Если заранее думать о поражении, то никогда не сделаешь и шага вперед. А вот если шагнешь вперед – тогда появляется шанс выиграть.
О цикле Марины Ясинской я слышала давно, видела его на прилавках магазинов, но не решалась брать, считая, что это история совсем для детей, пока не увидела обзор у дружественного канала Кот-книголюб. Тогда я ещё не знала, насколько поразит меня эта история.
О чём?
С самых первых строк книга даёт нам понять, что в Арамантиде, стране, где происходят основные действия царит матриархат. Джентельмены наряжаются на балы, мечтая привлечь внимание дамы и получить от неё предложение о женитьбе, чтобы потом, пока жена развивается и работает, сидеть дома с детьми, создавая уют. В это время трудолюбивые и упорные дамы заправляют страной, занимая высокие должности.
У мужчин более взрывной характер, они склонны к вспышкам ярости, и поэтому нужно держать их под постоянным строгим контролем. Они менее терпеливы, не способны подолгу сосредотачиваться на одном деле или заниматься несколькими вещами одновременно, а значит, не справятся с серьезными профессиями.
Такое разделение ролей обусловлено самой главной военной мощью страны — авионами, летательными аппаратами, которыми могут управлять лишь те, кому откликнулся лётный камень. И так вышло, что только дама может пробудить такой камень, а значит, что они более достойны.
Арамантида стоит на краю войны с соседним материковым государством — Третьим континентом, с которым их разделяет полоса бурь и циклонов, с единственным спокойным коридором у выступающего вперёд мыса Горн.
Чтобы стать авионерой, девушки со всей страны съезжаются в столицу империи на Церемонию камней. Туда приезжает и Николь рей Хок, мечтающая покорить небеса.
Мои впечатления.
Казалось бы на фоне последних лет обратное разделение ролей может отпугнуть читателя, как что-то навязанное и феминистическое, но в цикле Ясинской всё настолько плавно вписывается в окружающую там действительность, что ни капли не кажется, чем-то неестественным. Да, жеманные и нежные юноши по началу могут вызвать недоумение, но потом ты понимаешь: они такие, какие они есть. Уже много лет, столетий, страна живёт по таким правилам, и это стало для них нормальным и незыблемым.
Когда позже происходит столкновение культур, двух разных стран, то ты понимаешь, что по сути ни одна из сторон не права и не виновата. Да, там и там есть притеснение, но невозможно сказать, чья жизнь лучше и правильнее. В Аамантиде многие профессии недоступны джентельменам, но и к мужчинам не относятся откровенно как к мусору, какое отношение мы видим по отношению к женщинам со стороны некоторых мужчин с Третьего континента.
Персонажи цикла все выразительные, индивидуальные и харизматичные. Можно решить, что у нас два главных героя — Николь, девочка из провинции, случайно пробудившая крупнейший лётный камень в истории Арамантиды, и Ансель — джентельмен, решивший стать механикером, человеком, который чинит авионы, а ведь это исконно женская профессия.
А как у вас так получилось, ведь у джентельменов слабый ум и они совсем не разбираются в механистике?
Также по первой книге можно подумать, что это будет и обычное романтическое фэнтези. Но как же я ошибалась.
Героев становится больше, события накаляются. Начинается война, погибают люди, погибают персонажи, которых ты успел полюбить. Я долгое время не могла поверить, что они погибают окончательно и потом не воскреснут с помощью неведомой волшебной силы. Мне было грустно, страшно, но я понимала — это война, здесь буду жертвы. Книга была бы намного слабее без реалистичных боёв, сражений и сопротивления обычных людей.
Я же ещё совсем молодая, я же только начинаю жить! Ужасные, непоправимые вещи случаются с другими, а меня эта участь минует. И важных для меня людей — тоже. Успокаивающая иллюзия, которую жизнь раньше или позже неизменно разрушает.
Я не раз слышала, что история похожа на "Левиафана" Скотта Вестерфельда. Последние две книги — не спорю, очень похожи, но вот первая по количеству шпионов, городских тайн, загадок больше ассоциировалась у меня с другой трилогией, которая не сильно мне понравилась, хоть задумка и интересная — "Тайна Лариспема" Люси Пьерра-Пажо.
Вся история рассказана богатым языком, искусно описывающим бои, спокойную жизнь, мысли и переживания персонажей. Что ни фраза, то цитата. Что не событие, то бурный вихрь образов в голове!
Сила - это ответственность перед тем, кто слабее. Проблема вовсе не в наличие силы, проблема в том, кто и как её применяет.
Итоги.
Книга маркируется знаком 12+, и я даже не знаю. Понимаю, что в 12 лет мы все разные, я бы с удовольствием прочитала этот цикл в том возрасте, но с каждой книгой меня не покидало ощущение, что история намного глубже и серьёзнее, а главное страшнее. Я не люблю тему войны, я не раз указывала это на канале, в "Авионерах" эта тема имеет одно из ключевых значений.
После прочтения я была в глубокой задумчивости и шоке. Просидела некоторое время, просто обдумывая, что же произошло, чем всё закончилось. На многие вопросы я не получила ответов: куда отправилась Мия? Что с Николь и Анселем? Как дальше будет жить Арамантида? Закончилась ли война? И главное! Почему Агата стала рей Марн? Те, кто читал, могут ответить на это?
Оценка, которую я ставлю, сугубо субъективная. Минус бал за множество оставленных без ответа вопросов (может рассчитывалось продолжение, но пока я его не вижу), минус полбала за шок от показанной войны.
8,5 авионер из 10. Это замечательная, отличная история! Я рекомендую её читать всем: она подойдёт и подросткам, и взрослым. Давать ли читать 12-летнему подростку? Да, если ему не претит читать школьную литературу о войне.
А в конце добавлю слова любой героини-авионеры:
Я — крылья.
Я — ветер.
Я — небо.
Я — авионера!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие статьи! Ставьте лайки, если статья вам понравилась! Это важно для меня и для продвижения контента!
И добавляйтесь в мой Телеграм-канал, чтобы не пропускать новые статьи и посты!