Как выглядел типичный интерьер в новомодном доме на рубеже 19-20 веков? Какой была мебель, обои и освещение?
Начнём с того, что в модерновых домах все идет от интерьера. Сначала придумывали планировку комнат, а затем на неё «одевали» внешнюю оболочку здания. Поэтому у частных домов в стиле модерн очень сложные фасады с множеством объемов. Зато внутри — всё, как нужно владельцу. Яркий пример планировки изнутри наружу — дача вдовы булочника Гаусвальд на Каменном острове. Будете гулять там — обратите внимание.
Интерьер и фасады зданий в стиле модерн были во многом похожи. В мебели тоже преобладали гнутые, плавные линии, растительные и цветочные орнаменты, металлические элементы, стеклянные вставки, эмали и витражи. Иногда всё сдабривалось нотками экзотики: японскими и мавританскими мотивами.
Сегодня мы восторгаемся этой декоративностью, но вот, что думали про модерн современники. Николай I, посетив архитектурную выставку, написал в дневнике: «...осматривали образцы комнат в новом поганом стиле». А вот слова Чуковского об особняке Рябушинского в Москве: «самый гадкий образец декадентского стиля... Все испакощено погаными загогулинами... Всюду эта мерзкая пошлятина».
С этим явно не согласился бы Антонио Гауди, который самостоятельно проектировал мебель для своих построек. Изначально он вдохновлялся готикой, но позже начал создавать невероятно сложные и роскошные по формам буфеты, кресла, рабочие столы и ширмы. Наш фаворит — диван со смежными подлокотниками, сиденья которого смотрят в разные стороны. Его Гауди спроектировал для Каза Бальо — дома текстильного магната в Барселоне.
Интерьеры модерна сложно представить без ламп Луиса Комфорта Тиффани. Американский дизайнер создал узнаваемый стиль абажуров. Изначально он собирал их из отходов производства, которые оставались после работы над большими витражами в его мастерской. А позже это направление стало самым прибыльным в фирме. По канонам модерна абажуры усыпаны цветами: нарциссами, пионами, глициниями, а ещё стрекозами и бабочками.
Обставить дом в стиле модерн стоило немало. В середине 19 века мебель стала продуктом массового производства и её можно было заказать по каталогу, даже не заходя в магазин. Но вот ближе к 20 веку дизайнеры всё больше склоняют заказчиков к индивидуальным заказам. Пропагандистом авторской мебели был один из родоначальников ар нуво бельгиец Анри ван де Вельде.
Ван де Вельде спроектировал сам все абсолютно детали своего дома Блюменверф под Брюсселем: от стен до столовых приборов и дверных ручек. Он озаботился даже дизайном платьев своей жены, чтобы наряды вписывались в причудливый интерьер особняка.
Говоря об интерьере модерна, нельзя не упомянуть обои. Первые обои с растительными мотивами, ягодами и птицами придумал британец Уильям Моррис в 1860-х. Правда из-за ручной печати и натуральных красителей такие обои стоили дорого. Следующее поколение мастеров сохранило курс на флоральные орнаменты, но сделала производство дешевле, а сам товар более доступным и практичным. Новые обои можно было мыть и клеить даже на кухнях и в ванных комнатах.
Делитесь в комментариях, как вам эстетика модерна. Вычурно или гармонично?
Рассказываем об искусстве и культурных событиях Санкт-Петербурга у нас в блоге. Подписывайтесь и следите за новыми публикациями!
BigCity.Art — это увлекательные встречи об искусстве для новичков и тех, кто уже в теме. Мы знакомим с миром культуры на арт-бранчах, арт-ужинах и экскурсиях. Присоединяйтесь по ссылке https://bigcityart.art/, чтобы с комфортом расширить собственную картину мира и получить новые впечатления!