Один из подходов к лидерству
Как определить, кто считается хорошим лидером? Как достичь этого самому? Эти вопросы являются ключевыми в вопросе выбора подхода в лидерстве. В современных условиях эффективным подходом является модель, ориентированная на конкретного человека и способность быстро адаптироваться к текущим ситуациям.
Природа лидерства
С середины XIX века люди задумались, является ли лидерство врожденным качеством. С тех пор эта тема вызывает споры. Психологи, антропологи, социологи, генетики и другие ученые рассматривали этот вопрос со своих точек зрения. Современная наука, изучив геном, пришла к выводу, что ген лидерства у человека отсутствует. Лидерство представляет собой набор качеств, которые приобретаются как результат воздействия различных факторов, включая воспитание.
Для нас это хорошая новость. Если лидерство не обусловлено генетической предрасположенностью, то его можно научиться. Существует несколько подходов к развитию в лидерстве, и одним из эффективных является модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара.
Аспекты ситуационного руководства
Нет одного лучшего стиля руководства, если он обеспечивает необходимые результаты для бизнеса. Модель ситуационного руководства предполагает выбор оптимального стиля руководства для каждого сотрудника, основываясь на соотношении поставленной задачи и уровня компетенции сотрудника, которому она будет поручена.
Ситуационное руководство затрагивает несколько аспектов:
1. Оптимальное решение рабочей задачи:
Лидер принимает решение о том, кому поручить задачу, разрабатывает этапы решения, дает четкие инструкции, если у сотрудника пока нет достаточного опыта и навыков.
2. Комфортное взаимодействие:
Для развития бизнеса важно создать соответствующие условия. Это может включать в себя возможность для каждого сотрудника высказать свою точку зрения, своевременную поддержку, если она необходима. Сюда также можно отнести разрешение конфликтных ситуаций, уточнение ожиданий и результатов, поддержку коллег.
3. Профессиональное развитие сотрудника:
Это способствует повышению мотивации и эффективности работы сотрудников. Это может включать в себя индивидуальные разговоры, наставничество, совместное планирование развития и организацию обучения.
Основные стили лидерства:
1. Директивный (Инструктирующий):
применяется, когда задачи уже определены и структурированы, но у сотрудника нет достаточного опыта и знаний для их качественного выполнения. Руководитель дает четкие указания и инструкции, обсуждает этапы работы и контролирует выполнение.
2. Поддерживающий (Наставнический):
используется, когда задачи структурированы, и подчиненные способны их выполнить, но не уверены в своих силах и могут допустить ошибки. Руководитель объясняет принимаемые решения и дает советы о том, как лучше действовать, чтобы достичь желаемого результата.
3. Участвующий (Мотивирующий):
применяется, когда задачи новые или менее структурированные, но подчиненные мотивированы и готовы к действию. Руководитель готов помочь по запросу и дать более независимость команде. Он выступает в роли посредника или координатора. Руководитель обеспечивает сотрудника высокой поддержкой во время выполнения задачи.
Подробнее на тренинге «Эффективная мотивация».
4. Делегирующий:
используется, когда подчиненные компетентны и мотивированы. Лидер передает ответственность за принятие решений и выполнение задач подчиненным, сохраняя контроль и поддержку. Подробнее о методах делегирования можно узнать, посетив тренинг «Планирование и делегирование»
Лидер должен быть гибким, способным легко адаптироваться к различным обстоятельствам и потребностям бизнеса и коллектива, чтобы достичь наилучших результатов и наиболее эффективно развивать команду.
Для более глубокого изучения темы и оттачивания управленческих навыков, посетите Управленческие тренинги. Выбрать программу можно по ссылке: https://olesya-markova.ru/formanagers.