Здесь я специально не стану ничего конкретизировать: ситуаций подобного плана достаточно, и в данном случае интересно не имя, а общая тенденция.
Итак. Некий талантливый предприниматель основывает и выводит на рынок компанию цифрового ретейла с несколькими тысячами торговых точек по всей стране и аудиторией около миллиона человек в день. Бизнес растет и выходит на определенный уровень по доходности, а ее владелец на волне успеха попадает в российский список Форбс. Создав эффективную «операционку», ретейлер занимает определенную долю рынка в стране, создает линейку дополнительных услуг и несколько онлайн-сервисов под своим брендом.
Через некоторое время возникают внешние угрозы, проверяя компанию на прочность. Учитывая то, что этот бизнес формировался по лекалам 10-15 летней давности – менеджмент оказался не готов к изменениям в управлении, и, как следствие, к перенастройке в администрировании существующих бизнес-процессов. Включился режим: «ждем пока все само рассосется». На этой волне они кое-как пережили 2014 год, часть конкурентов ушло с рынка и у менеджмента сформировалась установка: «мы молодцы – мы прошли кризис». Начался этап «бронзовения».
И тут возникает основная ошибка – в действительности не мы прошли через кризис, а кризис прошелся по нам. Если в ретроспективе посмотреть на состояние этой компании до и после 2014 года, то, скорее всего, мы увидим существенную разницу и в экономике, и в процессах, и в организации на всех уровнях. Через некоторое время зародившиеся зерна проблем дали свои плоды, что начало приводить к перекосам внутри всей бизнес-модели.
Что происходило дальше?
В 2020 году пришла пандемия и «закаленный в боях» менеджмент неожиданно для себя понимает, что справиться с новой проблемой уже не в состоянии и с помощью типовых шаблонов пытается решать возникшие вызовы. Но, как оказалось – лопатой землю можно прокопать, но если земля превратилась в бетон, то, сколько ни старайся, только лопату сломаешь. В этой ситуации у менеджмента начинают возникать мысли, что компания тонет и надо что-то делать. Ну и по устоявшейся российской практике бизнес начинают «выносить», растаскивая самые ценные и ликвидные активы.
Меняется один, потом второй директор. Все делают вид, что принимают максимум усилий по спасению – на самом деле, все проходит под девизом: «давайте потянем время, авось и рассосется». Наконец, менеджмент понимает, что надо уже спасать не репутацию компании, а собственную и начинает действовать по принципу: своя рубашка ближе к телу. Забегая вперед всей ситуации, скажу, что по результатам моего разговора с крупными контрагентами этой компании в начале 2023 года выяснилось, что за полгода до того из бизнеса вытащили все, что только можно было вынести: деньги, товар и так далее.
Мои же действия по остановке этого процесса через центральный склад оказались для многих полной неожиданностью, потому что на тот момент у менеджеров всех уровней сложилось ложное впечатление, что ситуацию можно «заболтать», написать красивые письма и потянуть время. Вряд ли кто-то рассчитывал, что появится некий Белавин, который скажет: ребята я вам не верю и пока не отдадите деньги, я приостанавливаю доступ к складам. В этот момент началась истерика: Белавин плохой – он во всем виноват. Всегда проще повесить всех собак на смежников, чем вслух заявить о растаскивании компании: кредиторы могут «помочь» возбудить уголовное дело, заинтересоваться действиями генеральных, выявить мошенничество или «впаять» состав – умышленное доведение до банкротства.
Суммирую суть описанного процесса: сначала все было хорошо-хорошо, потом, когда началось плохо, наверх пошли отчеты, что проблемы мы пережили и все опять хорошо. До какого-то момента эту красивую обертку удается наворачивать на уже сгнивший продукт. Когда же люди, которые имеют доступ к рычагам управления компанией, поняли, что обертка скоро не выдержит – начали вытаскивать все, что попалось под руку. Все это продолжалось ровно до того момента, пока не нашелся человек, который ткнул их носом в долги по зарплате, долги перед кредиторами, отсутствие ликвидного товара на складах и так далее.
В результате оказалось, что последние нескольких лет компания обогащала менеджмент и не работала на собственную эффективность. В это же время бенефициар предприятия предпочитал верить в красивые отчеты, а не в реальное положение дел. Таким образом, было потеряно драгоценное время, когда еще было возможно реструктуризировать бизнес, чтобы он нормально работал и пережил текущий кризис. И к сожалению, таких примеров сегодня на рынке немало.
Дисклеймер: все совпадения в данном тексте случайны, а персонажи вымышлены