Найти в Дзене
REALIST

F-16 это мясо

Давно и со скрипом европейские державы хотят избавиться от этого летающего хлама. И тут появилась такая возможность.

F-16. Старое, никому не нужное ведро с болтами и заклёпками
F-16. Старое, никому не нужное ведро с болтами и заклёпками

В эксплуатации любой техники рано или поздно наступает момент, когда утилизация будет дешевле и эффективнее, чем содержание. С F-16 не всё так однозначно - самолёт древний как помёт мамонта, но ресурс ещё не выработал благодаря очень массовому производству (янки наклеили этих птичек 4600+ штук, распихали принудительно по членам НАТО и до сих пор пытаются втюхивать разработку 50-летней давности всяким папуасам) и благодаря отсутствию масштабных войн, в которых могло бы потребоваться такое количество самолётов.

Конечно же, рассчитывать на передовые технологии вроде F-35 или F-22 (которые могли бы хоть как-то изменить ход войны), одной маленькой псевдоевропейской стране не приходится. Данные типы, по слухам, до сих пор ни разу не обсветились российскими радарами, потому что не залетали в зону их ответственности. А один раз обсветить - и всё будет ясно, какая у самолёта ЭПР, каким боеприпасом по нему бить и как пораньше обнаружить. Поэтому, чтобы продавать F-35 всяким папуасам - надо сохранять иллюзию, что российские радары не в состоянии его обнаружить.

F-35. Дорого, красиво и неизвестно, насколько эффективно.
F-35. Дорого, красиво и неизвестно, насколько эффективно.

В вечно протянутую руку маленькой недоевропейской страны готовы кинуть только хлам вроде F-16, F-35 это слишком жирно и дорого, а F-22 вообще запрещено производить на экспорт, этот истребитель янки решили оставить себе.

Что вообще может исполнить F-16 на современном поле боя? Да особо ничего внятного, как и малоприменяемый МиГ-31, который российский сумрачный гений сумел допилить хотя бы до носителя "Кинжалов". F-16 способен притащить в зону конфликта пару несложных ракеток, выстрелить ими, не входя в зону действия вражеского ПВО, и поскорее убраться на аэродром базирования. Такая задача шестнадцатому вполне по зубам, в воздушном бою против любого современного российского истребителя он будет мясом и лёгкой мишенью (сверхманевренностью там и не пахнет) поэтому воздушных боёв не будет. Ну и опять же, один двигатель... для выживаемости самолёта почти фатально. Любой папуас с ПВО будет рад поиграть в тир с F-16 в качестве мишени. А сама концепция современных истребителей - избегание воздушного боя, ибо не фиг рисковать дорогим самолётиком.

F-16 вполне себе скоростной и сверхзвуковой, но тактика "тихо подлететь, выстрелить ракетами, развернуться и смыться на форсаже - несколько уменьшит и без того не очень внушительный боевой радиус. Соответственно, о полной загрузке можно забыть, ведь надо будет полные баки заливать, чтоб хватило.

А вот с радиозаметностью у F-16 всё очень плохо - планер и фюзеляж проектировались в то допотопное время, когда рассчитать параметры криволинейного стелса было не по зубам даже мощным кампухтерам, да и то первый самолёт с технологией стелс был создан только в 1981 году и имел аэродинамику кирпича и маневренность носорога.

F-117, первый малозаметный в радиодиапазоне самолёт. Летало сие чудо медленно, управлялось из рук вон плохо часто падало, жрало много топлива и требовало много внимания. А выглядит оно так, потому что вычислительные мощности еле-еле могли рассчитать прямые поверхности для снижения радиозаметности, а про кривые и более аэродинамичные мечтать вообще не приходилось.
F-117, первый малозаметный в радиодиапазоне самолёт. Летало сие чудо медленно, управлялось из рук вон плохо часто падало, жрало много топлива и требовало много внимания. А выглядит оно так, потому что вычислительные мощности еле-еле могли рассчитать прямые поверхности для снижения радиозаметности, а про кривые и более аэродинамичные мечтать вообще не приходилось.

Так что летать в зоне досягаемости российских радаров F-16 вряд ли будет, разве что захочет стать металлоломом.

Минус F-16 - очень требователен к аэродрому, нужно хорошее покрытие. А как известно, российские войска ушатали все сколь-нибудь значимые аэродромы маленькой недоевропейской страны ещё в начале конфликта. Осталось несколько далёких географически действующих аэродромов в западной части страны, где теоретически могли бы базироваться F-16. И тут уже проблемой станет радиус действия - при максимальной загрузке он составит 1300 км, что будет почти впритык по топливу, без возможности использовать запасные аэродромы. Дальность почти всех ракет, применяемых на F-16, обычно составляет около 30 км, но на этом расстоянии от цели F-16 скорее всего будет сбит российскими ПВО, поэтому вряд ли такими ракетами воспользуются, если есть цель хоть как-то изменить ход конфликта. Единственная ракета с приемлемой дальностью в 280км

-4

это AGM-158, но скорость этой ракеты - 770-1000км/ч, что делает её саму вполне удобной целью.

-5

Второй возможный боеприпас с приемлемой дальностью - планирующая авиабомба AGM-154, у которого скорость ещё ниже. Варианты ракет "воздух-воздух" я даже не буду рассматривать, ибо любой здравомыслящий пилот современного истребителя уйдёт из зоны поражения такой ракеты раньше, чем противник подумает её применить.

В итоге - вердикт: ни о какой многофункциональности данного истребителя на поле боя речи не идёт, его характеристики близки к такому же допотопному МиГ-29, просто мигов не осталось, а хочется чем-то помахать под носом у противника. Или распилить баблишко на эксплуатации. И помочь европейским державам избавиться от ненужного хлама, который утилизировать дороже, чем отдать задаром (а может и в кредит). Говорят, с протянутой рукой стране-404 ещё нужно постоять до декабря. Смысл скорее не в том, чтобы затянуть процесс, а чтобы избавившееся от этого барахла страны могли себе оперативно воткнуть на боевое дежурство что-то более современное, но там длинная очередь. Такие дела. А нормальные бомбардировщики типа В-1В вряд ли пожертвуют на раздербанивание в конфликте. И дорого, и опасно, и самим такая корова нужна.