Найти тему
Кинописатели

«Невероятные приключения итальянцев в России»: почему лев больше не снимался в кино и другие факты о фильме

Знаменитая комедия Эльдара Рязанова вышла на советские экраны в 1974 году. Она мгновенно стала популярной. Только в первый год ее посмотрели 50 миллионов человек. Снимали фильм в рекордно короткие сроки, однако еще за пару лет до старта съемок идея выпуска подобного фильма казалась несбыточной мечтой.

Советские зрители шли в кино ради Андрея Миронова.
Советские зрители шли в кино ради Андрея Миронова.

Сценарий о веселых приключениях итальянских авантюристов в Советском Союзе был готов еще в 1970 году, однако чиновникам Госкино он не приглянулся, поскольку они посчитали, что итальянские друзья выглядят в нем слишком жуликоватыми. Кинематографистам помог случай. Дело в том, что итальянская кинокомпания задолжала Мосфильму крупную сумму после съемок эпической ленты Бондарчука «Ватерлоо». Чтобы вернуть ее, и понадобились новые съемки. Так сценарий Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, который в то время носил название «Спагетти по-русски», получил зеленый свет.

Однако первоначальный сценарий фильма не вызвал энтузиазма и у итальянских партнеров. Продюсер Дино Де Лаурентис потребовал его кардинально переписать, добавив множество трюков и погонь. Так, в сценарии появились многочисленные автомобильные трюки, взрыв автозаправки, побег по разведенному мосту в Ленинграде многие другие эпизоды. В итоге, взглянув на написанное, Эльдар Рязанов, произнес в сердцах, что не позавидует тому режиссеру, который будет это снимать. Однако чиновники из Госкино хотели видеть именно Рязанова в кресле постановщика, поэтому вынудили его согласиться.

Чутье режиссера не подвело: сложности начались еще на этапе подготовки к съемкам. Итальянские партнеры не очень верили в успех фильма, поэтому экономили практически на всем. Де Лаурентис и не думал приглашать в картину звезд, а у тех, кого он звал, иногда возникали непредвиденные проблемы. Так, однажды одобренный Рязановым кандидат в итоге не смог принять участие в съемках, так как оказался в тюрьме из-за огромных долгов.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Во время съемок в Италии советских кинематографистов поселили в третьесортных гостиницах, а знаменитую трюковую сцену с проездом скорой по оживленной улице снимали с первого дубля, так как партнеры не позаботились о должной организации съемочного процесса. В какой-то момент у Рязанова лопнуло терпение, и он даже объявил забастовку, чтобы повлиять на несговорчивых итальянцев.

Однако для советских артистов съемки в Италии стали настоящим праздником. Евгению Евстигнееву, исполнившего в картине запоминающуюся роль Хромого, удалось привезти в Рим даже свою супругу, а Андрей Миронов задержался за границей на три недели, хотя ехал туда на два съемочных дня.

Основная же часть картины была снята в Советском Союзе. В итоге в ней появилось все, что так хотел видеть Де Лаурентис: красивые виды Москвы и Ленинграда, гигантские матрешки, гонки на советских автомобилях и прыжки через разведенный мост.

Для съемок художники воссоздали макет реальной автозаправки, который получился настолько реалистичным, что водители проезжающих машин заглядывали в него, чтобы заправиться.

Большинство трюков Андрей Миронов исполнил самостоятельно. Именно он лез по пожарной лестнице на крышу движущегося автомобиля, спускался по ковру с шестого этажа гостиницы и нырял в Неву. Правда, подводная часть этого трюка была снята в Средиземном море в окрестностях Неаполя, так что любимому артисту хотя бы было не холодно во время съемок. А в сцене прыжка через мост вместо Миронова прыгал дублер, но на крупном плане запечатлен сам артист. Ему действительно пришлось повиснуть над Невой, схватившись руками за край моста.

Ради съемок в фильме Антония Сантилли, сыгравшая Ольгу, отказалась от работы с Аль Пачино в драме «Серпико».
Ради съемок в фильме Антония Сантилли, сыгравшая Ольгу, отказалась от работы с Аль Пачино в драме «Серпико».

Для съемки автомобильных трюков продюсеры пригласили итальянского каскадера. Одним из его главных требований было наличие ремней безопасности, которыми советские машины не оборудовались. В итоге киношники решили зафиксировать каскадера в машине с помощью пожарного рукава, чем чуть не довели его до обморока.

К счастью, в итоге все автомобильные сцены были отсняты безупречно, правда, совсем без жертв не обошлось. Во время съемок были разбиты три новеньких автомобиля «ВАЗ-2103», но производители не затаили обиду, ведь фильм стал для них настоящей рекламной кампанией.

Юркая и маневренная «трешка» так ловко уходила от погони, прыгала через реку и преодолевала любые препятствия, что после выхода фильма стала настоящей мечтой каждого советского гражданина.

Для льва Кинга съемки у Рязанова стали последней работой в кино.
Для льва Кинга съемки у Рязанова стали последней работой в кино.

Полюбился зрителям и лев Кинг. Его вырастила в домашних условиях семья из Баку. Когда он был еще львенком, то часто болел. Работники зоопарка хотели его усыпить, но местные жители не позволили им это сделать, выходив царя зверей.

К моменту работы с Рязановым лев был уже опытным актером, снявшись в нескольких азербайджанских фильмах, однако, как выяснилось, кино его не сильно интересовало. Так, съемочной группе пришлось ждать в засаде три ночи, прежде чем Кинг соизволил заинтересоваться матрешками. Его сложно было заставить даже бежать по прямой, поэтому Рязанов зарекся больше с животными не работать.

Несмотря на все сложности лев стал звездой после выхода фильма, однако больше не снимался. Во время съемок семью со львом поселили в школе. Однажды Кинга на пару минут оставили без присмотра в спортзале. Через окно он увидел школьника, который то ли лишил подразнить огромного льва, то ли играл со своей собакой. Действия мальчика Кинг принял за призыв к игре, поскольку именно этому его и обучал дрессировщик. Лев выдавил лапами стекло, выскочил во двор и повалил школьника на землю.

Со стороны это выглядело очень жутко, поэтому проходивший мимо милиционер открыл огонь. Полученных ранений лев не пережил.

А картина с ним стала настоящим хитом советского проката. Зрители шли в кино ради красивых трюков, интересного сюжета и прекрасной игры Андрея Миронова, который вскоре после выхода фильма стал заслуженным артистом РСФСР.

Красавица Антония Сантилли.
Красавица Антония Сантилли.

А вы часто пересматриваете фильм Рязанова? Какой из эпизодов картины запомнился вам больше остальных? Жду ответы в комментариях.

Читайте также: Что не приняли «ромалэ» в картине «Табор уходит в небо»: факты о популярном советском фильме, которые не все знают