Найти тему
Галина Завадская

Гоголь предсказал погибель Украины

Тут дьявол с Богом борются, а поле битвы - сердца людей.

Ф.М. Достоевский

Потрясающе эффектная страшилка – повесть Гоголя «Вий»!

Но, всматриваясь в Украину и украинцев последние лет 10, всё больше прихожу к откровению: Гоголь предсказал в ней погибель Украины.

Он был верующим человеком и, наверное, неспроста такое изобилие всяческой нечисти, сам устрашаясь, описал в своих произведениях. Значит уже в 19 веке было среди этих людей что описывать!

А в «Вие» уже описал победу этой нечисти. И причину обозначил.

И как не победить нечистой силе, если люди оскотинились: заботятся только о том, чтоб сладко есть и мягко спать. Они позабыли о том, что отличает человеков от скотов: о жизни духовной. Церковь у них совершенно позабыта-позаброшена. Они не желают духовно трудиться. Они создают «общество потребления», всё остальное им не интересно.

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость…»

Что-то мне это напоминает!

Сегодняшние украинцы радостно отказались от своей веры, от своей церкви, бросившись в объятия раскольников. А сколько воспеваний посвящают сатанизму и ЛГБТ-извращениям? Вам не кажется, что это об одном и том же?

Теперь об именах главных героев.

Фамилия Брут напоминает об имени римского сенатора (олицетворение предательства), имя Хома - о библейском сомневающемся апостоле Фоме, одном из двенадцати учеников Христа (олицетворение сомнений).

Его дружбаны: «ритор» Тиберий Горобец (Тиберий – имя императора, при котором был распят Христос) и «богослов» Халява – лодырь, вор и пьяница. И это семинаристы, «воины духа»? Будучи таковыми - способны они противостоять злу?

Можно ли Хому назвать верующим?

Безбожником он себя, конечно, не считает и по-своему в Бога верует, но, как говорит апостол Иаков: «И бесы веруют и трепещут», т. е. мало просто верить, надо пытаться и жить соответственно - по заповедям Господним. А это как раз сложнее всего, причём, многие, как и Хома, даже и не понимают необходимости жить по заповедям.

Он беспечный гуляка, пьяница, обжора и вор. Даже молитвы над гробом дочери сотника, ведьмы, он перемежает зевками, мечтами о куреве и суеверными заклинаниями.

«Он проспал до обеда. Когда он проснулся, все ночное событие казалось ему происходившим во сне. Ему дали для подкрепления сил кварту горилки. За обедом он скоро развязался, съел почти один довольно старого поросенка…»

Вий - это символ зла, и Хома должен был найти в себе силы отказаться от этого зла - от своего разгильдяйства, расслабленности и распутства. Но и в этот страшный и переломный момент он идёт на поводу у своих слабостей, не в силах побороть самого себя. И что же? Он сразу становится доступен Вию - так как сам открывает доступ злу в свою душу.

В подтексте повести «Вий» настойчиво звучит вопрос о том, кто же действительно страшен: уродливый Вий с огромными веками, все эти летающие гробы и мертвецы или несчастный Хома Брут, который перед каждым приходом в Церковь вместо того, чтобы усиленнее помолиться, пытается заглушить страх вином и пустыми словами о том, что ему «совсем не страшно»?

Разгул злых сил ночью - это результат того, как человек прожил день. Хома живет только телесно, поэтому его молитва, кощунственно смешанная с заклятиями, бессильна, а душа, за которую ведется ожесточенная борьба между добром и злом, оказывается беспомощной.

Знаменателен и финал повести: оскверненную церковь предают полному запустению, разгул нечистой силы в церкви свидетельствует о падении нравственных устоев жителей хутора.

Добро и Зло ведут за душу человека постоянную борьбу. Но, если сам человек не хочет совершенствоваться, а просто плывет по течению, то рано или поздно он становится уязвимым. Поэтому будущие духовные пастыри, которые постоянно пьют горилку и заботятся лишь о том, чтобы сытно поесть и хорошо поспать, уже впустили нечисть в свои души.

От такого равнодушия Гоголь всячески стремился уберечь современников и потомков.

Мы можем спросить себя: «Почему же главный герой «Ночи перед Рождеством» Вакула оседлал чёрта и выжил, а Хома оседлал ведьму и погиб?»

Вакула искренне веровал в Бога и искренне раскаивался в использовании нечистой силы. А Хома неверующий.

А завершает Гоголь эту потрясающе яркую историю словами о случайной краже старой подошвы от сапога, подчёркивая обыденность духовной катастрофы.

«Звонарь осторожно встал из-за стола и, пошатываясь на обе стороны, пошел спрятаться в самое отдаленное место в бурьяне. Причем не позабыл, по прежней привычке своей, утащить старую подошву от сапога, валявшуюся на лавке».

Зло фантастического мира у Гоголя тесно взаимодействует со злом реальной действительности, а все мистические события во многом обусловлены поведением самих людей. Товарищей Хомы ничуть не вразумляет его гибель, ведь вместо того, чтобы в церкви помолиться об упокоении его души, идут «поминать» несчастного товарища в кабак.

Что-то мне это напоминает…