этим очаровательным, нежным и в то же время исполненным внутреннего горения отроком постепенно стали превращаться для меня из мимолетных развлечений в какую-то необходимость. Когда я возвращался из гимназии или с прогулки, мне было приятно, что я сейчас увижу Женяку, что мы что-нибудь будем с ним вместе читать, о чем-либо рассуждать, что-либо рассматривать. Большое удовлетворение мне доставляло и то, что я при этом мог давать волю своим педагогическим наклонностям, что я как бы могу «воспитывать» своего племянника, помогать ему стать художником. Вероятно, художественное поприще Женя выбрал бы и без моей помощи, просто в силу дарованного ему богом таланта, но в чем-то я все же, думается, ему помог. Постепенно, с годами в наши беседы стал втягиваться и младший брат Жени Коля, мальчик совершенно исключительной доброты и усердия. Он больше всего был похож на своего деда, на моего отца, и как-то совершенно естественно вышло так, что именно он избрал деятельность Николая Леонтьевича — архитектуру, в которой он выказал впоследствии и определенное дарование, и исключительную культурность. Эти „ученики“ мои делают и продолжают делать мне, как их вдохновителю и первому руководителю, много чести».

А. Н. Бенуа. Мои воспоминания

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946)
Верхняя Сванетия. Ушкул. Село Жибиани 
1929
Бумага, темпера
НИМ РАХ
Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946) Верхняя Сванетия. Ушкул. Село Жибиани 1929 Бумага, темпера НИМ РАХ