Найти в Дзене
Особый взгляд

Что раздражает незрячего человека при взаимодействии с людьми без нарушения зрения?

Оглавление
«Я вас слышу, понимаю речь. О незрячем в его присутствии не говорите в третьем лице и обращайтесь не к сопровождающему, а к самому незрячему».
Иллюстрация: Галина Воробьева
Иллюстрация: Галина Воробьева

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Маргарита, незрячая

«Незнакомое, непонятное пугает, отталкивает, настораживает. Таким terra incognita может стать незрячий человек для видящего. Как не обидеть? Как обратиться? Как предложить помощь? Или лучше вообще не вступать в контакт? Десятки вопросов могут промелькнуть в подсознании того, кто впервые имеет дело с человеком с нарушением зрения.

Казалось бы, должна выручить интуиция и элементарная логика, но она срабатывает не всегда. И порой вы, дорогие зрячие, не нарочно, без злого умысла делаете что-то, от чего нам неловко или неприятно.

Например:

🖐 Не обращаетесь к нам напрямую, говорите о нас в третьем лице.

Пришла на уличный концерт с сопровождающим. Все стулья вокруг заняты, да и мне хочется постоять, подвигаться под бодрые ритмы. Вдруг какая-то женщина обращается к моему сопровождающему:

"Надо ее посадить!"

Увы, мое желание в расчет не берется.

Или прихожу в поликлинику, снова не одна. Подаю сотруднице регистратуры паспорт. Та, обращаясь к сопровождающему, молвит:

"Зачем Вы ее привели? Могли бы и сами сходить с ее документами!"

А ведь я хочу участвовать в том, что касается меня. Кроме того, поход до поликлиники — это прогулка.

Если за меня и без меня будет кто-то ходить по магазинам, на почту, в банк по доверенности, в МФЦ, я просто окажусь исключена из собственной жизни.

Ну и я вас слышу, я понимаю вашу речь. О незрячем в его присутствии, пожалуйста, не говорите в третьем лице и обращайтесь не к сопровождающему, а к самому незрячему.

"Не хотите ли Вы присесть?"
"Беру Ваши документы, сейчас сделаю копии!"

🧒 Обращаетесь к нам на ты, сюсюкаете.

И опять поликлиника. Слышу в свой адрес от женщины-врача лет пятидесяти:

"Котик, ты, наверное, в интернате живешь, да?"

А в МФЦ пару лет назад:

"Ой, какие у тебя маленькие нежные ручки! Можно их погладить?!"

Если бы мне было 5, 10 лет, возможно, в таком обхождении не было бы ничего странного. Но на четвертом десятке это воспринимается несколько двусмысленно. То ли мне делают комплимент, то ли относятся как к человеку с глубоким нарушением интеллекта.

Понимаю, что у старшего поколения такая особенность менталитета: тех, кто сильно моложе, называть дочками, сыночками, деточками. Да, я выгляжу гораздо младше своего возраста, но это не повод для панибратства.

Здесь должна быть фраза про нарушение личных границ, но ее не будет.

Просто спросите себя:

"Стал(а) бы я обращаться к этому человеку на ты и называть его зайчиком, не будь он незрячим?"

👨‍⚕️ Спрашиваете про диагноз, советуете лечение.

Недавно в поезде пожилая попутчица полюбопытствовала:

"А какой у Вас диагноз?"
Я ответила вопросом на вопрос:
"Зачем Вам такая информация? Разве Вы нейрохирург?"
Последовала реплика:
"Нет, просто интересно!"

Или вот, стою в очереди:

"Девушка, а Вы в клинике Федорова бывали? Там любые операции делают, слепым зрение возвращают!"

Чужим диагнозом интересоваться неприлично, если вы не врач и человек у вас не на приеме. А если хочется что-то предложить, порекомендовать, пожалуйста, сначала спросите, готовы ли мы услышать ваш совет.

🤐 Проявляете любопытство к личной жизни.

Особенно этим грешат таксисты.

"Ты замужем?"
"Тебе надо ребенка завести, чтобы тебя водил!"
"Почему ты ездишь одна?"

Я рада поговорить в поездке, лишь бы водитель смотрел на дорогу. И рассказать о том, как и чем живут незрячие, даже на банальные вопросы ответить счастлива. Но вопрошающий должен знать меру. Правила этикета никто не отменял.

⏱ А еще, пожалуйста…

Не хватайте нас за трость. Спокойно подойдите, предложите помощь, легонько тронув за локоть или плечо. Мы сами подскажем, как лучше помочь, как правильно: взять под руку, за руку, идти рядом…

Не перемещайте наши вещи без разрешения. Мы помним, куда что положили. Вы ориентируетесь на зрение при поиске, мы — на память. Если все же хотите что-то переставить, прибрать, предупредите нас и четко укажите новое местоположение предмета.

Не пытайтесь подобрать при общении с нами какие-то "особые" слова.

Мы спокойно говорим: "Я читаю книгу / смотрю фильм / давай увидимся / я не вижу никакого стакана на столе!" Хоть мы воспринимаем обстановку на слух и посредством осязания, но отдельная лексика при общении с нами не нужна.

Мы тоже порой ведем себя не лучшим образом. Некоторые незрячие слишком активно исследуют руками стол, заставленный снедью, стремятся тактильно изучить одежду и лицо собеседника, раскачиваются, поворачиваются спиной при разговоре.

Чтобы взаимодействие приносило радость, давайте учиться слушать и слышать друг друга. Terra incognita перестанет вызывать страх, и понимание придет!»

Екатерина, незрячая

«Когда незрячий приходит в больницу, банк или еще куда-нибудь с сопровождающим, некоторые зрячие разговаривают не напрямую  с незрячим, пытаясь что-то выяснить по текущему вопросу, а с сопровождающим, причем в этом разговоре о незрячем говорят в третьем лице.

Пример в больнице: я пришла с соцработником в поликлинику. Медсестра начала все рассказывать и показывать соцработнику, спрашивая у него мои анкетные данные. Это продолжалось до тех пор, пока я не попросила медсестру задавать вопросы, касающиеся лично меня, именно мне.

В разговоре с незрячим человеком зрячие родственники или знакомые могут без предупреждения начать убирать с одежды незрячего какие-то соринки, поправлять прическу. Не видя действий своего оппонента, можно испугаться. Да и это неприятно, чувствуешь себя не человеком, а собачкой на прогулке.

Бывает так, что в гостях или в кафе незрячему кто-нибудь из зрячих присутствующих начинает рассказывать или показывать вилкой, что у незрячего в тарелке. Это жутко раздражает, ведь можно же спросить у незрячего, что ему положить, а дальше он все прекрасно сделает сам.

Похожая ситуация. Когда подают незрячему чашку чая, кофе или какой-то напиток, ставят молча все это рядом. Незрячему приходится потом либо спрашивать, либо самостоятельно обнаруживать искомый предмет, если зрячие его не услышали. Лучше поставить чашку и положить руку незрячего на ручку, вложить в руку бокал и прочее, чтобы он его случайно не перевернул.

Когда незрячий идет рядом со зрячим человеком или встречает его на улице, многие зрячие берут трость в руки и пытаются ею что-то показать. Этого нельзя делать, так как для зрячего это всего лишь палка, а для незрячего средство, с помощью которого он ощупывает окружающий мир. И да, чтобы зрячий человек все-таки понимал: когда у тебя в руке трость, а ее хватают другими руками, адекватно почувствовать препятствие через две руки невозможно! Так что это больше всего походит на цирковой номер, а не на реальную помощь.

Иногда к незрячему человеку подходят сердобольные люди и пытаются доказать, где ему нужно лечиться, чтобы прозреть, что обязательно нужно есть чернику и капать капли. Очень сложно от этих людей отстать. Приходится долго кивать и ждать, когда же им самим надоест про все это говорить.

Многие зрячие считают, что незрячий человек еще и плохо слышит. Вот ему в ухо и начинают кричать, вместо того, чтобы говорить нормальным голосом.

Когда зрячий сопровождает незрячего в магазин, аптеку, в путешествии, он иногда без предупреждения исчезает. Незрячий от непонимания ситуации успевает перенервничать, особенно, если в этот момент он находится без трости. А зрячий просто посчитал нужным отлучиться, чтобы на что-то посмотреть, что-то проверить и прочее. Как себя в этой ситуации должен вести незрячий? Звать сопровождающего? Думать, что произошел несчастный случай и незрячий остался один в незнакомом месте? Каждый раз зрячему это объясняешь, но воз и ныне там.

А в остальном, неловкие моменты можно предугадать. В учреждении можно самому проявить инициативу, поздороваться и начать разговор. Зрячий собеседник сразу понимает, что обращаться нужно именно к незрячему. Если какие-то действия зрячих при общении неприятны, то можно в спокойной манере сказать: "Пожалуйста, не нужно этого делать, мне неприятно"».