Привет, Дзен! Села перечитывать поэму "по личным мотивам об общем быте" - "ПРО ЭТО" Владимира Маяковского. Замечено: 2023 год - год столетия появления на свет этой истории, вытащенной из головы Маяка.
Прости мне провокационный заголовок, но как иначе привлечь внимание читателя к такому яркому образцу литературы Серебряного века. Читать "ПРО ЭТО" сложно, но если уловить темп слога Владим Владимыча, попытаться соотнестись с его темпераментом, то можно получить истинное наслаждение от чтения, а еще открыть много удивительного. В этот раз я зацепилась не столько за слог, сколько за ряд слов.
Слова, придуманные Маяковским, это отдельный вид искусства. Садись, Дзен, я выписала несколько, давай подумаем над их значением, мне кажется, это любопытный опыт.
1. СЕРДЦЕЛЮДЫЙ
Если Марс,
и на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж.
Для меня сердцелюдый - это как членистоногий, парнокопытный, прямоходящий. Человек, имеющий сердце - как особый вид марсианина.
2. МОРЩИНИТЬ
Морщинят мысли лоб её.
— Кого?
Владим Владимыч?!
А! —
Пошла, туфлёю шлёпая.
Морщинить - проявление активной мимики, появление морщин в следствие обдумывания чего-то. Маяковский очень точен и содержателен этим глаголом. Морщинят мысли лоб... Очень ёмко.
3. РАЗМЕДВЕДИТЬ
Вчера человек —
единым махом
клыками свой размедведил вид я!
Косматый.
Шерстью свисает рубаха.
Тут вообще восторг! Если прочитать "размедведить" без контекста, едва ли уловишь, что хотел сказать поэт. Размедведил вид - это как открыл свое лицо, свою скрытую сущность. Оборотень в штанах, не меньше. Вчера человек - сегодня медведь. Размедведил себя, пусть смотрят.
4. ВЗМЕДВЕДИТЬСЯ (не путать с размедведить)
Ему лишь взмедведиться может такое
сквозь слёзы и шерсть, бахромящую глаз.
Взмедведиться. Просто как плевок в предыдущий глагол. Здесь взмедведиться - это как представиться, показаться, померещиться, такое метафоричное изображение медвежьего чего? Восприятия? Интересно...
5. МЕДОВЕТЬ
Однако!
Маяковский!
Хорош медведь! —
Пошёл хозяин любезностями медоветь:
— Пожалуйста!
Прошу-с.
Медоветь, точнее, любезностями медоветь - простое любезничать. Любезности тоже бывают разные, наверное, здесь что-то про приторно сладкие любезности. Как считаешь, Дзен?
6. ВЫЗВОНЯ ЛИРОВО
Я брал слова
то самые вкрадчивые,
то страшно рыча,
то вызвоня лирово.
Просто понравилось такое речевое воплощение. Вызвоня лирово - вызвонить, высказаться лирично, лирою. Но как звучит красиво в своей едва уловимой сути. Кидать такие маяки вниманию Маяк умел в совершенстве, конечно.
7. ВПЛЕСНИТЬСЯ
Ступеньки бросил —
стенкою.
Стараюсь в стенку вплесниться,
и слышу —
струны тенькают.
Вплесниться - войти в стену плесенью. Очень яркий неологизм, согласитесь. Тут же вы можете увидеть непонятное "тенькать". Словарям известно это слово, оно означает "бряцать".
8. БОЛЕНЬЕ
И так я калека в любовном боленьи.
Для ваших оставьте помоев ушат.
Я вам не мешаю.
К чему оскорбленья!
Я только стих,
я только душа.
Любимый вид образования слов по Маяковскому, я иногда балуюсь такого порядка гиперболизацией - я это так для себя определяю. Условно, есть боль, если мало боли - это болька, если больше боли - боленье, ну если совсем невмоготу - болищеееее!
Любовное боленье - простая любовная боль, наша, русская, страдальческая! Как умеем.
9. ЗАТРУБАДУРИТЬ
Да небо
по-прежнему
лирикой звЕздится.
Глядит
в удивленьи небесная звездь —
затрубадурИла Большая Медведица.
Зачем?
В королевы поэтов пролезть?
Что-что-что сделала Большая Медведица? Стала петь серенады, подобные поэтам-музыкантам Трубадурам! Как вам такая метафора? Вроде ничего сложного, все понятно, но вывести глагол трубадурить - это же что-то про сложить нескладуемое. Браво!
10. ХРИСТАРАДНИЧАТЬ
Чтоб день,
который горем старящ,
не христарадничать, моля.
Чтоб вся
на первый крик:
— Товарищ! —
оборачивалась земля.
Христарадничать - просить милостыню. Но справедливо будет заметить, что это не неологизм, выведенный Маяковским, слово было в ходу. Начала гуглить, нашла его в "Бедных людях" Достоевского. Но у Маяка так гармонично оно вписано в лестницу рифм.
Пожалуй, всё.
Вообще, если читать Маяковского, цепляться к словам, пытаться их раскусить, как карамель с начинкой, до которой просто так не пробраться, пробравшись - насладиться.
Что? Спрашиваешь, о чем поэма "ПРО ЭТО"? Я думаю, что она про любовь и не про неё, про крайнюю форму наваждения. Она написана в воздух, поэтому такая непонятная, из неё будто вылетают молнии, клубы эмоций, автор здесь подобен Везувию. Его слово грохочет, трещит и взрывается лавой. Где-то прочитала, что Маяковский, придумав и прочитав её впервые - расплакался. Немудрено.
Вспомнилось любимое из его писем. Может, это тоже "ПРО ЭТО"
Опять о моей любви. О пресловутой деятельности. Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи и дела все пр. Любовь – это сердце всего.