Найти в Дзене

Духовность и бездуховность - это что на самом деле? Нравственность - ориентир ли?

Оглавление

Разные люди, рассуждая о том, что такое духовность, подразумевают что-то свое, иногда очень далёкое от толкования в словаре. Бывает, что у людей даже противоречивые понятия о духовности. Едины в большинстве своем люди лишь в том, что духовность — это что-то отстраненное от привычной и банальной ежедневной суеты и несколько возвышенное. Доводилось мне слышать от многих людей рассуждения на тему духовности в таком ключе, словно материальное, земное, физическое никак не связано с духовным миром, словно это две разные вселенные. Реже встречается противопоставление одного мира другому. Словно эти два мира враждебны, и, если мы делаем или чувствуем что-то духовное, то это непременно значит, что от физического, бытового и повседневного мы отреклись и удалились, пусть даже временно.

В наше интересное время большинство людей считают себя развитыми, неплохо образованными и грамотными во многих темах. Поэтому ответы на вопросы о духовности у многих готовы, но основание этих мнений часто состоит в «я так считаю», «мне это ближе», а не в реальных знаниях или собственных исследованиях вопроса. Честно говоря, меня не устроил такой вариант объяснения темы, поэтому о духе и духовности я принялась читать у тех людей, о ком можно сказать: «Это человек высокого духа!». То есть у святых отцов. :)

Как в известной поговорке все дороги якобы ведут в Рим, все мои открытия и углубленные знания о человеке, его душе, мыслях и духе, приводят к тексту Библии. То, что где-то кто-то умный открыл или изучил, в каких-то главах Священного писания уже упоминалось, встречалось похожими примерами или толковалось в подобном ключе. Если же какое-то открытие никак не сочеталось с Библейским текстом или же противоречило ему, позднее я обнаруживала ошибочным, причем специально сопоставлений и сравнений я не делала. Разоблачение заблуждения происходило само, мне лишь оставалось признать эту ошибку, когда она обнаружилась очевидно. Поэтому, а также по многим другим причинам, усиливающим мое почтение к Мудрейшей из книг, теперь я всегда опираюсь на библейское представление о людях и мироустройстве, когда возникает сложный важный вопрос. И вот что получается:

Бездуховность под прикрытием

Духовное начало человека неизбежно связано с Творцом, но человек цельный, не имеет в себе двух или больше личностей. Его физическое, телесное и вполне материальное начало не может жить в другом измерении, отделившись от собственного духа. Как бы не хотелось кому-то отречься от земной суеты, погрузившись в загадочный и возвышенный духовный мир, пока человек живёт среди нас, отделение это возможно лишь на уровне «забыться на время». И это не плохо, потому что устроен человек премудро и очень интересно. Те, кто по какой-то причине совсем позабыли, что у них есть духовное начало, живя только земными заботами и желаниями, находятся словно во сне, в темноте и помрачении, пока что-то не вынудит их вспомнить о духе и захотеть чего-то большего, чем суета и бег по кругу. Те же, кто увлечен духовными стремлениями, часто замечают, что между физическим нашим началом и духовным есть некоторое соперничество за власть над нами. В воле человека выбрать себе главного, но не в силах само воплощение.

Приведу пример:

Я очень люблю изучать и постигать устройство и замысел Творца обо всем мире, и рада бы дать духовному полное управление моей жизнью и мыслями(ах, как поэтично!), но урчание в животе и мысль о том, что семья проголодалась вместе со мной, выдергивают мой ум из размышлений небесных на кухню, в магазин, к плите и прочей всякой суете. Это неизбежно. Но если не хотеть, не стараться мыслить выше, и привязаться сердцем только ко всему земному, то земное в человеке поглощает его волю и отнимает у духа возможность подчинять жизнь духовным законам. Хорошим примером могут служить животные — инстинкты и сиюминутные желания руководят их поведением на огромный процент, если не полностью. Свинья из любви к комфорту и обжорству, с удовольствием валяется весь день в грязи, если еды полно, не холодно, не жарко. И ей ничего больше не нужно. Собаке тоже нужна еда и комфорт она вполне уважает, но только этого ей мало. Псу подавай еще и общение с хозяином, игры и бег, а некоторым еще и нравится помогать, быть полезными. Коту хочется ласки и защиты, и они умеют наслаждаться жизнью просто так, без повода. Птичкам нужно много высоты и свободы, многие звери любят играть и резвиться без всякой цели, а некоторые умеют спасать сородичей и помогать другим видам. Это нельзя назвать духовностью, но это уже большее, чем примитивное «поели — надо поспать. Поспали — надо поесть» и это не вопросы выживания. Человек существо разумное, но если отдаёт всю свою волю только физической своей природе, его ум и таланты уйдут на хитрость, изобретательность новых быстро надоедающих развлечений, на выдумки как бы поменьше потрудиться, но побольше получить, и на попытки обеспечить себе запасы и комфорт. Дух же всегда стремится к Богу, ищет любви в самом высоком смысле этого слова, ищет правды и чистоты и никогда не насыщается земными безделушками. Для меня духовность проявляется в благодарности, желании знать Истину, добром расположении ко всему и всем, в уважении и величии целей, в устойчивой вере и нерушимой надежде. Земные желания чем-то похожи на обезьян, пытающихся подражать и передразнивать, поэтому они часто вклиниваются в порывы и стремления духа, изображая себя тоже якобы духовными. Пример приведу такой:

Некий человек, из самых лучших побуждений, решает спасти мир. То ли изобретает супер лекарство, то ли «открывает новую истину», то ли пропагандирует ПП и ЗОЖ… Земное примитивное желание прославиться, стать богатым и провести остаток жизни в роскоши и комфорте надевают маски жертвенного героя, готового посвятить жизнь всему человечеству сразу, помогая всем, до кого можно дотянуться. Если эта притворная обезьяна победит в человеке, он будет плясать под ее дудочку всю жизнь, ошибочно считая, что это он решил так жить и сам это выбрал для себя, как лучшее. Спасая человечество, раб земных примитивных желаний создаст лишь секту фанатиков и будет играть роль большого и важного. Бывает, однако, и другое заблуждение: позиция жертвы злых обстоятельств, мол, я хотел мир спасать бескорыстно, а мне не дают. Это другая обезьяна, притворное геройство. Если же человек действительно духовный более, чем приземленно-физический, эти притворные обезьяны при нем не уживаются.

Самыми духовными людьми мы видим величайших святых. Они тоже могли и могут желать спасти все человечество, стараться помочь каждому хоть в чем-то, но методы, которые они используют для этого, не имеют скрытой другой мотивации. Это чистое искреннее бескорыстное веление души. В жизни таких людей духовное стоит во главе, а материальное и земное вынуждено подчиниться. Дух — это не просто желания и добрые мысли. Это огромная сила! Это та ниточка, которая связывает нас с Творцом и Спасителем. Духовность — это огромная высота!

Как же жутко, однако, наблюдать, как некоторые люди подменяют понятия и называют духовностью свои или чужие блуждания ума в мире сомнительных энергий во время медитации*! В таких действах человек может получить лишь обычное земное в навороченной обертке: расслабление нервной системы, отдых от умственной перегрузки, душевный комфорт или наслаждение миром фантазий. Фантазия, пожалуй, и создаёт эти «духовные» объяснения простых по сути вещей.

Нравственность или духовность?

Может ли быть духовным атеист? Тут следовало бы написать целую статью о значении этого слова, потому что и с ним сейчас существует множество разночтений и заблуждений. Откинем, однако, тот вариант атеизма, когда люди верят в существование Бога, но агрессивно это отрицают, и возьмём вместо них материалистов, то есть людей, допускающих только земное, физическое, зримое и ощутимое во вселенной. Если такой человек сам отрицает наличие духа, то как ему стать духовным? Начитаться умных книг, начать философствовать о мироустройстве? Можно возводить высокую нравственность в степень духовности, но это тоже будет подмена понятий. Если мы говорим о дожде, но называем климат, мы упоминаем связанные понятия, но это не одно и тоже. Нравственность добрая вещь, но она не духовность.
Кстати сказать, наблюдение за направлениями нравственных обычаев у разных народов во времени наведёт нас на мысль, что только некоторые аспекты у большинства совпадают. Само понятие, что нравственно, а что нет, в разных обществах отличается, причем иногда кардинально.

Для примера приведу такой:
У одних народов жена прикрыта одеждой с головы до пят, и если в гостях мужчина, уходит на женскую сторону жилища, то есть обычай считает безнравственным даже показывать ее пришельцу. В другом же народе в обычай было возведено предложить свою жену в наложницы приходящему гостю. И так выглядит гостеприимство в той нравственной схеме!

Разночтений не будет, если нравственность народа будет основана на духовности. Только Творец знает нас так, как мы сами себя даже не можем знать, поэтому Его вариант нравственности, ощутимый через духовность, всегда вернее и выше людских мудрствований на эту тему.