Быт железной дороги сильно изменился за время её существования. Какие-то традиции остались, а какие-то исчезли навсегда. Рассказываем, как раньше проходил обычный день на вокзале в Москве и чем занимались путешественники сразу по прибытии
Ночью — спать
Это сегодня вокзалы открыты круглосуточно и без перерыва принимают многочисленные составы. А более ста лет назад на ночь они закрывались, а к работе возвращались за час до прибытия первого утреннего поезда.
Например, на Николаевский вокзал в Москве первым прибывал состав из Великого Новгорода в 6:50. За час до этого открывались все двери, начинали работать буфеты, аптека, туалеты… Выходили на дежурство и уборщики, которые затем убирались каждые два часа, причём у всех была своя зона ответственности: кто-то мыл полы в залах ожидания, кто-то подметал перроны и так далее.
Приехали!
Подходящий к станции состав встречали кондукторы, полиция, носильщики. Кондукторы предупреждали о прибытии поезда, полиция следила за порядком, а носильщики готовились заработать на пассажирах: одно место на тележке стоило 50 копеек, если же клиент просил переносить багаж в руках, то не менее 80.
Но ещё больше заработать можно было, когда в 8:55 прибывал курьерский поезд из Санкт-Петербурга. Среди девяти его вагонов не было третьего класса, публика приезжала небедная, да ещё и встречающих набиралось много.
Вокзальные угощения
К прибытию этого состава открывали ресторан и накрывали выносные столы, где непременно присутствовали бутерброды с красной и чёрной икрой, копчёная осетрина, солёные грибы и другие, столь же привлекательные закуски. К разносолам предлагали сельтерскую, морс, вино, коньяк или водку. Приносили и горячее: блины с икрой, колбаски, жюльен, уху.
За чей счёт банкет?
Перед или после поездки полагалось выпить и закусить: за удачную дорогу или за встречу. И тут стоит упомянуть ещё одну традицию. Перед отправлением пассажиры частенько отправляли родне телеграммы, и на вокзальном телеграфе для удобства в бланке уже было напечатано слово "встречайте". Если пассажир его не зачеркивал, слово служило своеобразным паролем, означавшим, что угощения на вокзале будут за счёт гостя.
До таксистов
Далее пассажиров поджидали ямщики, у которых действовало негласное правило: забирать пассажиров можно только со "своего" вокзала, на чужой не совались. Их основной улов был именно утром: на ночных поездах перемещалась более богатая публика, которая могла заплатить за проезд по городу от рубля до полутора, а в пригород — и все три.
Дни — не для богатых
По регламенту Министерства путей сообщения, между всеми основными пунктами курсировало не меньше двух составов в сутки — дневного и ночного. Дневные поезда ехали заметно дольше, останавливаясь чуть ли не на каждом полустанке, и состояли в основном из вагонов третьего, а то и четвёртого классов. Публика на них приезжала бедная, поэтому встречали её преимущественно не ямщики, а полицейские.