Найти в Дзене
Bellalavanda

Чем Коко Шанель расплатилась за сотрудничество с немцами

Она была обижена на весь свет. Ее убеждали не закрывать Дом Моды, но никто не думал о тех счетах, что приходится оплачивать. «Это не патриотично!» -говорили они, не думая о том, что без заказов ей просто не из чего платить зарплату двум с половиной тысячам рабочих. «Они преданы вам!»- но ведь это ложь, всего год назад эти же рабочие присоединились к всеобщей забастовке и поставили под угрозу осенний показ. Шанель обхватила голову руками. Все, что ей оставалось, что сократить персонал, закрыть модные магазины и оставить только парфюмерию и косметику. Со всех сторон ей предъявляли претензии. Даже родственники, которым она все это время посылала деньги, содержала их, теперь возмущались, что чеки стали меньше. Коко разрушала свой бизнес и вместо поддержки встречала только осуждение и ругань. Париж был занят немцами. Для кого ей творить высокую моду? У людей просто нет денег, чтобы одеваться от Шанель. «Ну почему французы умеют так громко кричать о патриотизме и так быстро сдаются перед гру

Она была обижена на весь свет. Ее убеждали не закрывать Дом Моды, но никто не думал о тех счетах, что приходится оплачивать. «Это не патриотично!» -говорили они, не думая о том, что без заказов ей просто не из чего платить зарплату двум с половиной тысячам рабочих. «Они преданы вам!»- но ведь это ложь, всего год назад эти же рабочие присоединились к всеобщей забастовке и поставили под угрозу осенний показ.

Габриэль Шанель
Габриэль Шанель

Шанель обхватила голову руками. Все, что ей оставалось, что сократить персонал, закрыть модные магазины и оставить только парфюмерию и косметику. Со всех сторон ей предъявляли претензии. Даже родственники, которым она все это время посылала деньги, содержала их, теперь возмущались, что чеки стали меньше. Коко разрушала свой бизнес и вместо поддержки встречала только осуждение и ругань.

Париж был занят немцами. Для кого ей творить высокую моду? У людей просто нет денег, чтобы одеваться от Шанель. «Ну почему французы умеют так громко кричать о патриотизме и так быстро сдаются перед грубой силой»,- вопрошала хрупкая женщина.

У Шанель был номер в Ритце, единственное убежище. Сама она потом писала, что ее вещи не выбросили, потому что жена одного из немецких старших офицеров пользовалась духами Chanel №5. Но сам номер заняли, Габриэль Шанель пришлось согласиться переехать в маленький номер, но там хотя бы была собственная ванная комната.

Габриэль Шанель
Габриэль Шанель

И вновь на нее обрушился шквал критики – ведь Шанель живет в одном отеле с немцами! Из окна своего номера она наблюдала, как после освобождения Парижа женщин брили наголо, обвиняя в коллаборационизме. «Чем обвинять всех, кто не захотел умирать в знак протеста против оккупации, не лучше ли задаться вопросом, что должны делать это люди? …. Их дети пухнут от голода, людям нужно на что-то жить и что-то есть… Дайте другую администрацию и люди будут сотрудничать с ней», -сокрушалась модельер.

Скипарелли уехала из Франции, ей никто не предъявлял обвинений. Лелонг организовывал модные показы для жен немецких офицеров.

«Когда женщина заводит себе молодого возлюбленного, разве она будет спрашивать у него паспорт?» - раздраженно отвечала Коко Шанель на вопросы о своем романе с немецким аташе Гансом Гюнтером фон Динклаге. Но вот тут она лукавила. Коко прекрасно знала кто такой Динклаге, ведь они познакомились, когда она обратилась к нему с просьбой. Племянник Шанель оказался в немецком плену, и она очень хотела вызволить его.

 Ганс Гюнтер фон Динклаге и Коко Шанель
Ганс Гюнтер фон Динклаге и Коко Шанель

Высокий эффектный блондин на тринадцать лет моложе знаменитой кутюрье, был нацистом и работал на немецкую разведку, по другим версиям он был двойным агентом и помогал союзникам. К тому же он был наполовину англичанином, чем Шанель оправдывала свою связь. Но ведь ей было уже почти шестьдесят. Могла ли она устоять перед утонченным образованным молодым человеком, пусть он и в форме врага. Ведь он ей был нужен. В результате Шанель дала согласие передать свои фабрики немцам, при условии, что ее племянника освободят и он станет управляющим. Что ей еще оставалось?

Париж был полон коллаборационистов, сотрудничать с немцами считалось престижным. Но никакой особой выгоды, кроме спасения жизни племянника Шанель это не принесло. Она не шила форму для нацистов, вопреки распространенной легенде. Однажды ей пришлось принять участие в операции « Шляпник», но этот секрет она не раскрыла даже в своих мемуарах, не желая вспоминать о позорной уступке.

«Я как и многие другие хотела окончания войны»,- с этим девизом Шанель пробовала встретиться с Черчиллем. «Мадам, занимайтесь модой, а политикой займутся мужчины», -таков был ответ. Это был провал.

Габриэль Шанель
Габриэль Шанель

Когда Франция и Париж наконец-то освободились от оккупации, Шанель припомнили все. И то, что не желая терпеть убытки, она закрыла магазины и производства, и то, что ее духами пользовались жены немецких офицеров (так же, как и многие другие, но кого это интересовало), и ее роман с Динклаге.

Ярлык пособницы нацистов прикрепился к ней надолго. Шанель пришлось покинуть Францию и поселиться в Швейцарии. В дальнейшем она перенесла свой бизнес в США.

Подписывайтесь на мой канал об истории Bellalavanda, чтобы не пропустить новые статьи!И спасибо вам за лайки и комментарии, без них невозможно развитие канал