301 проходной балл на специальность «Журналистика» – рекорд приёмной кампании Университета Лобачевского в этом году. В топе направлений также «Реклама и связи с общественностью» – 281 балл. Почему молодёжь выбирает эти профессии и легко ли выпускникам найти работу? Об этом мы поговорили с директором Института филологии и журналистики ННГУ Ларисой Жуковской.
Лариса Игоревна, на Ваш взгляд, с чем связан такой повышенный интерес к направлению «Журналистика» в этом году? Ведь в последнее время было распространено мнение, что журналистика как профессия уходит в прошлое, а молодые люди хотят стать блогерами.
«Отвечая на этот вопрос, я бы хотела отметить два важных момента. Первый касается блогерства. Когда было много разных ресурсов, у блогеров были огромные возможности, большие заработки. А когда ситуация в мире стала сложной, остались Телеграм и Вконтакте, зарабатывать им стало труднее. Получилось, что без профессии никуда. Издания, которые делают профессиональные журналисты, по-прежнему, читают, смотрят, покупают.
Второй момент. Мне кажется, что гуманитарные науки в непростые времена всегда выходят на передний край, потому что мы понимаем, что от слова очень многое зависит. Сегодня мы понимаем, что такое лингвистическая безопасность. Получается, что этим всем надо владеть, этими инструментами надо уметь пользоваться. Кроме того, я убеждена, что гуманитарные специальности нельзя заменить искусственным интеллектом. Искусственный интеллект – прекрасная вещь, но он может считать быстрее, чем мы, прокладывать дорогу быстрее, может погоду угадывать, но он никогда не заменит человеческое общение, потому что у него нет души. Нейросеть не чувствует, она только думает. И в этом её минус. Что касается гуманитарного образования, это та база, которая вообще всегда была важна. А для людей с русским менталитетом важна особенно. Посмотрите, какой сейчас интерес к театру, к кино, на музыкальные концерты не попасть на классические. Приходишь на концерт – там полно молодых. Это прекрасно!», – сказала Лариса Жуковская.
Уже не один год в Институт филологии и журналистики ННГУ поступают ребята из самых разных регионов России. Этот год не исключение?
«Да, география в этом году тоже широкая. Особо хочу отметить, что у нас пришло очень много олимпиадников. И пришли не только те, кто, например, выиграли олимпиаду в Университете Лобачевского. Пришли ребята из Томска, которые выиграли Томскую олимпиаду, те, кто победил на Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку или по литературе в Москве. Это дети, которые заточены на науку. Также у нас будут учиться ребята из Петербурга, Ижевска, Перми, Севастополя, из Московской области. Очень сильные дети. Например, к нам поступила девочка – Алина Пасынкова из Кировской области. У неё как раз 301 балл, медалистка».
Почему ребята из других городов выбирают ННГУ?
«Во-первых, у нас качественное образование. Одно из подтверждений — победы наших детей в журналистском конкурсе «Журфакт». Три года подряд наша команда занимает первое место. Конкурс проходил и в Москве, и в Петербурге, в этом году в Екатеринбурге. Наши преподаватели – настоящие профессионалы. Среди них много тех, кто занимается профессией непосредственно – это руководители пресс-служб, телеканалов, представители радио, информационных агентств. Во-вторых, у нас потрясающая база. У нас есть и медиацентр, и типография, а ещё мы активно работаем со средствами массовой информации. Хочу сказать отдельные слова благодарности директору филиала ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород» Назарию Михайловичу Зеленому. Наши дети постоянно проходят практику на этом канале».
В связи с непростой ситуацией в мире многим журналистам сейчас приходится работать по сути в условиях информационной войны. Это как-то повлияло на содержание программ направления «Журналистика»?
«Кафедру журналистики у нас возглавляет Ольга Николаевна Савинова. По этому поводу у нее давно сложилась чёткая позиция. Мы всегда считали и считаем, что журналист не может не быть патриотом своей страны. Хочешь другую страну? Езжай туда, там учись, защищай её интересы. Наших студентов мы учим проверять факты. И это то, что мы когда-то начали вместе с европейскими коллегами. Есть Европейская ассоциация преподавателей журналистики. Мы в неё вступили много лет назад и прекрасно работали с нашими партнёрами. Некоторые и сейчас хотели бы с нами сотрудничать и очень жалеют, что нет такой возможности. Так вот, наши ребята по проверке информации тоже все время были первыми, потому что они проверяют её честно. К сожалению, те, кто работает против нас, далеко не всегда делают так же. Доходит иногда до смешного: люди, которые называют себя европейскими журналистами, географии не знают, истории».
При рекордном проходном балле на «Журналистику» и очень высоком на «Связи с общественностью» в региональных СМИ и пресс-службах дефицит кадров. На Ваш взгляд, с чем это связано? Работодатели предлагают неинтересные условия? Куда исчезают выпускники после вуза?
«Это очень хороший вопрос. Это то, что меня тоже очень тревожит. Тут важно отметить следующее: наши дети, особенно пиарщики, находят себе работу еще будучи студентами, но сейчас такое количество специалистов требуется, что мы просто не успеваем в прямом смысле этого слова. У нас предыдущие выпуски были 35-40 человек.
А сейчас у нас на второй курс перешло 80 человек! Я думаю, что в следующем году, когда они перейдут на третий курс, ниша заполнится. Это первое. Во-вторых, у нас очень широкая география, и многие ребята уезжают работать к себе домой. Многие возвращаются в свои города, в том числе потому что здесь надо платить за жильё, а зарплата далеко не всегда это позволяет. Также у нас есть часть амбициозных ребят, которые поступили в магистратуру в РГГУ, в МГУ, в вузы Санкт-Петербурга. Не потому что у нас хуже, а потому что у нас, к сожалению, в этом году нет бюджетных мест в магистратуре. Кстати, особо хочу подчеркнуть, что в этом году у нас небывалый конкурс в аспирантуру – три человека на место! Речь идет о лингвистах, литературоведах, но и журналисты там тоже есть.
Кроме того, хочу отметить, что работа, например, пиарщика не всегда правильно воспринимается руководителем, работодателем. Знаю случаи, когда после собеседования дети просто отказываются от работы, потому что руководители путают задачи. Пиарщик – это человек, который умеет строить коммуникацию. Он не может высиживать на месте с девяти до шести. У такого специалиста должна быть свобода передвижения. Он должен общаться со СМИ, с заказчиками, с партнерами. Многих именно это требование останавливает. Я надеюсь, что у нас получится открыть курсы повышения квалификации для руководителей крупных организаций, чтобы они поняли, кто такие пиарщики», – уверена Лариса Игоревна.
Уже понятно, что вы отслеживаете судьбу своих выпускников. А они к вам возвращаются, например, чтобы поделиться радостью или посоветоваться?
«Конечно, обязательно. Контактируем, следим, радуемся за тех, кто многого добился. Есть у нас и выпускники, которые приходят к нам работать. Это тоже здорово, потому что молодые кадры очень нужны».