Найти тему

Говорить как эксперт: навыки, которые помогают увеличить продажи и укрепить личный бренд

Оглавление

Я преподаватель по речи, и я не считаю, что речь должна быть просто идеально красивой. Потому что в первую очередь она должна приносить результат. О том, как сделать из навыка говорения торговый инструмент, мы сегодня и порассуждаем. Разложу по пунктам, на что следует обратить внимание.

Фотография из личного архива.
Фотография из личного архива.

Что такое компетентность, и в чем она проявляется?

В попытках ответить на эти вопросы сталкиваются два противоборствующих лагеря. Одни утверждают, что главное не как, а что ты говоришь, ведь людям важнее смысл. Другие считают, что если ты некомпетентен, то этого никак не скроешь. Хороших специалистов видно издалека. 

На самом деле и первое, и второе суждения ошибочны. Во-первых, если бы людям был важен только смысл, то TikTok, Reels и другие подобные форматы не набирали бы таких охватов.

Во-вторых, когда мы выбираем специалистов, то в любом случае всегда смотрим на их опыт и перечень навыков. Никто не выберет человека, который толком не может рассказать, чем занимается. Хотя бы по той простой причине, что становится непонятно, сможет ли он решить возникшую проблему. 

Чаще всего с запросом: «Хочу, чтобы речь была компетентна!» приходят люди двух крайностей. Первая из разряда: «Вот как работаю, так работаю. Все и так должны знать, что я хороший специалист!». Люди, которые давно пользуются услугами или продукцией, об этом и правда могут быть в курсе. Но как быть с теми, кто только недавно с вами познакомился? Как они с первого взгляда убедятся, что вы действительно разбираетесь в своей области?

И вторая крайность – это когда люди сходу начинают сыпать терминами, думая, что это делает их более квалифицированными в глазах других. Но и это так не работает.

Уверенность в голосе

Так из чего же (сугубо по-моему личному мнению) складывается компетентность в речи? 

Первое – уверенное звучание. Рассуждать о том, как эта уверенность проявляется, можно долго. Сейчас я возьму за основу систему архетипов речи. Подробнее о ней можно прочитать в других материалах на моем канале.

Фрагмент из презентации для курса «Дизайн речи».
Фрагмент из презентации для курса «Дизайн речи».

Так, согласно этой системе, для уверенности в речь следует добавлять Правителя и Эксперта. Если объяснять более простым языком, то это отсутствие длинных тянущихся фраз и монотонных объяснений. Вы должны говорить с четкими паузами и окончаниями слов.

Все это является показателями интонирования. Однако, чтобы они появились, без правильно поставленного дыхания и соблюдения ритма речи не обойтись. Это уже комплексная работа, которую я и провожу на курсе «Дизайн речи».

Упрощение речи

Допустим, ваш голос и манера говорить уже звучат уверенно, но что-то не так с содержанием. Что с ним может быть не так? Непонятно, о чем вы говорите. 

Опять же, чаще всего встречаются две крайности: либо сумбурное повествование, либо очень заумное. Слушаешь такого спикера и думаешь: «Я все равно не пойму, что он говорит».

Если вы сыплете терминами, то всегда их расшифровывайте. Например, для меня базовым является понятие «архетипы речи». Но все ли понимают и знают, что это такое? Нет. Поэтому я делаю что? Расшифровываю. Архетипы речи – это несколько вариантов личного бренда, то есть подачи себя. К слову, узнать свой архетип можно с помощью теста

Вы должны понимать, как сложные термины объяснить простыми словами. Кстати, и то, как вы доводите мысль до человека, не всегда может быть понятным. Здесь мы плавно переходим к логике речи. 

Логика речи

Чаще всего люди выдвигают тезисы, увлекаются деталями и настолько в них закапываются, что получается сумбур. Для того, чтобы собеседник четко понял, о чем вы говорите, нужно уметь резюмировать. То есть структурировать все, что он только что услышал.

Например, сейчас мы обсудили, как звучание голоса и интонации влияют на собеседника. Выяснили, как не сделать выражение при помощи терминов слишком заумным. Только что я выделила два пункта и резюмировала их. Сейчас мы обсуждаем третий: как при помощи логики дать человеку понять, что вы компетентны в вопросе.

Если вы можете разложить все, что было сказано, на резюмирующие конструкции, у собеседника появится ощущение вашей компетентности. Почему? Потому что он увидит, что у вас в голове порядок. А это значит, что вы знаете, о чем говорите. 

Речевая самооборона

В основном речевая самооборона направлена на экономию нервных клеток. Каким образом? Она учит правильно блокировать различные выпады в нашу сторону и не вестись на сторонние манипуляции. На эту тему у меня есть памятка по конфликтологии.

Однако без хорошо проработанной логики, в полной мере этого достичь не получится. Почему? Потому что мозг первым делом воспринимает звучание голоса, и только потом все то, что им было сказано.

Есть очень простой пример. Если пилот истеричным голосом объявит: «Дамы и господа, у нас все хорошо!», вы вряд ли ему поверите. Но если спокойным голосом скажут, что сейчас самолет совершит аварийную посадку на воду, и попросят сохранять спокойствие, вы сможете нормально выслушать просьбу.  

Да, пожалуй, можно обойтись и без голосовых характеристик. Но манипулирование людьми заключается в том, чтобы загнать их в определенные рамки. Делать это при помощи поставленного голоса гораздо проще.

Поэтому изучать речевые манипуляции и самооборону я все-таки советую после работы с речью и голосом. Можно ли их проработать отдельно? Конечно, можно. Иначе я бы не сделала из этого целостную программу «Дизайн речи»

Самопрезентация

В этой же программе есть такой блок, как «Самопрезентация». Там мы учимся расставлять по порядку факты о себе. Зачем? Затем, что компетентность, как правило, выражается и в том, что мы о себе рассказываем. 

Здесь я тоже вижу две крайности. Есть люди, которые говорят: «Я могу рассказать о себе гораздо больше, чем десять фактов». И начинается рассказ со школьной скамьи, где человек был главным капитаном в каком-нибудь кружке, и у него есть золотая медаль. Зачем людям это знать? 

В самопрезентации даже ваш возраст – это лишняя деталь. Упомянуть его будет не лишним только в том случае, если на нем можно сделать акцент. Например, «В свои 20 лет я уже…». Тогда получается структурированный факт. 

Вторая крайность – люди, которым, наоборот, нечего о себе рассказать. Они привыкли писать шапки профиля для соцсетей по типу: «250 учеников и 5 лет практики». Эти пункты максимально короткие и ничего не говорят о вас, как о человеке.

Если вы пишете о своих пяти годах практики в качестве педагога, который преподавал с удовольствием, добавьте в факты эмоции. Читатель будет видеть вас уже иначе.

-3

Подробнее о том, как построить правильную самопрезентацию, я рассказывала на мастер-классе. Если интересно, можете посмотреть его запись. 

Работа с аудиторией

И последний совет: когда работаете с людьми, всегда учитывайте, что все они разные.

-4

Даже если перед вами стоит камера, с которой вы непосредственно работаете, не воспринимайте ее как простой безликий экран.

Помните о том, кто и зачем будет смотреть эту информацию. Что этим людям необходимо о вас знать. Это транслируется через голос, интонации и прочие нюансы. И конечно же, через содержание речи. 

Подводим итоги

В конце хочу максимально сжато рассказать о том, что дает людям понимание вас, как эксперта. 

  1. Интонация разговора и построение речи. Сначала человек реагирует на тембр голоса, и только потом улавливает смысл сказанного. 
  2. Содержание не должно изобиловать огромным количеством сложных терминов. Так вы только создадите эффект сумасшедшего ученого. Всегда делайте расшифровки.
  3. Техника резюмирования позволит людям быстрее понять, что вы имели в виду. Повторите коротко по пунктам то, что объяснили. 
  4. Не надо исключать из своего описания эмоции. Но не давайте много лишних фактов. Подумайте, что людям действительно важно знать о вас для того, чтобы сформировать впечатление, как об эксперте.  

И последнее, на что хочу обратить внимание. Занимаясь речью, всегда помните о самом важном и единственном ее показателе — об эффективности. 

Если вы занимаетесь прямо сейчас или уже проходили какие-то курсы в прошлом, но вас по-прежнему не понимают, не слышат, или вам кажется, что вы звучите неубедительно, значит, что-то было сделано не так. 

Если вам нужно глубже разобраться в этих темах, то можете начать с моих бесплатных материалов, таких как гайд «С чего начать улучшать речь», либо с инструкции «5 шагов к уверенной речи». Кстати, тем, кто хочет повысить компетентность, инструкция подойдет даже лучше.

(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)