«Я мзду не беру. Мне за державу обидно» - хорошо знакомая фраза на всем постсоветском пространстве. Народ выражал искреннюю симпатию её автору - таможеннику Павлу Верещагину. Сейчас его считают символом таможенной службы, а песня «Госпожа удача» является их неофициальным гимном. Однако далеко не все знают, что персонаж из фильма «Белое солнце пустыни» олицетворяет собой положительный образ реально живущего русского пограничника, военнослужащего Российской империи Михаила Дмитриевича Поспелова.
В 1913 году поручик Поспелов получает назначение в 30-ю Закаспийскую бригаду, которая охраняла границу с Персией и побережье Каспийского моря. Русско-персидская граница считалась неспокойным местом: постоянные набеги басмачей и активная деятельность контрабандистов. Им не оказывали почти никакого сопротивления до тех пор, пока на границе не появился Поспелов.
Сначала под его началом находился батальон «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем он был назначен командиром пограничного полка, контролировавшего 100-верстный участок русско-персидской границы.
За время несения службы, он заслужил огромный авторитет, как у своих подчиненных и сослуживцев, так и у врагов. Басмачи и контрабандисты уважали и боялись Поспелова. Из-за огненно-рыжих усов они дали ему прозвище «Красный шайтан». Кстати, при поиске актёра для роли Верещагина, режиссёр Владимир Мотыль использовал снимок из семейного архива Поспелова, поэтому выбор остановился именно на Павле Луспекаеве, который имел схожую внешность с оригиналом. За исключением цвета усов.
Дом Верещагина тоже не выдумка. Поспелов превратил его в маленькую крепость во время Гражданской войны. Тогда не стало ни границы, ни державы, а личный состав разбежался. Командир пограничного полка остался один. Как говорил Верещагин Сухову:
- Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет – контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты.
Михаил Поспелов принял решение не присоединяться ни к одной из сторон конфликта, рвавших державу, которой он служил, на куски.
- Я пограничник, и моё дело – охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду.
Во время разрухи и неразберихи «Красный шайтан» искал утешение на дне бутылки с самогонкой. Однако после победы большевиков, все-таки присоединился к победителям, став «красным» и в политическом смысле. В 1919 году его вновь назначили командиром пограничного батальона «Гермаб».
Поскольку пограничную службу необходимо было воссоздавать с нуля, товарищ Поспелов организовал 3-месячные курсы для подготовки младшего состава. Благодаря этому через некоторое время на границе снова появился порядок.
В 1925 году Михаил Поспелов был отправлен в бессрочный отпуск в связи с достижением предельного возраста службы. В отличие от героя Луспекаева, он не погиб, а дожил до 78 лет, не дотянув до появления своего «кинодвойника» 8 лет.