Найти тему

Реформа буксует, МСЗ не строится: как Татарстан хотят уберечь от мусорного коллапса

Мусорная реформа и связанные с ней проблемы, касающиеся обращения с отходами, остаются головной болью государственных мужей вот уже пять лет. Граждане продолжают жаловаться на работу всей мусорной системы и высокие тарифы на вывоз отходов, но коренных изменений все нет. Ситуацию обсудили накануне в казанском IT-парке им. Башира Рамеева в формате круглого стола.

Организатор встречи - депутат Госдумы от Татарстана рассказал, что плотно занимается вопросом решения проблем в сфере обращения с отходами. Парламентарий отметил возросший поток жалоб от жителей и получил большой отклик от регионов по связанным с этой темой вопросам.

– Тема сложная, есть разные подходы, разные видения и мнения, – отметил он. – Стороны часто обвиняют друг друга. Но у нас цель одна – жить в красивом и чистом городе, республике, стране.

По его словам, ситуация, когда вокруг городов растут горы мусора, неправильна, и положение нужно менять. Подробнее о ситуации в Татарстане он попросил рассказать министра экологии республики .

– Мы как надзорное ведомство часто встречаемся с проблемой несанкционированного размещения отходов. В период санитарного двухмесячника всей республикой наводим порядок на территории. Обращения о наличии захламленных территорий поступают в течение года по всем нашим открытым каналам связи – с января поступило уже 5 656 таких жалоб – это большая часть от всех обращений, – рассказал министр. – Зачастую несанкционированные свалки – это строительные отходы. В большинстве субъектов Российской Федерации доля свалок строительных отходов составляет около 80%, по Татарстану это 61%. Выявить собственника таких отходов и заставить его ликвидировать свалки - процесс долгий и сложный.

Проблемы в сфере борьбы со свалками строительного мусора происходят в том числе из-за недостатков в правовом поле. По словам чиновника, в настоящее время остро стоит проблема внесения изменений в федеральное законодательство. Минэкологии республики разработало соответствующие поправки в части регулирования обращения с отходами строительства и ремонта. Они предполагают право для субъекта РФ самостоятельно утверждать порядок обращения с отходами строительства, в том числе порядок внедрения региональной автоматизированной информационной системы учета и контроля отходов строительства на этапах их технологического цикла. Также регионам хотят дать право самим организовывать накопление (в том числе раздельное), сбор, перевозку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение строительного мусора. Законопроект отправили на рассмотрение в Госсовет.

– Возвращаясь к теме твердых коммунальных отходов, обозначу еще одни проблемные направления. Сейчас конечная точка отходов ТКО – это полигоны. Полигоны ТКО – особый объект негативного воздействия - они представляют повышенную опасность для окружающей среды. Прежде всего происходит постоянное загрязнение атмосферного воздуха свалочными газами, загрязнение почвы, а в некоторых случаях и подземных вод. Воздействие таких объектов вызывает точки социального напряжения, – напомнил Шадриков.

-2

Сейчас таким проблемным объектом в Казани является полигон на ул. Химической, горожане на него жалуются. Раньше таким же проблемным местом был Самосыровский полигон, но его уже рекультивируют.

– В целом же, что касается деятельности полигонов, схемы движения отходов, то для республики характерны те же проблемы, что и для всей страны, – посетовал министр. – Действующие полигоны заполняются, ресурс их наполнения подходит к концу, новых современных объектов размещения не создается. Объекты, которые исчерпали ресурс, требуют рекультивационных мероприятий, которые закреплены в проектной документации полигона и обязательны к выполнению эксплуатирующими организациями. Предусмотренные проектом мероприятия должны выполняться в полном объеме, и на это должны быть средства. И не стоит рассчитывать, что рекультивация действующих полигонов может быть выполнена за счет федерального финансирования.

Шадриков заявил, что рекультивировать полигоны должны те, кто их эксплуатировал. Выводимые из эксплуатации полигоны ТКО не соответствуют критериям для включения в федеральные проекты «Чистая страна» и «Генеральная уборка».

-3

– Кроме твердых коммунальных отходов также необходимо внимание и вопросам в области обращения с промышленными отходами. По статистике, их образуется в 1,5 раза больше. И хотя многие предприятия уже стали внедрять принципы циркулярной экономики, используя отходы как вторичное сырье, есть промполигоны, где годами копились отходы производства еще с советского периода. Мало того что они несут риск загрязнения окружающей среды, они могут стать потенциальной угрозой для подземных вод, если граничат с месторождениями. Такие объекты в Татарстане есть, самое сложное, что они попали в муниципальную собственность. Главам теперь самостоятельно предстоит решать проблему ликвидации. Включить такие объекты в федеральные проекты не представляется возможным, – подчеркнул министр.

Позже, в беседе с журналистами после окончания круглого стола, Шадриков напомнил, что экономика должна быть экологичной.

– У нас в республике мы видим, как наши промышленные предприятия, наши заводы и сельхозпредприятия вкладываются в экологию. Мы занимаем первое место в ПФО по вкладу в экологию наших промышленных предприятий, это небюджетный сектор. Сегодня мы выходили с предложением, что нужно отдельно заниматься строительными отходами, на самом деле отрадно, что даже депутат Госдумы (Илья Вольфсон) погружен в эту тему, – добавил министр.

Он отметил, что вторичное применение строительных отходов будет уменьшать число свалок и захороняемых отходов. Чиновник выразил надежду, что депутаты всех уровней будут продвигать эти идеи.

Первый замглавы Минстроя Татарстана напомнил, что страна находится на этапе реализации мусорной реформы уже пять лет.

– Когда стартовали, было очень много вопросов и противоречий. Ситуация, в которой мы находимся, говорит о том, что много нормативных документов не подготовлено, нужно корректировать законодательство, – подчеркнул он.

Он напомнил, что тогда республику разделили на две половины и в каждой из них работает по одному регоператору. Они работают на основании заключенных на 10 лет инвестиционных договоров, по которым занимаются обеспечением сбора, вывоза и переработки отходов.

Фролов сообщил, что Татарстан рассматривает возможность строительства сортировочных центров. Для этого региону необходимо порядка 15 млрд рублей.

– Мы находимся в процессе обсуждения соглашения с Российским экологическим оператором в части заключения с ними концессии, – сказал спикер.

Центры смогут обслуживать запросы жителей западной и восточной части Татарстана, подчеркнул Фролов. Отдельный подобный комплекс хотят возвести в Лениногорском районе.

– При этом с муниципалитетами необходимо создать первичные места накопления, согласовать их с жителями по дислокациям и отработать последние изменения, которые вышли в части совершенствования нормативной базы, – рассказал замминистра.

-4

– Есть отдельный вопрос с заводом по термической переработке отходов (мусоросжигательный завод), мы эту задачу с инвестором отрабатываем, – рассказал Фролов. – В связи с экономической ситуацией и действиями недружественных стран сейчас определяются технологии, которые будут использоваться. Вопрос решается на федеральном уровне.

Фролов рассчитывает, что в начале сентября решение будет принято и определятся конкретные сроки реализации.

– Вопросы в части инфраструктуры звучат особенно остро. Много вопросов в переходный период возникло в плане вывоза отходов. Сейчас в процессе эволюции системы вывоза отходов в ряде территорий возникает большое количество обращений по поводу вывоза мусора, – отметил чиновник.

Особенно, по его словам, это актуально весной, после паводков, когда люди убирают территории. Второй пик будет осенью, когда все собирают урожай, особенно в ИЖС. Число обращений с жалобами уже увеличилось в два раза.

Есть проблемы по вывозу в крупных городах республики. В пригородных поселках зачастую «хулиганским образом» на контейнерных площадках складывают строительный мусор.

– Сейчас основная задача – выйти на инвестиции для развития инфраструктуры, совместно с муниципалитетами создать весь необходимый комплекс первичных мест накопления, узаконить, согласовать дислокацию с жителями и отработать изменения в законодательстве, – сказал спикер.

Замглавы исполкома Казани , взяв слово, не стал зацикливаться на информации о мусорной ситуации в столице республики, отметив, что предыдущие спикеры вполне справились с этой задачей. Вместо этого он обрушился с критикой в отношении самой мусорной реформы. Чиновник заявил, что та «буксует» и нужен возврат к предыдущей схеме.

Гиниятуллин заявил, что земли в Казани для обустройства новых мусорных полигонов нет. Ежедневно из города вывозится примерно 1,6 тысячи тонн твердых бытовых отходов.

– За 5,5 лет ни одного нового полигона в республике, кроме второй карты полигона на улице Химической в Казани, не появилось, а те, что есть, уже не справляются с объемом. Инфраструктура не развивается, строительство мусороперерабатывающего завода приостановлено, на контейнерных площадках перенакопления, тарифы из года в год растут, как и недовольство граждан, – напомнил спикер.

Руководитель УК «ПЖКХ» в свою очередь заявил, что мусорный полигон «Восточный», который начнет функционировать в этом году, исчерпает себя за три года. Он подтвердил тезис о том, что нужно стремиться к сокращению количества захороняющихся отходов, но выразил сомнение, что сами люди готовы соблюдать правила раздельного сбора мусора.

– Я не думаю, что у каждого из нас есть два ведра для сбора отходов, – отметил Чекашов, добавив, что сам не сразу привык к такому способу.

На фоне несостоятельности реформы Искандер Гиниятуллин заявил о необходимости «ре-реформы».

– Нужны решения как на федеральном уровне, так и на республиканском и городском. Чтобы избежать мусорного коллапса в недалеком будущем, нам необходимо сокращать образование и накопление отходов. Сокращать образование сложно - требуется менять привычки населения, потребителей. Поэтому мы говорим о сокращении накопления и вывоза. Достичь этого можно, широко внедряя раздельный сбор мусора. Тоже вопрос очень глубокий необходимо восстановление перерабатывающей отрасли, субсидирование этой отрасли. Сегодня производить продукцию из первичного сырья дешевле, чем из вторичного, поэтому тут нужна поддержка тем, кто занят в этом бизнесе, – подчеркнул чиновник.

-5

Он прямо призвал отменить норму, согласно которой регоператоры являются собственниками всех отходов, поскольку она выкинула из процесса обращения с отходами целый пласт представителей малого и среднего бизнеса, наладивших сбор и переработку вторичного сырья.

– У них просто не осталось предмета обработки, им остается только покупать сырье, которое извлекается из общей массы мусора, будучи перемешанным с ним. Его дальнейшая переработка затруднена и невыгодна, – заявил Гиниятуллин.

Он также высказал, по его выражению, «еще более крамольную мысль»: разделить функции участников сферы обращения с ТКО. На сегодня регоператор отвечает за мусорные контейнеры во дворах, за полигоны в городах, за сбор, сортировку и утилизацию мусора. По мнению Гиниятуллина, за каждый из этапов должен отвечать отдельный участник и везде должна применяться оплата по факту. Только тогда вся эта схема будет работать. Он рассказал, что ранее все так и было, причем схема работала, так что к ней надо вернуться.

– Иначе мы придем в тупик, либо это все потребует очень больших бюджетных денег, – заявил спикер.

Также, по его словам, новые полигоны должны строить за государственный счет, а не за счет регоператора. Тогда расходы не будут закладывать в тарифы, что неизбежно произойдет, если строить полигоны будет регоператор, поскольку это коммерческая структура.

Он рассказал, что обо всех этих идеях уже доложили мэру Казани , а теперь они лягут на стол депутатов Госдумы от Татарстана, в частности, присутствующих Ильи Вольфсона и .

По итогам круглого стола Вольфсон сообщил, что в Татарстане собрали 60 идей для поправок законодательства в сфере обращения с отходами. Все эти поправки вскоре обсудят депутаты Госсовета и решат, стоит ли их принимать.