Знаменитая комедия Эльдара Рязанова вышла на советские экраны в 1974 году. Она мгновенно стала популярной. Только в первый год ее посмотрели 50 миллионов человек. Снимали фильм в рекордно короткие сроки, однако еще за пару лет до старта съемок идея выпуска подобного фильма казалась несбыточной мечтой.
Сценарий о веселых приключениях итальянских авантюристов в Советском Союзе был готов еще в 1970 году, однако чиновникам Госкино он не приглянулся, поскольку они посчитали, что итальянские друзья выглядят в нем слишком жуликоватыми. Кинематографистам помог случай. Дело в том, что итальянская кинокомпания задолжала Мосфильму крупную сумму после съемок эпической ленты Бондарчука «Ватерлоо». Чтобы вернуть ее, и понадобились новые съемки. Так сценарий Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, который в то время носил название «Спагетти по-русски», получил зеленый свет.
Однако первоначальный сценарий фильма не вызвал энтузиазма и у итальянских партнеров. Продюсер Дино Де Лаурентис потребовал его кардинально переписать, добавив множество трюков и погонь. Так, в сценарии появились многочисленные автомобильные трюки, взрыв автозаправки, побег по разведенному мосту в Ленинграде многие другие эпизоды. В итоге, взглянув на написанное, Эльдар Рязанов, произнес в сердцах, что не позавидует тому режиссеру, который будет это снимать. Однако чиновники из Госкино хотели видеть именно Рязанова в кресле постановщика, поэтому вынудили его согласиться.
Чутье режиссера не подвело: сложности начались еще на этапе подготовки к съемкам. Итальянские партнеры не очень верили в успех фильма, поэтому экономили практически на всем. Де Лаурентис и не думал приглашать в картину звезд, а у тех, кого он звал, иногда возникали непредвиденные проблемы. Так, однажды одобренный Рязановым кандидат в итоге не смог принять участие в съемках, так как оказался в тюрьме из-за огромных долгов.
Во время съемок в Италии советских кинематографистов поселили в третьесортных гостиницах, а знаменитую трюковую сцену с проездом скорой по оживленной улице снимали с первого дубля, так как партнеры не позаботились о должной организации съемочного процесса. В какой-то момент у Рязанова лопнуло терпение, и он даже объявил забастовку, чтобы повлиять на несговорчивых итальянцев.
Однако для советских артистов съемки в Италии стали настоящим праздником. Евгению Евстигнееву, исполнившего в картине запоминающуюся роль Хромого, удалось привезти в Рим даже свою супругу, а Андрей Миронов задержался за границей на три недели, хотя ехал туда на два съемочных дня.
Основная же часть картины была снята в Советском Союзе. В итоге в ней появилось все, что так хотел видеть Де Лаурентис: красивые виды Москвы и Ленинграда, гигантские матрешки, гонки на советских автомобилях и прыжки через разведенный мост.
Для съемок художники воссоздали макет реальной автозаправки, который получился настолько реалистичным, что водители проезжающих машин заглядывали в него, чтобы заправиться.
Большинство трюков Андрей Миронов исполнил самостоятельно. Именно он лез по пожарной лестнице на крышу движущегося автомобиля, спускался по ковру с шестого этажа гостиницы и нырял в Неву. Правда, подводная часть этого трюка была снята в Средиземном море в окрестностях Неаполя, так что любимому артисту хотя бы было не холодно во время съемок. А в сцене прыжка через мост вместо Миронова прыгал дублер, но на крупном плане запечатлен сам артист. Ему действительно пришлось повиснуть над Невой, схватившись руками за край моста.
Для съемки автомобильных трюков продюсеры пригласили итальянского каскадера. Одним из его главных требований было наличие ремней безопасности, которыми советские машины не оборудовались. В итоге киношники решили зафиксировать каскадера в машине с помощью пожарного рукава, чем чуть не довели его до обморока.
К счастью, в итоге все автомобильные сцены были отсняты безупречно, правда, совсем без жертв не обошлось. Во время съемок были разбиты три новеньких автомобиля «ВАЗ-2103», но производители не затаили обиду, ведь фильм стал для них настоящей рекламной кампанией.
Юркая и маневренная «трешка» так ловко уходила от погони, прыгала через реку и преодолевала любые препятствия, что после выхода фильма стала настоящей мечтой каждого советского гражданина.
Полюбился зрителям и лев Кинг. Его вырастила в домашних условиях семья из Баку. Когда он был еще львенком, то часто болел. Работники зоопарка хотели его усыпить, но местные жители не позволили им это сделать, выходив царя зверей.
К моменту работы с Рязановым лев был уже опытным актером, снявшись в нескольких азербайджанских фильмах, однако, как выяснилось, кино его не сильно интересовало. Так, съемочной группе пришлось ждать в засаде три ночи, прежде чем Кинг соизволил заинтересоваться матрешками. Его сложно было заставить даже бежать по прямой, поэтому Рязанов зарекся больше с животными не работать.
Несмотря на все сложности лев стал звездой после выхода фильма, однако больше не снимался. Во время съемок семью со львом поселили в школе. Однажды Кинга на пару минут оставили без присмотра в спортзале. Через окно он увидел школьника, который то ли лишил подразнить огромного льва, то ли играл со своей собакой. Действия мальчика Кинг принял за призыв к игре, поскольку именно этому его и обучал дрессировщик. Лев выдавил лапами стекло, выскочил во двор и повалил школьника на землю.
Со стороны это выглядело очень жутко, поэтому проходивший мимо милиционер открыл огонь. Полученных ранений лев не пережил.
А картина с ним стала настоящим хитом советского проката. Зрители шли в кино ради красивых трюков, интересного сюжета и прекрасной игры Андрея Миронова, который вскоре после выхода фильма стал заслуженным артистом РСФСР.
А вы часто пересматриваете фильм Рязанова? Какой из эпизодов картины запомнился вам больше остальных? Жду ответы в комментариях.
Читайте также: Что не приняли «ромалэ» в картине «Табор уходит в небо»: факты о популярном советском фильме, которые не все знают