Найти тему
ИНОСМИ

Раскрыты причины, по которым Саудовская Аравия захотела вступить в БРИКС

Оглавление
   © РИА Новости Михаил Воскресенский
© РИА Новости Михаил Воскресенский

Желание Саудовской Аравии вступить в БРИКС говорит о стремлении к независимости на мировой арене, пишет Le Figaro. Эр-Рияд хочет ослабить связи с США и уже продемонстрировал это, отказавшись осуждать Россию по поводу конфликта на Украине.

Саудовская монархия вновь демонстрирует свое стремление стать независимым игроком на мировой арене

Представляя свою кандидатуру для вступления в БРИКС, Саудовская Аравия, крупнейший в мире производитель нефти, демонстрирует свое стремление стать самостоятельным игроком на мировой арене. И Эр-Рияд уже показал всю серьезность этого своего желания, отказавшись осуждать Москву по поводу конфликта на Украине.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

При правлении наследного принца Мухаммеда бен Салмана (МБС), который фактически руководит страной, так как его отец король Салман стар и болен, "саудовцы не будут отказываться от своего стратегического партнерства с США или вести политику неприсоединения после вступления в БРИКС". Таково мнение бывшего посла Франции в Эр-Рияде Бертрана Безансено. "Саудовцы скорее стремятся повысить свою независимость от Вашингтона за счет разнообразия своих союзников, — отмечает Бертран Безансено. – Они реалистично смотрят на вещи и понимают, что по-прежнему зависят от американского "зонтика безопасности" с его ядерной и неядерной составляющими. Но МБС отдает себе отчет, что США сегодня стали слабее. Поэтому саудовцы параллельно развивают сотрудничество с Россией в нефтяной отрасли, а Китай уже сделали своим основным торговым партнером, с которым они осуществляют взаимные инвестиции. Словом, МБС разыгрывает карту диверсификации партнеров".

С этой точки зрения, неоднородный состав БРИКС, где антизападная Россия соседствует с более умеренной Индией, является для саудовцев дополнительным фактором комфорта в их стремлении сохранить вступлением в БРИКС свою зарождающуюся автономию в иностранных делах. Тем более, что другие кандидаты в БРИКС, такие как Египет, Индонезия и ОАЭ, являются привилегированными партнерами Эр-Рияда. Они сами опираются на Запад, а заодно поддерживают альянс Турции с Западом. Забавная деталь: сам Запад при этом недоволен сложными отношениями саудовцев с администрацией Джо Байдена в последние годы.

"Стать противовесом Исламской Республике Иран"

Если, в отличие от прошлых лет, Эр-Рияд не слишком обеспокоен тем, что Иран также хочет присоединиться к БРИКС, то это потому, что Саудовская Аравия выступает за ослабление напряженности на Ближнем Востоке. "Саудовцы считают, что членство в БРИКС дает им возможность создать противовес Ирану", — утверждает Бертран Безансено.

Весной под эгидой Китая два соперничавших многие годы полюса ислама — саудовские сунниты и иранские шииты — начали заметное сближение, возобновив прерванные в 2016 году дипломатические отношения. На саммите БРИКС будет присутствовать президент Ирана Эбрагим Раисси. Участие Мухаммеда бен Салмана пока не подтверждено. Неизвестно, объявит ли наследный принц о вступлении лично или же Саудовская Аравия будет ждать результатов продолжающихся переговоров, дав другим лицам возможность сообщить о членстве королевства в БРИКС.

Услуга за услугу

Ведутся переговоры, в частности, о присоединении королевства к Новому банку развития (НБР), основанному в 2014 году странами БРИКС под эгидой Китая. Известно, что НБР был создан для финансирования помощи в целях развития, он призван конкурировать с подконтрольной Западу структурой – Всемирным банком. В то время как ее валюта остается привязанной к доллару, Саудовская Аравия уже несколько месяцев ведет переговоры о дедолларизации с Китаем. Пекин хотел бы оплачивать хотя бы часть своих закупок саудовской нефти в юанях, а не в долларах, поскольку использование местных валют является еще одной целью БРИКС.

Для Мухаммеда бен Салмана, который поставил перед собой задачу реализовать масштабный план реформ до 2030 года, вступление его страны в БРИКС подтвердило бы ее новый статус независимой державы. "Говоря о членстве королевства Саудовской Аравии в БРИКС, мы имеем дело с системой сделок, где каждый разыгрывает свои карты в соответствии с национальными интересами, — уточняет Бертран Безансено. – Сегодня главное для саудитов – работа по схеме "услуга за услугу". Мы наблюдаем деловые отношения по принципу Realpolitik, реальной политики, где все основано на холодном расчете".

Оригинал статьи