Я уже говорил, что психофизиологию человека отбрасывать нельзя. Это повлияет на уровень подготовки человека, на его работу. А ведь управление самолетом требует очень сложного понимания трехмерного пространства. Это очень сложная система: «летчик, воздушное судно и среда». Поэтому я думаю не случайно наши американские коллеги пообещали, что подготовят украинских летчиков за полгода, а за год-полтора – молодых, неопытных.
Иначе процентов двадцать пять хотя и переученных, отлетанных на полигонах - будут просто как летающие мишени, попав в ситуацию, когда сложная обстановка, когда напряжение возникает очень большое. Мы же все люди и летчики тоже, хотя они и специально отобранные, особенные. Но в мирное время есть из кого и как отбирать - можно подходить дифференцированно. А вот когда период боевых действий, то уже выбирают «из того, что было», как в той песне. Вот и сейчас на Украине лепят своих летчиков из чего ни попадя, что у них под рукой, из того и лепят.
Это все прекрасно понимают американцы и те западные страны, которые могут военную технику, я говорю об F-16, нашим соседям предоставить. Но ведь необученные летчики — это будет антиреклама для этих самолетов. А F-16 — это ведь пока брендовый самолет, известный во всем мире. Они его так позиционируют и правильно делают, он действительно неплох. Неспроста же из военных машин этой марки выпущено больше всего в этом классе истребителей.
«СП»: По имеющейся информации выпущено три тысячи штук.
- И даже более, если брать первые малые серии. А еще этот самолет до сих пор стоит на конвейере - его выпускают для стран Третьего мира. Ведь соотношение цены и качества у него соответствующее запросам и потребностям тех стран.
И вот представьте, мы их здесь, на полях сражений спецоперации начнем пачками валить нашими ракетными системами ПВО, и вообще всеми силами и средствами. А у нас все-таки зенитно-ракетный комплекс С-300 находится в поле.
«СП»: И по всей видимости он как раз «заточен» на такого рода самолеты, а вынужден сбивать маленькие дроны беспилотники.
- Совершенно верно. И американцам будет неудобно, все задумаются: покупать ли этот самолет? Поэтому американцы попали в ситуацию, когда «и хочется и колется». Они и хотят проверить свои самолеты в условиях реального боя и понимают, что это может с ним и сыграть злую шутку на будущее. Ведь спецоперация на Украине рано или поздно закончится нашей победой, а эффект на будущее останется.
«СП»: Не случайно президент Джо Байден долго сомневался, посылать или нет F-16 на Украину?
- У американцев и так тянется шлейф проблем в области их военной авиации. Вот, например, F-35 оказался самым дорогим истребителем в мире. А по эффективности и по маневренности он уступает самолетам чуть ли не третьего поколения. А все потому, что человек не может справится с этой машиной. Пилот не вписывается в контур управления. Конструкторы там такого понатворили! Технически то это все можно сделать, железо все стерпит, а живой человек - не выдерживает.
И получается, что человека подстраивают под машину, а не наоборот, машину под человека. Это сейчас вообще в мировой авиации проблема номер один.
А для Америки сейчас экономика важнее всего. Экономика там постепенно становится на ноги, продет еще пару лет, и рецессия закончится, так всегда бывало. Развал, проблемы уйдут на второй план, как только на полную силу заработает их военно-промышленный комплекс. Это так, хотим мы того или нет. И в Америке многие это прекрасно понимают. Всегда лучше заработать, чем потерять.