Я понимаю, что фраза, вынесенная мною в заголовок, у всех ассоциируется только с одним временем — конец 30-х годов. Именно так планировалось, что будет воевать Красная Армия со всеми своими врагами.
При этом многие в этой формуле обязательно видят агрессию, и далее уже легко развить тему о том, как коммунистические вожди собирались захватить весь мир, превратив его в один большой социалистический лагерь.
Ну, а как-то само собой формулировка «Малой кровью и на чужой территории» начинает приобретать однозначно негативный оттенок. Имперский. Причём это слово почему-то тоже умудряются рассматривать как нечто негативное и чуть ли не неприличное. Хотя я лично не понимаю, какие должны быть взгляды у жителей империи, кроме имперских. Почему-то мне кажется, что имперские взгляды не нравятся лишь тем, кому не повезло самому стать частью империи и он люто завидует тем, кто родился под более счастливой звездой. В том числе и кремлёвской.
Почему мне захотелось поговорить именно об этой знаменитой фразе?
Ну, во-первых, потому, что её точно придумали не в 30-е годы.
Но, сначала, я бы хотел вот на что обратить внимание. Про чужую территорию понятно, а вот как вы понимаете часть формулы про «малую кровь». Зная возможности Красной Армии, хотя бы по войне с Финляндией, фразы про малую кровь как-то вызывают сомнения. Да и в целом, обычная логика говорит, что потери армии в сражении едва ли существенно зависят от того, на своей она территории или чужой ведёт боевые действия.
Однако, если призадуматься, то не всё так просто. Давайте сравним два варианта. Первый — Великая Отечественная, как она есть. Имеем огромные оккупированные наши территории и миллионы погибших жителей.
Вариант второй — Красная Армия наносит упреждающий удар по сосредоточенному у наших границ Вермахту, громит его, берёт Берлин. Ну пусть даже не берёт Берлин, но в любом случае отбивает у немцев желание вести войну с Советским Союзом. Помните фразу Гитлера: «Если бы узнал сколько у Сталина танков, я бы не начинал войну». Узнать сколько в РККА танков Гитлер ведь мог и в боях на польских землях.
В этом случае, РККА может потеряла бы и не меньше, но миллионы мирных жителей бы точно остались живы. Вот вам и «малой кровью».
Конечно, кто-то скажет, что это очень неправильный подход. Поскольку в предлагаемом раскладе гибнут другие мирные жители. Однако, можете назвать меня любым нехорошим словом, но меня жизни граждан моей страны беспокоят несравненно больше, чем все остальные. Поляки, немцы и пр., конечно, тоже живые люди, но уж если война, так пусть об их судьбе беспокоятся другие. Подозреваю, что я совсем не одинок в своём мнении.
Я, конечно, тоже против войны и за решение любых вопросов мирным путём. Однако жить без войн человечество пока не научилось.
А стало быть, мы стоим всегда перед выбором — либо мы воюем на своей территории, пускаем врага топтать свою землю и едва ли он станет о ней сильно заботиться. Либо, если вы хотите войны, то тогда мы идём к вам. И сводим всё к малой крови. Своей, конечно. А кто-то придумал вести войну, не нанося потери врагу?
И если оставить за скобками наш советский период истории, к которому эту формулу привязывают, да ещё в негативном ключе, то мы увидим, что так мы и воевали всегда. Или, хотя бы, старались так воевать.
Чтобы уж сразу с козырей, так давайте возьмём Александра нашего Васильевича Суворова. Много вы в его биографии знаете сражений на русской земле? Было, конечно, но речь шла про усмирение буйных поляков, коих Суворов гонял взашей по всем Привисленским губерниям.
А все же войны с врагом внешним наша армия той эпохи вела исключительно на территории врага.
Бывали исключения, конечно. То шведский король Карл XII рискнул до Полтавы дойти. Сами знаете, чем кончилось. То Наполеон аж до Москвы дошёл. Кстати, с Наполеоном воевали получается лет пятнадцать в общей сложности (с небольшими перерывами). И только один год боевые действия шли в России и обошлись нам очень дорого — сколько всего разорено. А все остальные войны наша армия вели за пределами государственной границы. Кстати, если даже вспомнить поражение под Аустерлицем. Нам оно обошлось не такой дорогой ценой именно из-за того, чтобы дело было в Австрии, точнее Богемии. А кабы тоже самое было под Смоленском?
И заметьте, никто особо не обвиняет предков в том, что они агрессорами были. И что бедных татар разных видов бессовестно оккупировали. Хотя, конечно, есть немало людей, которые считают, что не надо было России становится такой большой, что не надо было строить империю и пр. Но это, на мой взгляд, уже свидетельство какого-то нарушения в логике. Или просто человек реально не там родился. Ну типа того, как рождаются же мальчики, которые ощущают себя девочками, и наоборот. Вот тут аналогичный случай только в плане сдвига географического.
Я же считаю, что предки были молодцы, когда не сидели и не ждали, пока к ним придут, а шли навстречу. А если кто забыл, то напомню, что шли на нашу землю много и часто, с востока, юга и запада. Так что разросшаяся до гигантских размеров территория России — это в какой-то степени инерция ответного удара по многочисленным агрессорам.
Разве не так?