Найти тему

Маревна - парижская муза Диего Риверы.

Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская родилась в 1892 году в Чебоксарах. Ее мать, провинциальная актриса , была замужем за неким господином Воробьевым. Когда Марие исполнилось два года, ее удочерил поляк Бронислав Стебельский, богатый аристократ. Скорее всего Мария была его внебрачной дочерью. Стебельский уехал с дочерью в Тифлис,где она поступила в гимназию. Девочка всегда любила рисовать, и отец понял,что призвание дочери - искусство. Он отправил ее учиться в Москву, в Строгановское училище, а потом организовал ей поездку в Рим. В 1911 году Мария приехала на Капри, где оказалась в колонии русских, признанным вожаком которых был Максим Горький. Именно он посоветовал ей взять артистический псевдоним Маревна. 

А потом она уехала в Париж, где поступила в открытую в 1912 году русской художницей Русскую Академию Марии Васильевой.

Маревна в молодости.
Маревна в молодости.

Однажды  один знакомый пригласил Маревну в «Улей» - так назывался дом, стоявший на левом берегу Сены, в котором обосновались молодые художники, приехавшие в Париж из разных стран. Там Маревна познакомилась с многими художниками. 

Портрет Маревны кисти Модильяни
Портрет Маревны кисти Модильяни

Особенно она подружилась с Хаимом Сутиным, Кислингом, Модильяни и Ильей Эренбургом. «Вы похожи на падшего ангела, бесноватого безумца или неукрощенную тигрицу», - говорил ей Эренбург. Сдружилась Маревна и с Максимилианом Волошиным, сочинявшим в ее честь стихи. 

Рисунок Маревны
Рисунок Маревны

В январе 1914 года покончил жизнь самоубийством ее отец и Мария осталась без средств к существованию. На помощь пришли ее друзья. Сутин познакомил ее с двумя полицейскими комиссарами, большими любителями искусства, которые регулярно приобретали его картины. Маревна показала им свои работы, и с тех пор каждый месяц комиссары покупали у нее картины. Было также  место, где кормились бедные художники, -лавка Розали Тобиа. Розали была влюблена в Модильяни и прощала ему то, что он практически никогда ни за что не платил. Привечала она и его друзей.

Там в лавке Маревна впервые увидела Диего Риверу.

Автопортрет Риверы
Автопортрет Риверы

Диего Ривера родился в 1886 году в Мексике. Отучившись в Академии художеств Сан-Карлос, он получил грант на поездку в Европу, в 1909 году он встретил в Брюсселе русскую художницу Ангелину Белову и вместе с ней переехал в Париж. После  знакомства с Маревной Ривера все чаще и чаще стал встречать ее в общих компаниях. «Из всех окружавших меня мужчин Ривера мне нравился больше других, невзирая на его плокостопие, толстое брюхо и неряшливую одежду. Меня приводила в восторг его великолепная голова - как у сарацина, выпуклые глаза, которые порой загорались огнем, то, как бледнело и вспыхивало его лицо. Когда он начинал говорить, все замолкали, не только из-за того, что он рассказывал, но и потому, как он это делал», - вспоминала Маревна. Маревна подружилась и с Ангелиной Беловой.  Как-то Эренбург, Пикассо и Маревна, которая была слегка простужена, зашли к Ривере вечером в мастерскую. Когда гости собрались уходить - Ривера предложил Маревне остаться на ночь,так как у нее в мастерской нечем топить. Спать Маревну положили за ширму. Ночью она проснулась и услышала разговор Риверы и Ангелины. Ривера признался ,что любит Маревну и просил Белову сказать  ей об этом,так как он сам не может этого сделать . Ангелина обещала ему, что передаст его признание. Утром у Маревны начался жар и ее оставили в мастерской. Несколько дней Ангелина ухаживала за ней.  Чуть окрепнув, Маревна тут же сбежала из их дома. Ангелина призналась ей, что беременна ( конечно никакие признания в любви Маревне от Риверы она не передавала). Но все равно они продолжали сталкиваться на встречах общих друзей. Вскоре Ангелина почти перестала выходить из дома,так как плохо себя чувствовала . А Ривера наоборот все время где-то пропадал ,то на вечеринках ,то на выставках , и все чаще с ним была Маревна. Ангелина очень нервничала. Она все понимала. В конце концов в мастерскую к Маревне пришел Эренбург и передал ей, что Ривера очень любит ее и просит быть с ним,что Ангелина согласна на развод , и что ребенок,который вот вот должен появиться на свет - это большое несчастье. ( Сам Ривера,кажется, вообще не мог все это рассказать напрямую Маревне. Ему всегда нужен был кто-то в качестве посла.) Так маревна и Ривера стали жить вместе. Вскоре  Ангелина родила сына. Почти все деньги Ривера отдавал бывшей жене и ребенку,оставляя себе и Маревне только на пропитание. Взрывной темперамент и ревность обоих давали о себе знать. Два года они жили в бесконечных ссорах и примирениях. А потом началась Первая мировая.

«Когда кончится война?» рисунок Маревны. Слава направо : Ривера,Модильяни ,Эренбург
«Когда кончится война?» рисунок Маревны. Слава направо : Ривера,Модильяни ,Эренбург

Из-за артобстрелов Ривера все чаще оставался ночевать с Ангелиной и сыном. Вскоре ребенок заболел. Ривера вообще перестал встречаться Маревной. Но как Ангелина и Ривера не старались выходить сына - ничего не получилось , ребенок умер. После похорон Ривера опять переехал к Маревне и через некоторое время она забеременела. Ривера был счастлив и заботливо ухаживал за любимой. Перед родами он нашел ей новое жилье ,правда не в Париже ,а загородом . Как раз в это время ее картины выставлялись на Осеннем вернисаже, Маревна решила туда приехать. На вернисаже она и узнала, что Ривера ее бросил - уехал в Пуатье изучать гобелены и витражи собора, оставив записку, в которой просил сообщить телеграммой о рождении ребенка. Маревне стало плохо и очнулась она уже в больнице.Через пару дней она родила девочку. Ривера отказался дать дочери свою фамилию и Маревна зарегистрировала девочку как Марику Воробьеву-Стебельскую.

Автопортрет Маревны с дочерью, Риверой и Эренбургом.
Автопортрет Маревны с дочерью, Риверой и Эренбургом.

Поначалу Ривера материально поддерживал их. Но ребенок его раздражал, а потом стал раздражать и Маревна. Деньги на жизнь он совершенно перестал им давать и вернулся к Ангелине. Маревна стала шить рубашки и нижнее белье для заключенных, чтобы прокормить дочь. Через некоторое время Ривера сообщил ,что уезжает в Мексику. Маревне он поехать с ним не подложил, но оставил их общему другу Фишеру несколько тысяч франков,с просьбой выдавать Маревне ежемесячно определеную сумму. Как-то Маревна написала Ривере письмо: нужно было срочно набрать сумму на операцию дочери. Ривера деньги послал и даже написал довольно теплый ответ. Но это было его последнее письмо дочери и Маревне. Как раз в это время он женился на красавице мексиканке Лупе Марин. А позже главной женщиной в его жизни стала Фрида Кало,которой правда он тоже изменял направо и налево. Умер Ривера в 1957 году. 

Автопортрет Маревны
Автопортрет Маревны

Маревна же после отъезда Риверы стала работать в доме моды Юсуповых - делала расшитые шали и тканые пояса.

Маревна лепит портрет дочери.
Маревна лепит портрет дочери.

Дочь стала заниматься танцами, ее заметила Айсидора Дункан и взяла в свою школу. Маревна ни с кем больше не связала свою жизнь .

Маревна в старости
Маревна в старости

Она прожила 71 год, стала довольно известной художницей на западе и написала мемуары.

 «ШЕСТВИЕ ПО УЛИЦЕ РАДОСТИ. ПАРИЖ»рисунок  Маревны. Слева направо: Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Диего Ривера, Маревна, Макс Волошин, Илья Эренбург, Пабло Пикассо и Макс Жакоб.
«ШЕСТВИЕ ПО УЛИЦЕ РАДОСТИ. ПАРИЖ»рисунок Маревны. Слева направо: Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Диего Ривера, Маревна, Макс Волошин, Илья Эренбург, Пабло Пикассо и Макс Жакоб.

Вот что она писала о днях своей юности: «Это было славное время. Ощущение восторга от молодости, от того, что принадлежишь к группе людей, у которых одни цели и идеалы... Одно наше появление на улице привлекало всеобшее внимание. Обычно впереди уверенной походкой, размахивая мексиканской тростью шел  огромный смуглый бородатый Диего Ривера. Дальше я в розовой итальянской шляпе, велосипедны бриджах, отцовской накидке, затянутая широким поясом ,в белых носочках и черных туфельках. Потом Модильяни - чудесные кудри эпохи Возрождения, расстегнутая до пояса рубашка, книга в руке... За ним - Сутин, черная челка до глаз... Далее - Эренбург с лошадиным лицом и похожий на льва Волошин, Пикассо и Макс Жакоб». 

Журнал «Биография» номер 6, 2015 год.