Приветствую Вас на канале, уважаемые читатели!
Многие и не обратили внимание на приказ МВД от 2 мая 2023 года за № 264. А ведь он имеет непосредственное отношение к простым гражданам. Это и из названия приказа понятно: "Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения". Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 июня 2023 года.
Давайте разбираться. Приказ содержит информацию и о должностных лицах, которые осуществляют надзор за участниками дорожного движения. И про наблюдение, и про остановку как транспортного средства так и пешехода там сказано. А ещё про выезд на место ДТП, про режим труда и отдыха водителей...
Весть текст приказа, вместе с приложениями - 77 страниц. Я остановлюсь на некоторых моментах, которые на мой взгляд кажутся более интересными.
Сейчас, сотрудники ДПС могут не носить форменную одежду во время надзора, но только если ведут этот самый надзор из авто не имеющих опознавательных знаков ГИБДД. Так сказать сидим тихонько, неприметненько в машине и передаем сведения другому экипажу.
Все процессуальные действия, в случае проведения их без понятых, должны проводиться с применением видеозаписи. Если применяются меры ограничивающие права и свободы участника ДД, сотрудник обязан разъяснить почему эти меры применяются и какие права и обязанности есть у данного человека.
Без обложек, денег, удерживающих устройств должны быть документы, которые Вы передаете сотруднику полиции. Ну, видимо, чтобы исключить возможность передачи взятки или провокации. Можно показать документы в электронном виде, в тех случаях когда это разрешено.
А вот пользоваться Вашими средствами связи, брать какие-либо документы и вещи, которые не нужны в ходе осуществления надзора и не имеют к нему отношения сотруднику полиции нельзя. Исключение: не терпящие отлагательств случаи. Ну, например, ДТП, а у сотрудника ДПС, вдруг, нет никакой возможности связаться с руководством и медиками.
Сотрудник ДПС вправе не только остановить Ваш транспорт для проверки документов и идентификации транспортного средства... но и проверить техническое состояние транспортного средства. Именно последний пункт у многих вызывает неподдельный интерес. Как это будет выглядеть мы с Вами узнаем по ходу пьесы, иначе никак. Ну негорящие габариты, фары, недействующий со стороны водителя стеклоочиститель - это понятно, но неисправная тормозная система, рулевое управление с этим уже сложнее.
Забавляет пункт 36, хотя он был и раньше. О том что при заторах на дорогах, так называемых пробках, сотрудник ДПС должен регулировать транспортный поток, направлять транспортные средства в объезд... Вот буквально недавно проехал пол страны на автомобиле. Редко где нет дорожных заторов. Сотрудники ДПС встречались отнюдь ни там, где были заторы. Парадокс. И там где дорога оставляет желать лучшего, тоже сотрудников ДПС не видел. Интересно только я так вижу? Очень жалко, что проведение строительных работ на дорогах само по себе, а ДПС сама по себе.
В главе пятой изложены все основания для остановки транспортных средств. Среди прочего, есть здесь и остановка для процессуальных действий, привлечения в качестве понятых. Можно остановить для того, чтобы использовать транспортные средства государственных и муниципальных органов, но только в случаях не терпящих отлагательств. А вот транспортные средства граждан можно использовать только в исключительных случаях. Как видите, идет прямая связь с законом " О полиции".
И тем, кто говорит мне, обращаясь за помощью, что остановили, "обшмонали" меня и машину....хотя не имели никакого права.... еще раз объясняю: имели такое право. Поверьте мне, "был бы человек, а статья найдется" . Это еще Андрей Вышинский в 1940 году сказал. И остановить, и досмотреть, и задержать... Другой вопрос, как это делается с процессуальной точки зрения? Многие, не зная законы и иные процессуальные акты жалуются и стараются защитить свои права не правильно. Пишут в прокуратуру и суд заявления о нарушении своих прав и получают в ответ, что "сотрудник полиции действовал в рамках законодательства", то есть ничего не нарушал. Почему так? Да потому, что оспаривать, чаще всего, нужно не факт действия сотрудника ДПС, а то как это действие проводилось и почему. В рамках действующего законодательства или как попало.
Мне например, с профессиональной точки зрения, интересно как должен проводиться личный досмотр, практически в полевых условиях, особенно если водитель дама? Нет, конечно, провести его можно, но вот как соблюсти все законные условия его проведения. Благо, что основания для его проведения должны быть действительно вескими. Ну, проведение лицом того же пола не проблема, а вот обстановка на трассе очень даже оживленная для такого действия. Ну если только это не пост ДПС, хотя и там сплошные камеры.
Ещё, интересный момент, о котором многие не знают. Если Ваше транспортное средство было задержано в качестве обеспечительной меры по административному правонарушению и произошло это вне населенного пункта, то сотрудник полиции должен оказать Вам содействие в проезде до ближайшего населенного пункта.
В данном документе честко расписаны действия сотрудника при оформлении ДТП, протоколов осмотра, досмотра, изъятии водительского удостоверения, проведении медицинского освидетельствования... Указано что, где и как должно оформляться.
Не вижу смысла перепечатывать документ. Моя задача - поставить Вас в известность, что теперь действия сотрудников ДПС регламентируются новым приказом, что есть изменения. А Вы, уж будьте любезны, примите к сведению и если Вы являетесь автолюбителем или профессиональным водителем, не поленитесь ознакомиться с документом в полном объеме, возможно это поможет Вам в защите ваших прав.
Кроме текста самого приказа есть и приложения. Они включают рекомендуемые образцы документов связанных с данной темой. Например, есть образец протокола осмотра места совершения административного правонарушения, схема места совершения АП, протокол об административном правонарушении... Обратите внимание, в некоторых прилагаемых образцах есть обратная сторона, на которой указана справочная информация ( ссылка на статьи правовых актов имеющих отношение к данному действию).
В общем, будет совсем не лишним знать, что порядок надзора за участниками движения претерпел изменения.
На канале есть статьи связанные с темой дорожного движения:
Желаю Вам удачи!
Адвокат Шарков Дмитрий Евгеньевич.
Больше полезной информации здесь .
Более подробно обо мне и моей деятельности здесь .