29 августа христиане Румынии вспоминают событие из Евангелия, известное как «усекновение главы» Иоанна Крестителя. Во времена Дракулы это событие тоже вспоминали 29 августа, а для самого Дракулы оно было наполнено особым содержанием. Дракула вспоминал о своём отце, которому так же «усекли», то есть отрубили голову. Но самое интересное, что о смерти отца напоминала Дракуле сама судьба и будто говорила: «Ты должен отомстить».
Крестильное имя валашских князей
Мало кто знает, что в роду Басарабов, то есть валашских (румынских) князей, существовал интересный обычай. Всех отпрысков мужского пола крестили одним и тем же именем – Иоанн, а различали по языческим именам, которые давались родителями.
Имя Иоанн в сокращенном виде указывалось в княжеских грамотах. Во-первых, в начале, во вступительном слове, а во-вторых, в конце, в княжеской подписи. Дед Дракулы по отцовской линии звался Иоанн Мирча, отец – Иоанн Влад, и сам Дракула тоже именовался Иоанн Влад.
Возможно, имя Иоанн давалось в честь Иоанна Крестителя. Символическим предметом в изображениях этого пророка часто служит простой крест, и такой же крест присутствует в гербе Басарабов, где горный орёл держит эту вещь в клюве.
Также возможно, что имя давалось в честь всех Иоаннов, почитаемых церковью – в честь Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста и т.д. Ведь согласно христианским представлениям, если ребёнка окрестить Иоанном, все святые с таким именем становятся его небесными покровителями.
Никто и подумать не мог, что отец Дракулы частично повторит судьбу Иоанна Крестителя.
Причина для мести
Отец Дракулы погиб в декабре 1446 года, а случилось это в результате вмешательства венгров. Их не устраивало, что Валахия (Румынская Страна) оказалась под турецким влиянием.
Отец Дракулы проводил протурецкую политику и в итоге поплатился за это головой. Его предали собственные бояре, когда узнали, что в Валахию идёт венгерское войско.
История довольно туманная. По одной версии бояре отравили отца Дракулы, а по другой – просто выдали его венгерскому военачальнику Яношу Хуньяди. Янош велел, чтобы отцу Дракулы отрубили голову. То ли – живому, то ли – трупу, но в любом случае голову отослали турецкому султану.
Это был знак туркам, что венгры настроены очень серьёзно и пойдут на всё, чтобы бороться с турецкой экспансией. Однако послание, предназначенное для султана, дошло и до Дракулы, который в то время жил при турецком дворе как заложник.
Вид отрубленной отцовской головы произвёл на Дракулу, которому тогда было 16-17 лет, большое впечатление. И не только потому, что смерть близкого человека – потрясение, особенно в юном возрасте. Всё произошедшее отдалённо перекликалось с евангельской историей. Отец, окрещённый Иоанном, умер как Иоанн Креститель.
Эта мысль пришла Дракуле на ум, поскольку в те времена было принято сравнивать события собственной жизни с событиями из Библии. Это являлось способом осмысления.
Для Дракулы всё это означало, что его отец – мученик, почти святой, а убийцы не заслуживают прощения, только мести. Ещё одним поводом для мести было то, что старший брат Дракулы, который должен был наследовать валашский трон, умер вскоре после отца, и к этой смерти также имели отношение венгры, а в первую очередь – Янош Хуньяди.
Хуньяди стремился убрать лишних претендентов, чтобы посадить на валашский трон своего человека – Владислава, который вошёл в историю как князь Владислав II. Этот князь был марионеткой и очень бледной политической фигурой. За годы своего правления он так и не получил от народа никакого прозвища, что для валашских князей – большая редкость. Очевидно, ничего примечательного во Владиславе народ не разглядел.
Чуть сам не лишился головы
Дракула хотел отомстить всем – не только боярам, принесшим своего князя в жертву венграм. Он хотел поквитаться и с Яношем Хуньяди, и с Владиславом.
Казалось, такая возможность появилась осенью 1448 года, когда султан отправился в большой поход против венгров. Армия Яноша Хуньяди, которому помогал Владислав, потерпела поражение от султана на Косовом поле. Хуньяди бросил остатки своего войска и сбежал. Владислав тоже сбежал, а султан, весьма довольный, отправился домой, но перед этим выделил 30 тысяч турецких воинов, чтобы они помогли Дракуле вернуть трон.
В конце осени 1448 года юный Дракула взошёл на трон в первый раз, но тут же потерял власть, потому что в Валахию явился Хуньяди с новым войском, желая опять посадить Владислава на трон. Турки, заслышав о приближении Яноша, заявили, что султан не поручал им воевать с венграми, и ушли.
Дракула, не имея своего войска, оказался вынужден бежать. Мало того, что отомстить не получилось, так он ещё и сам мог повторить отцовскую судьбу и судьбу Иоанна Крестителя.
Молдавские примеры
Дракула пришлось прятаться несколько месяцев. Лишь весной 1449 года он смог официально объявиться в Молдавии, где правил его двоюродный брат Александр. Однако в Молдавии князья менялись ещё чаще, чем в Валахии.
Минувшей весной, в 1448 году, умер отец Александра, князь Илиаш. Затем, минувшим летом, умер князь Роман, старший брат Александра. Вскоре, минувшей сенью, умер князь Пётр, дядя Александра. Поэтому в Молдавии никто не верил, что сам Александр будет править долго, а Дракула, наблюдая смену князей на троне, делал свои выводы.
Когда Дракула наконец вернёт себе власть, он спросит бояр на пиру: «Почему князья меняются часто, а бояре в княжеском совете – всё те же? Скольких князей пережил каждый из вас?» Это был вопрос на основе личного опыта, а что касается Александра, то он продержался у власти несколько месяцев – до осени.
Ещё одно мистическое совпадение
В октябре 1449 года его сверг очередной претендент – Богдан. Хорошо было уже то, что Александра не убили, а вот Богдану повезло меньше. В октябре 1451 года он был убит. Итого за 3,5 года в Молдавии сменилось 7 правителей, однако на Дракулу произвело впечатление не только это, но и обстоятельства смерти Богдана.
Богдану отрубили голову – совсем как отцу Дракулы. И точно так же, как в случае с отцом, причиной смерти стало предательство. Только на этот раз предатели выдали своего князя не венграм, а полякам.
При этом в Молдавии существовал такой же обычай, как в Валахии, касающийся крестильных имён. Иоаннами крестили всю мужскую половину рода Мушатов – правящей молдавской фамилии. Вот почему Богдан официально звался Иоанн Богдан.
И вдруг он становится жертвой политических интриг, повторяет судьбу Иоанна Крестителя! Для Дракулы это выглядело как знак свыше – следует приложить все усилия, чтобы подобные вещи не повторялись. Следует искоренить зло, из-за которого князья раз за разом повторяют судьбу Иоанна Крестителя.
Конечно, Молдавия не была вотчиной Дракулы. В молдавские дела ему вмешиваться не следовало, но даже здесь он пытался повлиять на ситуацию, позаботившись о сыне убитого Богдана – Штефане. У Штефана не было опыта в скитаниях, а у Дракулы был, и Дракула отправился скитаться за пределы Молдавии вместе со Штефаном, чтобы по возможности уберечь от ошибок.
Также интересно, что Дракула даже не пытался поладить с новым молдавским князем Петром Ароном, пришедшим на смену Богдану. Ведь Пётр Арон не просто убил Богдана, а руками подосланных убийц отрубил тому голову. У Дракулы была особая неприязнь к отрубателям голов.
Можно сказать, что у Дракулы окончательно сформировалось мировоззрение именно в период пребывания в Молдавии. И все политические шаги, которые он делал после, делались с опорой на молдавский опыт. В том числе опыт мистический, когда будто сама судьба убеждала, что от зла не убежишь. Со злом надо бороться, иначе оно нагонит тебя и «история повторится».
Автор статьи: Светлана Лыжина