Найти в Дзене
Логопед дает совет

3 секрета постановки самого сложного звука

Как вы думаете, какой звук считается самым сложным в постановке? Многие родители и логопеды ответят, что конечно, это звук [р]. Интересно, почему он считается сложным? Я думаю, что таких причин несколько... 1. Большинство детей в возрасте 7 лет не выговаривают именно [р], и эта проблема у многих остается до конца жизни. 2. Часто родители форсируют события и провоцируют постановку звука у ребёнка. В силу недоразвития фонетико-фонематического слуха и органов артикуляции, ребенок приходит к горловому варианту звука [р]. А переучить всегда сложнее, чем научить. 3. Молодые специалисты и не очень, сами боятся постановки этого звука. А страхи имеют неприятное свойство передаваться по цепочке. Нормальное произношение звука [р] Виды дефектов звука [р]. В простонародье картавости или по-научному ротацизма Секреты постановки звука [р] 1. Кончик языка при выполнении упражнений, непременно, нужно располагать на альвеолах, а не у корней верхних резцов. 2. Если у ребёнка уже есть горлово
Оглавление

Как вы думаете, какой звук считается самым сложным в постановке?

Многие родители и логопеды ответят, что конечно, это звук [р].

Интересно, почему он считается сложным?

Я думаю, что таких причин несколько...

1. Большинство детей в возрасте 7 лет не выговаривают именно [р], и эта проблема у многих остается до конца жизни.

2. Часто родители форсируют события и провоцируют постановку звука у ребёнка. В силу недоразвития фонетико-фонематического слуха и органов артикуляции, ребенок приходит к горловому варианту звука [р]. А переучить всегда сложнее, чем научить.

3. Молодые специалисты и не очень, сами боятся постановки этого звука. А страхи имеют неприятное свойство передаваться по цепочке.

Нормальное произношение звука [р]

Так называемый профиль, показывает, как располагается язык во время произношения [р] и его мягкого варианта.
Так называемый профиль, показывает, как располагается язык во время произношения [р] и его мягкого варианта.

Виды дефектов звука [р]. В простонародье картавости или по-научному ротацизма

Секреты постановки звука [р]

1. Кончик языка при выполнении упражнений, непременно, нужно располагать на альвеолах, а не у корней верхних резцов.

Это моё селфи. Наглядный пример куда ставить язык и как нужно беречь зубы с детства, а не грызть на уроках ручки  карандаши.
Это моё селфи. Наглядный пример куда ставить язык и как нужно беречь зубы с детства, а не грызть на уроках ручки карандаши.

2. Если у ребёнка уже есть горловой [р], то упражнение «Дятел» ( оно же «Барабан») и «Моторчик» должно быть с глухим согласным [т] - ттта, ттта, ттта. Звук [д] - звонкий, и ребенок не услышит вибрации кончика языка. Постановка звука затянется.

3. Во время выполнения «Моторчика» удобнее приучить ребенка использовать большой палец ведущей руки.

Быстрые движения из стороны в сторону под  кончиком языка вызывают его вибрацию и ребенок услышит вместо [ттта] услышит [трра]
Быстрые движения из стороны в сторону под кончиком языка вызывают его вибрацию и ребенок услышит вместо [ттта] услышит [трра]

Потому что большой палец в силу физиологии, в отличии от указательного, не согнется и не опустится крючком вниз, что не дает удерживать кончик языка в нужной позиции.

На видео я использую старый способ, где в работе указательный палец ребенка, а я своей рукой вожу руку ребенка. Практика показала, что можно и так. Но лучше делать это большим пальцем: рука в кулак и большой палец так: 👍

На канале есть видео- консультация для родителей по работе над постановкой звука [р] без логопеда:

Там нет этих тонкостей, хотя видео вполне актуально и его можно использовать.

Вы спросите, почему? Потому что три года назад я сама этого не знала. А теперь знаю и делюсь с вами.

Совет начинающим логопедам: в случае, если у ребенка нарушены хотя бы две группы звуков, шипящие и соноры, стоит начинать с работы над звуком [р]. Остальные звуки пойдут как по маслу. Можно для сокращения сроков параллельно брать в работу звук ш или л.

И, пожалуй, главный совет родителям. Самостоятельная работа над звуками будет успешной, если у ребенка нет тяжелого речевого нарушения. Оценивайте свои силы. В случае тяжелых состояний обращайтесь к специалистам.

Желаю успехов!

Публикации по теме: