Я преподаватель по речи, и я не считаю, что речь должна быть просто идеально красивой. Потому что в первую очередь она должна приносить результат. О том, как сделать из навыка говорения торговый инструмент, мы сегодня и порассуждаем. Разложу по пунктам, на что следует обратить внимание.
Что такое компетентность, и в чем она проявляется?
В попытках ответить на эти вопросы сталкиваются два противоборствующих лагеря. Одни утверждают, что главное не как, а что ты говоришь, ведь людям важнее смысл. Другие считают, что если ты некомпетентен, то этого никак не скроешь. Хороших специалистов видно издалека.
На самом деле и первое, и второе суждения ошибочны. Во-первых, если бы людям был важен только смысл, то TikTok, Reels и другие подобные форматы не набирали бы таких охватов.
Во-вторых, когда мы выбираем специалистов, то в любом случае всегда смотрим на их опыт и перечень навыков. Никто не выберет человека, который толком не может рассказать, чем занимается. Хотя бы по той простой причине, что становится непонятно, сможет ли он решить возникшую проблему.
Чаще всего с запросом: «Хочу, чтобы речь была компетентна!» приходят люди двух крайностей. Первая из разряда: «Вот как работаю, так работаю. Все и так должны знать, что я хороший специалист!». Люди, которые давно пользуются услугами или продукцией, об этом и правда могут быть в курсе. Но как быть с теми, кто только недавно с вами познакомился? Как они с первого взгляда убедятся, что вы действительно разбираетесь в своей области?
И вторая крайность – это когда люди сходу начинают сыпать терминами, думая, что это делает их более квалифицированными в глазах других. Но и это так не работает.
Уверенность в голосе
Так из чего же (сугубо по-моему личному мнению) складывается компетентность в речи?
Первое – уверенное звучание. Рассуждать о том, как эта уверенность проявляется, можно долго. Сейчас я возьму за основу систему архетипов речи. Подробнее о ней можно прочитать в других материалах на моем канале.
Так, согласно этой системе, для уверенности в речь следует добавлять Правителя и Эксперта. Если объяснять более простым языком, то это отсутствие длинных тянущихся фраз и монотонных объяснений. Вы должны говорить с четкими паузами и окончаниями слов.
Все это является показателями интонирования. Однако, чтобы они появились, без правильно поставленного дыхания и соблюдения ритма речи не обойтись. Это уже комплексная работа, которую я и провожу на курсе «Дизайн речи».
Упрощение речи
Допустим, ваш голос и манера говорить уже звучат уверенно, но что-то не так с содержанием. Что с ним может быть не так? Непонятно, о чем вы говорите.
Опять же, чаще всего встречаются две крайности: либо сумбурное повествование, либо очень заумное. Слушаешь такого спикера и думаешь: «Я все равно не пойму, что он говорит».
Если вы сыплете терминами, то всегда их расшифровывайте. Например, для меня базовым является понятие «архетипы речи». Но все ли понимают и знают, что это такое? Нет. Поэтому я делаю что? Расшифровываю. Архетипы речи – это несколько вариантов личного бренда, то есть подачи себя. К слову, узнать свой архетип можно с помощью теста.
Вы должны понимать, как сложные термины объяснить простыми словами. Кстати, и то, как вы доводите мысль до человека, не всегда может быть понятным. Здесь мы плавно переходим к логике речи.
Логика речи
Чаще всего люди выдвигают тезисы, увлекаются деталями и настолько в них закапываются, что получается сумбур. Для того, чтобы собеседник четко понял, о чем вы говорите, нужно уметь резюмировать. То есть структурировать все, что он только что услышал.
Например, сейчас мы обсудили, как звучание голоса и интонации влияют на собеседника. Выяснили, как не сделать выражение при помощи терминов слишком заумным. Только что я выделила два пункта и резюмировала их. Сейчас мы обсуждаем третий: как при помощи логики дать человеку понять, что вы компетентны в вопросе.
Если вы можете разложить все, что было сказано, на резюмирующие конструкции, у собеседника появится ощущение вашей компетентности. Почему? Потому что он увидит, что у вас в голове порядок. А это значит, что вы знаете, о чем говорите.
Речевая самооборона
В основном речевая самооборона направлена на экономию нервных клеток. Каким образом? Она учит правильно блокировать различные выпады в нашу сторону и не вестись на сторонние манипуляции. На эту тему у меня есть памятка по конфликтологии.
Однако без хорошо проработанной логики, в полной мере этого достичь не получится. Почему? Потому что мозг первым делом воспринимает звучание голоса, и только потом все то, что им было сказано.
Есть очень простой пример. Если пилот истеричным голосом объявит: «Дамы и господа, у нас все хорошо!», вы вряд ли ему поверите. Но если спокойным голосом скажут, что сейчас самолет совершит аварийную посадку на воду, и попросят сохранять спокойствие, вы сможете нормально выслушать просьбу.
Да, пожалуй, можно обойтись и без голосовых характеристик. Но манипулирование людьми заключается в том, чтобы загнать их в определенные рамки. Делать это при помощи поставленного голоса гораздо проще.
Поэтому изучать речевые манипуляции и самооборону я все-таки советую после работы с речью и голосом. Можно ли их проработать отдельно? Конечно, можно. Иначе я бы не сделала из этого целостную программу «Дизайн речи».
Самопрезентация
В этой же программе есть такой блок, как «Самопрезентация». Там мы учимся расставлять по порядку факты о себе. Зачем? Затем, что компетентность, как правило, выражается и в том, что мы о себе рассказываем.
Здесь я тоже вижу две крайности. Есть люди, которые говорят: «Я могу рассказать о себе гораздо больше, чем десять фактов». И начинается рассказ со школьной скамьи, где человек был главным капитаном в каком-нибудь кружке, и у него есть золотая медаль. Зачем людям это знать?
В самопрезентации даже ваш возраст – это лишняя деталь. Упомянуть его будет не лишним только в том случае, если на нем можно сделать акцент. Например, «В свои 20 лет я уже…». Тогда получается структурированный факт.
Вторая крайность – люди, которым, наоборот, нечего о себе рассказать. Они привыкли писать шапки профиля для соцсетей по типу: «250 учеников и 5 лет практики». Эти пункты максимально короткие и ничего не говорят о вас, как о человеке.
Если вы пишете о своих пяти годах практики в качестве педагога, который преподавал с удовольствием, добавьте в факты эмоции. Читатель будет видеть вас уже иначе.
Подробнее о том, как построить правильную самопрезентацию, я рассказывала на мастер-классе. Если интересно, можете посмотреть его запись.
Работа с аудиторией
И последний совет: когда работаете с людьми, всегда учитывайте, что все они разные.
Даже если перед вами стоит камера, с которой вы непосредственно работаете, не воспринимайте ее как простой безликий экран.
Помните о том, кто и зачем будет смотреть эту информацию. Что этим людям необходимо о вас знать. Это транслируется через голос, интонации и прочие нюансы. И конечно же, через содержание речи.
Подводим итоги
В конце хочу максимально сжато рассказать о том, что дает людям понимание вас, как эксперта.
- Интонация разговора и построение речи. Сначала человек реагирует на тембр голоса, и только потом улавливает смысл сказанного.
- Содержание не должно изобиловать огромным количеством сложных терминов. Так вы только создадите эффект сумасшедшего ученого. Всегда делайте расшифровки.
- Техника резюмирования позволит людям быстрее понять, что вы имели в виду. Повторите коротко по пунктам то, что объяснили.
- Не надо исключать из своего описания эмоции. Но не давайте много лишних фактов. Подумайте, что людям действительно важно знать о вас для того, чтобы сформировать впечатление, как об эксперте.
И последнее, на что хочу обратить внимание. Занимаясь речью, всегда помните о самом важном и единственном ее показателе — об эффективности.
Если вы занимаетесь прямо сейчас или уже проходили какие-то курсы в прошлом, но вас по-прежнему не понимают, не слышат, или вам кажется, что вы звучите неубедительно, значит, что-то было сделано не так.
Если вам нужно глубже разобраться в этих темах, то можете начать с моих бесплатных материалов, таких как гайд «С чего начать улучшать речь», либо с инструкции «5 шагов к уверенной речи». Кстати, тем, кто хочет повысить компетентность, инструкция подойдет даже лучше.
(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)