Найти в Дзене
all fiction

Сорвиголова - по мотивам культового сериала

Оглавление
Днем он — успешный адвокат, а ночью — мститель в маске
Днем он — успешный адвокат, а ночью — мститель в маске

В наше время никого не удивишь свежим сериалом от Marvel, который напрямую или точечно отсылается к основной вселенной, ведь теперь их производство поставлено на поток, а фанаты обеспечены многосерийным контентом на годы вперед, хоть и качество этого контента остается под вопросом. Но не всегда дела обстояли именно так. Началом отчета в истории сериальной вселенной Marvel являются «Агенты Щ.И.Т.», позже последовали спин-офф про Пегги Картер и провальные «Нелюди». Новой вехой в развитии сериалов КВМ стала так называемая «Сага Защитников» от Netflix, куда вошли “Сорвиголова», «Джессика Джонс», «Люк Кейдж», «Железный кулак», «Каратель» и собственно их кроссовер «Защитники». Сегодня же нас интересует первый и прорывной проект из вышеперечисленных творений известного стриминга в сотрудничестве с Marvel.

«Сорвиголова» это единственный сериал, который прошел проверку временем и до сих откликается в сердцах фанатах. Так почему же именно он смог дожить до нынешней киновселенной Marvel и скоро вновь переродится в грядущем сериале? Тут есть о чем поговорить. Как бы это банально не звучало, но при наличии хорошей, сбитой истории можно вытянуть даже самый проблемный и низкобюджетный проект, поэтому с нее и начнем.

Сюжет

Сразу бы хотелось обозначить тон повествования, здесь нет места неуместным шуткам, фансервис еще не стал основополагающей мотивацией для зрителя ждать следующую серию, отчего история приобретает вес, а любые хитросплетения в сценарии могут стать роковыми для героев. Можно справедливо заметить, что из сезона к сезону, события начинают развиваться неторопливо и лишь к середине сезона набирают обороты, но это сполна окупается насыщенным и бодрым финалом. К тому же в передышке мы можем погрузиться в атмосферу Адской кухни, ведь съемки проходили в окрестностях Бруклина и Лонг-Айленд сити, которые по задумке авторов передают дух Нью-Йорка 70-х, сочетающий в себе идеи красоты и грязи, это же перекликается и с главным героем, он осознает в каком упадке находится его родной район, отчего не перестает им любоваться, а наоборот стремится всеми силами его защитить.

Сорвиголова на страже Адской кухни
Сорвиголова на страже Адской кухни

Итак, первый сезон. В основу легла детективная линия, по ходу которой Мэтт Мердок шаг за шагом, минуя толпы негодяев, приближается к главному антагонисту всего сериала Уилсону Фиску, все сцены с которым приковывают к экрану не меньше чем сам Сорвиголова. Не стоит и забывать о второстепенных героях Карен Пейдж и Фогги Нельсоне. И если Фогги можно описать как обычного комик релифа, хоть в последующих сезонах он и получит большее раскрытие, что добавит глубины персонажу, то Карен на удивление опередила время и вполне бы вписалась в современные требования о необходимости сильного женского персонажа в каждом втором фильме. Так, в первом своем появлении для зрителя она как будто бы предстает в заезженном амплуа девушки в беде, но с каждой последующей серией все больше проявляет самостоятельности, смелости и решимости и даже в критических ситуациях может постоять за себя, и тут мы понимаем, что Карен - это не просто болванка, которую нужно постоянно выручать из беды, она самодостаточный герой. Говоря о первом сезоне нельзя обойти стороной Джеймса Уесли, правой руки Фиска, хоть игра актера и была довольно сдержанной, подстать образу, но сцена с его смертью была напряженной и казалось значимой, как по итогу и оказалось. Немаловажным аспектом хорошего сценария к сериалу является отсутствие филлеров. Конечно, возможно найти глубинный смысл в происходящем, даже если видимого развития истории или же персонажей серия не предлагает, ярким примером служит эпизод с мухой из «Во все тяжкие». Есть и другой способ забить экранное время, пока сюжет стоит на месте - развлекать зрителя экшеном, зрелищным или не очень и смешить удачно или натужно, опять же отсылаясь к современным представителям стриминговой платформы Disney +. Что же касается Сорвиголовы, уже было сказано, что поначалу сериал может не затянуть, бесконечные диалоги с вроде бы важными или наоборот проходными персонажами на первый взгляд ни к чему не приводят, но стоит побороть в себе жажду зрелища и окунуться в жизнь Адской кухни, то все сразу станет на свои места, герои придут к логичной развязке, да и боевые сцены не разочаруют. Но как говорится, в любом правиле есть исключения.

Таковым с поправкой можно назвать второй сезон, не то чтобы планка качества резко просела, но о некоторых огрехах все же стоит сказать. Теперь поподробней, и первое это масштаб истории. Если в первом сезоне сюжет сфокусировался на героях и не выходил за рамки Адской кухни, то теперь Сорвиголова по заветам жанра супергероики должен был спасти целый мир от оружия массового поражения. Во вторых, если раньше была четкая борьба протагониста и антагониста в лице Мэтта Мердока и Кингпина, по большей части мы наблюдали за противостоянием идеологий, нежели кулаков. То в продолжении все почти свелось к заварушке героя против злодея, если бы не одно но. В последних сериях сезона мы узнаем, что тем самым оружием под названием Небо все это время была возлюбленная Мэтта Электро, отчего финал приобретает совсем иные краски и мы получаем чуть большее, чем просто красивую драку в конце. Хорошим нововведением можно по праву назвать введение антигероя в лице Карателя, который чем-то унаследовал место Фиска, став обновленным подрывателем убеждений главного героя, заставив его на мгновенье усомниться в собственных жизненных ценностях. В общем и целом второй сезон не упал в грязь лицом, но и прыгнуть выше головы ему не удалось.

Что же касается заключительной части, то здесь в сюжетном плане авторы взяли все самое лучшее из предыдущих сезонов и приумножили. Весь тот ореол, сложившийся вокруг Кингпина в первом сезоне, как о преступнике, которого невозможно обезвредить, используя лишь силу правосудия, теперь вошел в абсолют. Ведь, как оказалось, будучи заключенным под стражей он все так же опасен, и единственный шанс избавиться от него раз и навсегда неизбежно влечет за собой падение главного героя. И тут отчетливо прослеживается арка и становление Мэтта Мердока, которые так бережно выстраивали авторы на протяжении сериала. Если в первом сезоне герой был непоколебим в своих убеждениях, а именно: однажды убив человека, он навсегда потеряет себя; во втором не без помощи Карателя у Мэтта мелькают проблески сомнений, хоть и ненадолго, то третьем в один момент герой чувствует свою полную беспомощность перед лицом Фиска и твердо намерен с ним покончить, чего бы это ему не стоило. Однако и на этом сценарий не перестает удивлять, крайне удачным решением было ввести в сюжет Поинтдекстера, который поначалу особо не приковывал интерес, но как только он по поручению Фиска стал темным двойником Сорвиголовы, у которого нет никаких рамок и который не пренебрегает проливать кровь. С этого момента главный герой сталкивается с самым тяжелым испытанием. Его имя опорочили в лице общественности, родная Адская кухня не принимает его, на кону самый главный выбор в его жизни - выживет ли Фиск, с другой стороны он видит последствия, в кого он может превратиться если все же решится на этот отчаянный шаг. Даже поверхностно взглянув на сезон, то понимаешь, что очень немногие проекты про супергероев могут во время финальной битвы так эмоционально вовлекать в процесс, хотя ,казалось бы, как в современных реалиях можно впечатлить зрителя без тонны графики и масштабной битвы за будущее человечества. Оказывается можно. Подводя промежуточный итог, сценаристы бережно выстраивали эти конфликты, относясь к любому персонажу как к главному герою истории. Именно поэтому мы сразу проникались второстепенными сюжетными линиями и сопереживали всем действующим лицам, будь то расследование Карен Пейдж, рискованные будни Бена Уриха или трагичное приключение агента Рэя Надима. Авторы умело балансировали между гнетущей атмосферой, когда герои падали на самое дно эмоциональной бездны, и светлыми моментами, где добро в конечном счёте свергало зло. Создатели часто признавались, что при создании первого сезона они вдохновлялись криминальным жанром времён «Таксиста» и «Китайского квартала». Основной задачей перед ними стояло сделать правдоподобную историю, которая ощущалась больше судебной драмой или напряжённым триллером о преступных разборках, а уже затем супергеройским проектом. Благодаря столь трепетному сценарному подходу сериал никогда не мог наскучить. Сюжет завлекал тебя даже самой обычной сюжетной линией об очередном судебном процессе. История трех сезонов явно выходила за рамки привычной формулы супергероики от Marvel, это была ее темная, невероятно драматичная сторона.

I beat you
I beat you

Нельзя обойти стороной и визуальную составляющую проекта, а точнее виртуозную хореографию в боевых сценах, поэтому приступим.

Экшн

Всю основу и запоминающийся стиль заложили еще в первом сезоне и продолжили его развивать в последующих. Речь конечно же идет о сценах, снятых одним дублем, которые стали некой визитной карточкой сериала. Первая из таких по духу и по локации очень напоминает схожий фрагмент из «Олдбоя» и может выглядеть как референс или своеобразная дань чести авторов любимому произведению. Однако по их заверениям вдохновение они черпали из фильма «Рейд» режиссера Гарета Эванса, и в отличие от полнометражной ленты, где на постановку такой сложной сцены в запасе есть несколько недель, у команды сериала было лишь несколько дней на подготовку и реализацию, отчего итоговый результат ощущается поистине завораживающим. К слову добиться желаемого результата получилось всего за 7-8 дублей, что не может не радовать, ведь в такие моменты запороть удачный «шот» может любая мелочь, а от всей съемочной команды требуется синхронность в работе. Еще одна деталь, которую вы вероятно не заметили при просмотре, это так называемый прием «техас свичес», смена актера на каскадера и обратно, а раз это не бросается в глаза, то постановщики не зря едят свой хлеб.

Драка в коридоре
Драка в коридоре

Во втором сезоне авторы решили пойти дальше, если коридорная сцена снималась в павильоне, то для новой зрелищной битвы выбрали живую локацию, отчего потребовалась особая подготовка, ведь камера должна была не только совершать движение вслед за героем, но и облетать других людей, задействованных в бою. Кроме того сменился и контекст происходящего на экране, теперь это метафорическое схождение в ад, а не испытание воли главного героя как это было раньше.

Третья попытка повторить предыдущий успех почти добралась до Эмми, если бы не жесткие рамки по времени, куда 11 минутная сцена не смогла вписаться. Однако зрители оценили ее по достоинству и в свое время даже подняли небольшой шум, негодуя, что академия не признала старания создателей. Но к дискуссии быстро подключился шоураннер Эрик Олесон, который разъяснил ситуацию и успокоил непонимающих фанатов. Хотя на предложения выдвинуть кандидатом отрезок сцены длиною 3 минуты, который бы укладывался в регламент, предпочел воздержаться от ответа.

Экшн-сцены сериала всегда радовали плотной динамикой. Ты видел кто, как и с кем сражается, чувствовал мощь чужих ударов, а заодно мог насладиться качественной хореографией боя. Порой казалось, что агрессия Сорвиголовы - это не его стремление защитить родной район, а лишь заветный повод выплеснуть весь внутренний гнев, вернуть врагам те удары, что Мэтт получал от судьбы в течение всей жизни. Что же по итогу? Весь экшн в сериале поставлен крайне грамотно и смотрится на одном дыхании, но поспособствовало этому реалистичное насилие, давайте о нем.

Рейтинг R

С самого зарождения супергероики и по нынешней день проекты с таким возрастным ограничением можно пересчитать по пальцам. В начале нулевых мы лицезрели море крови в «Блэйде», позже следили за искрометными и похабными шуточками в дилогии «Пипец» и «Дэдпуле» и растрогались до глубины души в суровой реальности «Логана». Так или иначе, у нас есть примеры реализации потенциала взрослого рейтинга, да и как будто бы у общества есть спрос на такие проекты, однако как ни посмотреть, но такой ход неразрывно связан с рисками и не каждая студия решится на это, ведь при этом от возможных кассовых сборов отсечется немалая доля еще только подрастающих зрителей. Поэтому несмотря на то, что сейчас творится с Netflix, на тот момент это вероятно была лучшая партия, особенно на фоне того как стремительно разрасталась киновселенная Marvel и сами бы они точно не пошли на такой шаг, учитывая попадание Сорвиголовы в общий канон. Но и тут они выбрали особый путь, свой. Дав такой карт-бланш другим авторам, велика вероятность, что они станут использовать его по полной, от обнаженных тел до отрубленных конечностей крупным планом, не зная меры. Сорвиголова же умело балансирует с предоставленной опцией, не скатываясь в кровавый трэш и не привлекая зрителя одним лишь видом голой женщины. Откровенная жестокость здесь играет на сюжет и на раскрытие персонажей, не выходя на первый план, а точечно добавляет реализма и драматизма только в тех моментах, где это необходимо, параллельно показывая в каком мире живет Мэтт Мердок и все, что он делает совсем не зря, ведь та самая грязная и бескомпромиссная Адская кухня как никогда нуждается в своем герое.

Культовое интро шоу
Культовое интро шоу

Отдельного упоминания заслуживает потрясающее интро шоу, которое сразу же приковывает внимание и отбивает желание побыстрей перейти к самой серии, а заставляет еще раз насладиться атмосферной заставкой. Вот что говорит сам режиссер вступительных титров:

"Я бы не сказал, что это буквально кровь, но кровавый резонанс цвета определенно лежит в основе того, что, по нашему мнению, делает эту идею сильной. Мы думали о коварной коррупции, которая проникает в город после «Мстителей», когда начинаются восстановительные работы. И размышления о токсичном яде, который ослепил Сорвиголову в молодости, в значительной степени вдохновили нас на то, чтобы сделать интро более «жидким». У нас была мысль, которая в значительной степени касалась того, как Сорвиголова будет познавать мир через звук, и также она затрагивала тему устройства Адской Кухни. Нас попросили найти способ объединить эти два понятия, и так мы смогли придумать водонапорную башню и некоторые действительно крутые образы. Это было не столько о Сорвиголове, сколько об особенностях района города, который он защищает. "

Все вышеперечисленное это заслуги сериала, закончившегося в 2018 г. , но персонаж продолжил свое существование и дальше, теперь уже

Рожденный заново

Сорвиголова и Женщина-Халк
Сорвиголова и Женщина-Халк

По истечению 3 сезонов за Netflix оставалось эксклюзивное право на создание и выпуск проектов, связанных с героем, лишь на их платформе. А так как 4 сезон не планировался, то и надежд на скорое возвращение Сорвиголовы практически не было. Так продолжалось до 2021 года, пока среди многочисленных сливов о приближающемся триквеле Человека-паука не появились новости о возможном камео Чарли Кокса. Слухи не подвели. Появление Сорвиголовы в знаковом фильме Marvel вызвали восторги у фанатов, сравнимые с трио пауков. Да и герой не приобрел видимых изменений или новшеств, что вселяло надежду, что в будущем мы вновь увидим того самого Сорвиголову, но уже в сольном проекте. Год спустя вера пошатнулась. Уж никак не вписывался в легкий комедийный сериал такой объемный персонаж с тяжелой судьбой, учитывая, что это именно тот же Мэтт Мердок, за нравственной борьбой которого мы некогда наблюдали на протяжении 3 сезонов. Да и мимолетное появление оригинальной музыкальной темы по задумке создателей видимо должно было отголоском заиграть в сердцах фанатов, но почему-то не вызывает желаемого эффекта. Еще одним камнем преткновения стали экшн-сцены с участием Сорвиголовы. От былой живой съемки почти ничего не осталось. Тут уже не смог промолчать основной каскадер Чарли Кокса Крис Брюстер, который выполнял все трюки на протяжении сериала, его к слову не пригласили для участия в «Женщине-Халк». Ему не понравилось как Marvel обходится с персонажем, сравнив его образ и движения с мультиком:

"Знаете, я люблю, когда CG усиливает реальное движение, но если у вас нет реального движения, это просто становится мультиком. Это просто CG, в нем нет веса. И что всегда делало экшен в «Сорвиголове» таким хорошим, так это то, что он был убедительным. Вы чувствовали то, что чувствовал Чарли, между его игрой и тем, что происходило там, в экшене."

И с ним тяжело не согласиться. Герой без своей характерной черты в виде зрелищных и правдоподобных боевых сцен как будто потерял часть себя. И на этом фоне анонсируют сольный сериал, который якобы продолжит историю и даже сохранит подобающий антураж и рейтинг R. На данный момент информации не так много, чтобы делать поспешные выводы, однако перфоманс в «Женщине-Халк», а так же аж 18 заявленных часовых эпизодов дают повод для сомнений. Кроме того, учитывая массовые забастовки в Голливуде, проблем у проекта и так хватает.

Итог

Даже не смотря на все явные упущения, факт остается фактом, Сорвиголова - это единственный персонаж из той эпохи сериалов Marvel, который дожил до сегодняшнего дня и не только в виде камео, как это сейчас принято, а смог разрастись до целого сольного проекта. А это уже о многом говорит. До сих пор нет еще такого сериала про супергероев, который так мастерски рассказывает историю, вовлекает в сюжет, не забывая отвести время каждому персонажу, и в конце сплетает все эти линии воедино, разбавляя интригующие диалоги зрелищным и убедительным экшеном, который радует глаз и все это в антураже местами грязной и жестокой, но такой родной и манящей Адской кухни.