Спрашивают моряка:
— Был ли случай, чтобы вам было реально страшно?
— Перевозили мы как-то груз — 10 тысяч кукол. И попали в шторм. И вот когда корабль накренился вправо, то все эти куклы хором сказали: «Мама». Вот тут я и обделался!
Если вы еще не в курсе, то в Панамском канале пробка. Настоящая. Там на данный момент застряло около 200 судов и ожидается еще больше.
Причиной такой пробки стало обмеление канала.
Причем, что интересно, в пробке стоят не все. Канал продолжает быть судоходным. Правда, не для всех. Крупнотоннажным судам не хватает глубины. А остальные проходят.
Крупные, на грани возможного, корабли — это настоящий бич современности. В 2021 году огромное судно, смесь танкера с сухогрузом, плотно село на мель в Суэцком канале. Из-за его размеров по первости даже не знали, как вообще к нему подступиться. Да и перекрыло оно канал наглухо, на несколько дней лишив судоходства полмира.
Но ситуации с застрявшими кораблями там происходят регулярно. В мае нынешнего года в тех же краях сел на мель танкер. К счастью, сдвинули его достаточно быстро.
Откуда вообще взялось такое количество огромных, на грани проходимости, судов? Во всем виновата логистика и современная система децентрализации производств.
Логистика — это не новомодная штука. Так-то вещь вполне себе стратегическая. И разработанная военными. Потому что победа в войне — она не всегда зависит только от храбрости солдат. И даже не только от современности оружия. Надо еще вовремя и грамотно подвозить запасы. И тщательно продумывать систему складов. По сути, не имея грамотных логистов, армия будет иметь серьезные шансы на поражение.
Прямо по известному стишку:
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
Кстати, читала как-то западных военачальников, анализирующих российскую и советскую армию во время Первой и Второй мировых войн. Там высказывалось мнение, что одной из составляющих успеха наших войск являлась банальная полевая кухня. Которая не только готовила на месте, но и могла заниматься этим на ходу. Тем самым упрощая логистику подвоза продовольствия. И главное, обеспечивая солдат горячим и полезным питанием.
Мы-то в России знаем, что после тяжелой работы на свежем воздухе, особенно если дождь, ветер и прочие неприятности, нет ничего лучше горячей похлебки. Начиная от борща с пампушками и заканчивая просто тушеной картошкой с мясом в густой ароматной подливе. Никакими бутербродами это не заменишь.
У меня даже был период, когда я искренне мечтала о жене. Чтобы вот приходишь так уставшая, голодная и подмерзшая домой, а там тебя с супчиком горячим ждут. Тогда еще доставка не была так развита. В самом деле, ну несправедливость какая-то. Я бы даже эту самую жену обеспечивала. Шубы там покупала, на моря возила. Просто если не тратить время на приготовление супа вечером, я бы смогла работать больше, эффективней и при этом меньше уставать.
Правда, как и холостые мужчины, я в результате решила эту проблему. Оказалось, надо было всего-то:
1. Меньше уставать.
2. Работать ближе к дому и не замерзать по дороге.
3. Меньше работать.
Первые два пункта исполнены. И теперь просто меньше хочется вечером сытного ужина. А вот с третьим пока беда. Уж больно я меркантильна, как все женщины. Поэтому и беру постоянно на дом халтуры.
Так что регулярное обеспечение войск горячим питанием действительно могло привести к повышению их эффективности. Ну да я отвлеклась.
Попытка удешевить производство продукции привела в последние десятилетия к масштабной децентрализации производства. Многие автомобили, например, делаются по частям в разных странах нашего шарика. Потом подвозятся к конечной точке сборки. А непрерывность поставок запчастей обеспечивали они — торговые суда. Везти товар на самолетах стоит космически, а рельсы по океану не проложишь.
Поэтому чем больше децентрализация производства, тем больше судов шныряет по морям-океанам. Но вот беда: есть во всех морских путях узкие или неглубокие места. Например, контейнеры редко напрямую поедут из Китая в Петербург. Финский залив слишком мелкий. В результате в Роттердаме, Антверпене или Гамбурге их сгружают с больших контейнеровозов и ставят на так называемые фидеры. Корабли поменьше, которые не имеют большой осадки в воде.
Причем даже на моей памяти, а я проработала в международной логистике и таможенном оформлении грузов лет 15, с начала 2000-х, с каждым годом таких перегрузов становилось все больше. Небольшие контейнеровозы постепенно уступали место гигантам, которые могли за один рейс привезти в три раза больше своих небольших собратьев. Но только не до конечной точки.
Есть и другое узкое место. Это каналы. Прежде всего, Суэцкий, Панамский и Босфор. Все они работают практически на максимуме своей пропускной способности. А грузов становилось все больше и больше. И значит выход — огромные суда, делающиеся с минимальным зазором размеров, только бы прошли.
Этот-то минимальный запас и играет уже злую шутку с децентрализованным производством. Ибо корабли застревают и будут продолжать это делать регулярно. Принося со временем все больше проблем и выдавая регулярные сбои в выстроенных логистических схемах.
По сути, мир уткнулся в тупик. Еще больше децентрализовать производство невозможно. Просто не получится быстро и эффективно собрать все нужные детали в одном месте. Любой выход из положения будет приводить к серьезному удорожанию продукции. Это и удлинение путей за счет отказа пользоваться каналами + создание инфраструктуры в Африке для мореплавателей. И создание складов с большим запасом продукции.
Перегруженность морских путей уже дает свои результаты. В виде бесконечного удорожания перевозок.
В этом смысле очень повезло нам, России. И недаром наше руководство много лет кропотливо создавало и продолжает создавать внутреннюю логистику. СевМорПуть, новые железные дороги, путь Север — Юг по Волге в Каспий — все это создает огромные конкурентные преимущества. А нацеленность на импортозамещение провоцирует на создание новых производств. Не так быстро, как хотелось бы, но быстрее, чем ожидали пессимисты.
Ну а в других странах тоже начинают задумываться о большей локализации производств. Оставив морские пути для перевозки ресурсов.
Так что необходимость смены долларового режима лежит еще в плоскости проблем локализации производств. Ведь кроме бесконечного перемещения заготовок вслед за ними идут и расчеты в долларах. А при локализации сам собой происходит как минимум частичный отказ от доллара.
Ну а пробка в Панамском канале рано или поздно рассосется. Чтобы смениться какой-нибудь другой логистической неприятностью.
Всем хорошего настроения.