Часть II - Учим решать проблемы и создаём положительный настрой
✅ 5. Внимательно слушайте и обсуждайте дела вместе 👨👩👦
Что следует обсуждать с ребенком? Чем именно интересоваться?
💬 Отвечаю:
Обсуждая с ребёнком его ожидания , цели на учебный год и возможные тревоги (в т.ч. относительно школы, но не только), не забывайте поинтересоваться о его друзьях, любимых и не очень учебных предметах, учителях.
Внимательно слушайте, что говорит вам ребенок, так вы не пропустите действительно важных вещей и сможете лучше понять его волнения, страхи, интересы и устремления. Если у ребенка есть идея или мечта, и он смутно представляет воплощение, то помогите ему вместе сформулировать её в реальную и достижимую цель. Такая регулярная практика целеполагания, позволит ребёнку эмоционально подготовиться к новым задачам и меньше волноваться из-за неопределенности в период адаптации после каникул.
⚠️ 👉 Если ребёнок обращается к вам за помощью, или хочет что-то рассказать, отложите смартфон, поставьте на паузу дела - сейчас нет ничего важнее, чтобы его выслушать.
В противном случае, вы прямо демонстрируете пренебрежительное отношение к нему, его потребностям и большую важность иных дел и содержимого на экране. Рано или поздно он ответит вам тем же.
✅ 6. Поощряйте общение со сверстниками
Разговоры и встречи с друзьями, общение в школе, на занятиях в кружках помогают детям лучше адаптироваться к школьной среде. Поощряйте общение ребёнка с друзьями после уроков, в выходные; поддерживайте участие в школьных мероприятиях и внеклассных занятиях. Это поможет не только развить коммуникативные навыки, но и будет способствовать росту самооценки ребенка.
✅ 7. Укрепляйте самоценку ребенка
🏆 Хвалите ребенка и всегда отмечайте его достижения.
🧗♂️ Поддерживайте и давайте понять, что он способен справиться с новыми учебными задачами и что его усилия важны. Спрашивайте, чем вы можете помочь ему.
😔 Если у ребенка случаются неудачи, то помогайте ему анализировать свои ошибки, делать выводы и учиться на них.
Помните: ошибаться - нормально, с ошибками постепенно приходит и опыт решения проблем, но только в том случае, если вы, раз от раза, учите этому ребёнка.
👨👩👧👦 Ни что так не мотивирует, в т.ч. в учёбе, как здоровая самооценка, уверенность в собственных силах и поддержка близких!
✅ 8. Научите ребёнка навыкам саморегуляции и релаксации 🧘♀️🧘♂️
Учите ребенка контролировать свои эмоции. Но сперва вам придётся научить его их распознавать и проговаривать.
Например:
«Я вижу, что ты злишься (обижен, расстроен и т.д.). Расскажи мне, что ты чувствуешь (злость, гнев, возмущение, обиду...) и почему (что случилось)? Что ты думаешь с этим поделать? Как я могу тебе помочь?»
Так, вы побуждаете ребенка:
1. Распознавать свои эмоции и чувства 😔😟😏😡🥱😤;
2. Оформлять их в речь 🗣(формулировать), а не импульсивные поступки и немые переживания;
3. Обдумывать свои планируемые действия 🤔;
4. Размышлять над тем, как лучше решить возникшую проблему;
5. Размышлять о способах помощи со стороны, в т.ч. чем вы можете помочь ему в решении.
💨 Развитие навыков саморегуляции поможет ребёнку справляться не только с повседневным стрессом и эмоциональным дискомфортом в различных ситуациях, но и с учебными задачами. Например, когда от волнения всё «вылетает из головы», накрывает волна паники. Техник саморегуляции много, но я рекомендую, в первую очередь, начинать с дыхательных, как более удобных в применении дома и в школе.
☑ Примеры таких упражнений:
⬜ Дыхание по квадрату - помогает развивать навыки саморегуляции, переключения и способствует снятию психо-эмоционального напряжения.
👃🌬Дыхание животом - помогает снизить симптомы тревоги и стресса, расслабиться.
Более подробный обзор техник для школьников я дам в следующей статье.
✅ 9. Обращайтесь за помощью 👩🏫
Своевременно проверяйте успеваемость ребенка в школе и отслеживайте его достижения во внеурочной деятельности.
Общайтесь с учителями. Участвуйте в родительских собраниях; следите за школьными новостями. Это важно, чтобы быть в курсе дел ребенка и в случае затруднений или проблем, вместе найти оптимальное решение для помощи ребенку.
⚠️ Поощряйте ребенка делиться своими впечатлениями о школе. Ребёнок должен видеть и чувствовать, что вам не всё равно, что ваши вопросы не дежурные и не формальность.
☑ Заведите для себя правило:
Не критиковать, а обсуждать, как можно исправить возникшую ситацию!
Всегда вместе с ребенком обсуждайте его успехи и неудачи, чтобы помочь ему улучшить результаты в будущем.
⚠️ 🆘️ Обращаться за помощью это нормально! 👩🏫👩💼
Если вы замечаете, что ребенок испытывает затруднения в адаптации или учебе, не стесняйтесь обращаться к специалистам школы: классному руководителю, педагогу по предмету с которым имеются сложности, школьному психологу, нейропсихологу. Они смогут помочь вам разобраться в проблеме, окажут актуальную поддержку и дадут индивидуальные рекомендации.
✅10. Будьте рядом в первый день 👨👩👦
Когда наступит 1-е сентября, попытайтесь быть рядом с ребенком - это важно! По возможности, помогите ему собраться, проводите в школу и заберите после занятий, чтобы поддержать.
🍁🍂 Только представьте:
обычных будней у вас много, но из них только 11 - Первых сентября, когда вы можете помочь ребенку, подбодрить, поддержать - просто находясь рядом в это день. Годы пролетят, будничная рутина сотрётся из памяти, но эти воспоминания остануться с вами и вашим ребенком навсегда. Постарайтесь сделать так, чтобы все эти 11(а у кого-то 9) - Первых сентября, были яркими, запоминающимися, особенными, наполненными положительными эмоциями!
Ответы на часто задаваемы вопросы
🚩 Если ребёнок долго и тяжело включается в режим и учебный процесс
Мы придерживались рекомендаций, но ребёнок все равно не включился в школьный режим
💬 Отвечаю :
Если проблемы с адаптацией усугубляются или сохраняются более 1 месяца, следует обратиться за помощью к специалистам вашего учебного заведения – классному руководителю, школьному психологу, нейропсихологу, которые смогут предоставить индивидуальные рекомендации относительно вашего ребенка и оказать актуальную и целенаправленную поддержку.
🤧🤒 Если ребенок стал часто болеть
Постоянно на больничном с рёбенком...
Ребенок не успел пойти в школу как заболел...
Ребёнок постоянно болеет. Ни как не организовать нормальный режим. Что делать?
💬 Отвечаю:
📇 📈1. В таком случае стоит внимательно изучить распорядок дня школьника - возможно ему не хватает ресурсов для обеспечения нормальной работы адаптационных механизмов организма. Проще говоря, он может быть перегружен учебными нагрузками, психологическим давлением, дополнительными занятиями или же не успевать полноценно отдыхать.
Например, давлением родителей - завышенными ожиданиями, требованиями, критикой и т.д.; дискомфорт в школе - не обязательно травля. Может быть просто отсутствие друзей и т.д.
⚠️ Исключив эти причины переходите к следующему пункту!
🏥🩺👩⚕️ 2. Если у ребенка кроме школы нет иных нагрузок, его питание сбалансировано, психологический фон дома и в школе ровный, физическая нагрузка соответсвует его возможностям, то в этом случае обращаться к врачам: педиатру, неврологу - чтобы определить соматические причины.
В заключении статьи повторю, что регулярные физическая активность, сбалансированное питание, занятие любимым делом и поддержка близких - помогут поддержать физическое и эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации после летних каникул.
Если статья вам понравилась и оказалась полезной, подпишитесь пожалуйста! Вам это ничего не стоит, а для меня это важно, чтобы знать, что мой труд кому-то помог, чтобы иметь мотивацию готовить и другие материалы для публикаций ❤🤝
🎁 Только для подписчиков 💝
❔ Если у вас возникли вопросы по теме или имеются трудности адаптации ребёнка к школе вы можете написать мне лично в Skype: psy.pikk и я обязательно, как только смогу, отвечу вам.
👩🎓 Детский нейропсихолог, клинический психолог М. Пикк!
⏩ НАЧАЛО статьи читайте в первой части
В ней вы узнаете:
✔ как возвращаться к режиму
✔ как организовать рабочее место школьника дома
✔ как правильно составить распорядок дня школьника
_________________
⛔ Перепечатка, копирование, рерайтинг, копирайтинг, и любое иное использование материалов статьи без указания прямой ссылки на источник и автора - запрещены.