Найти тему
Azariy Gorchakov

«Шестой». Порох вдохновения!

«Шестой». Порох вдохновения! Сколько всего еще должно воплотиться в этом мире. Импульсы, перемешанные заряды, и культура словно крутящаяся обойма. Есть такое понятие «револьверность», «барабанное- сознание», вечно заряженная обойма опытов- архетипов, «крутящееся» в случайном порядке. Одна роль приходит на смену другой, и это не взаимозаменяемость, а иной раз «слоты» даже полная противоположность. Что это за силы, включающиеся по ситуации? Можно ли пользовать образцы лишь разговаривая про них? Мир, устроен так что все в нем последовательно, причины подгадывают следствия, мысли являются одна за одной, и проблемы тоже. Нельзя быть и застреленным и зарезанным и отравленным одновременно. Враги нападают не все скопом, и болезни тоже придерживаются какой то своей очерёдности. Шаги. В зависимости от результата предыдущих идут, следующие. Мерно и мало приметно следствия становятся причинами. Попробую обернуть этот процесс в технологию живописи.

Патронное гнездо. Древние барабанные пистолеты не имели предохранителей, поэтому хоть там и было расположено 6 гнезд под заряды, но шестое гнездо обычно держали пустым, «в ту пустоту» и упирали боек. Пусто- чтобы ударник не стоял прямо на боеприпасе, иначе можно было просто подпрыгнуть и пистолет сам собой бы выстрелил тебе в ногу. Пустой слот-не жадный он сберегает жизнь владельцу, хотя и исключает чью то смерть. Шестой должен быть опрометчиво пуст, выхолощен.

Кто держит меня на привязи – не сильный, сильна привязь. Антонио Поркья

Барабанность: устройство заряжено, туда все вложено, все запланировано, есть предварительный сценарий, а потом только крути. Войска построены перед битвой, это и есть прописанный план битвы, будет ли он успешный? Угадано ли устройство врагов? Чем больше во время битвы перестроений, походов, перебросок, исправлений тем больше ошибок сделано загодя. Как важно автору все заготовленное, все что в голове и на эскизах. Нужно уметь вести проект. Поделить все на производственные циклы-гнезда. «Провести через материю свой талант не растеряв импульс». Я всегда за этапирование своих работ, то есть художник должен четко понимать, что ждет картину на каждой фазе. Без зазрения совести, надо при этом закладывать «всевозможные- возможности» приостановки процесса, быть готовым к заминкам чтобы вернуться не потеряться. Грунт, импирматура, подмалевок, расшивка, верхний подмалёвок, акценты. Между стадиями желательно спрятать паузы, которых может и не быть когда «в один присест». Остановки! Бывает сделал на скоро подмалёвок, вытер руки чтобы успеть до закрытия сбегать в магазин, а вернулся к этому подмалёвку только через 10 лет. Отдых. Если подмалёвок верный, то и не было ничего страшного, все есть, и будет что продолжать далее. Те кто знают этот секрет уже на этапе простого малярного грунта могут верно формировать будущность картины. Это пропаганда -полная связанность всего. Фундамент, стены крыша. Технологии и не более того? Или большое преимущество ваять из взвеси; умения, расчета, логики, которая не стесняет темперамент художника, но наоборот укрепляет его. Крутиться барабан, складывая из возможностей сюжет.

В дюнах с редкой травой видел сегодня птичье гнездо. Было это когда птица крупнее воробья, но меньше голубя выпорхнула прямо из под ноги. Два яйца лежали на голой земле в кучке ржавых саморезов. Это не было даже подобие нормального гнезда, гвозди?

-2

«Шестой» всегда должен быть пустым, это уже ради безопасности самого стрелка-холостым? Пауза предохранитель. Детали, мелочи важные подробности дела. Нежадные пробелы, они для дотошных или тех кто хочет остаться в живых. Сильные и слабые. Музыка звучит, крутиться пластинка. Ариетты для сольного голоса, op. 6 Barbarа Strozzi. Для сильного голоса? А что бывают другие? Да действительно… бывают слабые ходы. Крутиться колесо. «Пауза» хранит тебя, и «холостой» это способ самому от своей руки не сгинуть. Смысл искусства утешать развлекать и отвлекать, отвлекать от реальности, вовлекать во что - то другое. Пауза для себя чтобы воспитывать понимание вкуса и ощущения красоты. Заминка, насаждать потребность в прекрасном на основании собственных представлений.

Воробей вот прилетел на балкон ко мне, тут же разложил каких то жуков, червячков, гусениц, разложил и склевал, как то более верно распределил все «по слотам» в клюве и полетел дальше. Пол гусеницы, два скромных червячка, две мухи, и мелкий жучок.

Наш мозг тренируются- но он питается глюкозой. Разум тренированного человека на очень сложную задачу почти не тратит дорогой глюкозы, сахарок он начинает лишь тратить на сверхсложные задачи. Что - то сложное нам вчера сегодня уже становится делать легко. Этот момент есть и в восприятии искусства. Мне многие говорит что не любят творчество «босха-брейгеля-кранеха» и подобных, потому что у них много мелочей, все какое-то дробное, все выглядит как разворошённый муравейник. Толи дело современные работы, один центральный элемент, портрет-одно лицо или лучше просто зрачок. Крупное так легко считать, а в мелком найти единое трудно.

Кто - то смотрит на очень сложную замороченную картину и именно от нее получают большое удовольствие, все же кому - то надо вникать, въедливо понимать. Кто то знает что надо делать усилия, чтобы получить кайф, а к нему нужно еще потратить много глюкозы, и времени на рассуждение чтобы доискаться в ребусе, что там красивого. В этом смысле искусство чем - то похоже на математические формулы кто - то способен сразу оценить красоту, кто то нет. Кто то бросив взгляд на игральную доску сразу видит всю красоту партии. Кто то видит музыку в нотной записи, а кому - то надо долго вникать, разбираться, осваивать фрагменты, в чужом исполнении. Барабан дробности, и ощущение целого.

В обучении живописи все построено на отдельных слотах. Например, сначала человек учится черчению и понимает перспективу, потом осваивает линейный рисунок, затем графику. После этого он изучает смешивание красок и приступает к живописи. Все эти этапы должны слиться в быстром и скором написании на холсте. Это момент, когда уже нет предварительных и отдельных проб рисунка или живописи. Мастер сразу занимается холстом, не слишком обращая внимания на все промежуточные этапы. Когда они как-то сами собой сглаживаются, смешиваються, опережаются, забегают вперед, с опытом и развитием мастерства, некоторые художники могут сокращать или пропускать некоторые стадии процесса, так как они уже обладают достаточным навыком и интуитивно понимают, как достичь нужного результата. Это особенно видно у опытных художников, которые обладают глубоким пониманием форм, пропорций и композиции.

Меня, кстати, очень удивляет, когда многие современные мастера на мастер-классах, перед тем как рисовать портрет, детально и качественно рисуют его на холсте углем, а затем закрепляют его лаком и закрашивают мазками. Таким образом, получается две картины в одной, но «нижняя» картина никак не влияет на верхнюю и не просвечивает или проглядывает сквозь нее, она просто закрашивается маслом! Уголек, может помочь художнику лучше понять и визуализировать формы и тени на холсте. Это правильно, но зачем тратить столько времени? Возможно, некоторые стадии производства можно опустить по необходимости. Если уже пройдены эти стадии для углубленного понимания и освоения определенных аспектов живописи. Изучение перспективы развивает понимание глубины и пространства на холсте. Смешивание красок и живопись научат использованию цветовой гаммы, тонов, светотени и текстур. Каждый этап обучения и практики представляет собой не только рутину и «тщетные усилия», но и возможность развивать технические навыки, аналитическое мышление и творческое видение.

Glass Crown Phantom Elite

Например, опытные художники не делают никаких сеточек или разметки. Они даже не используют карандаш, сразу начиная размещать кистью, так что разметка становится частью картины. Зачем им пользоваться циркулем, если они могут свободно рисовать круг от руки? Конечно, научиться рисовать идеальный круг требует определенной рутины и усилий. В итоге, каждый художник может выбирать свой собственный подход и стадии производства, которые считает наиболее эффективными и удобными. Опыт и мастерство позволяют им пропускать некоторые этапы и сосредотачиваться на сущности работы. Чем более качественны и верны нижние слои тем легче работать с верхними, но опытный мастер, делает нижние слои совсем тяп ляп и далее их уже просто исправляет, не упорствуя и не подчеркивая ошибки. Есть метод акварели когда карандашом делается довольно кривой набросок потом карандаш стирают, и по еле заметным продавленным бороздкам уже нормально и безошибочно рисуют кистью.

Револьвер - это немного архаичное, зато безотказное оружие. В психологии, это возможность сознания быстро переключаться, погружаться в иные архетипы и позиции. Турникетное мышление. Был человек мирным селянином, загудела труба "в поход", крестьянин переключился в режим воина-налётчика. Из этой позиции он проливал кровь, пришел с войны, "зарыл топор", и никаких пост-процессов, и он снова мирный житель. Что произошло? Просто переключение тумблера.

Револьверность - быстрое перемещение от одной роли к другой, от одной мысли к другой, может способствовать генерации новых и неожиданных идей, ассоциативному мышлению и связыванию различных непримиримых концепций. Эта функция у древних обслуживалась реквизитом, раскраской, масками, побрякушками. Пришел солидный человек на вечеринку, снял пиджак, одел нечто и превратился в ребенка, в подростка. Круг провернулся. И уже не сам человек "барабанит", а он под управлением высших сил. Каждая позиция барабана-слот - это свой ритуальный цвет и соответствующее поведение. С войной все ясно, "красный цвет" - жестокость, безрассудство по отношению к врагам, отсутствие моральных норм. Возможно, сняв боевой шлем, герой ничего и не вспомнит, он уже будет отключен от "этого устройства", перерешёлкнет барабан, перейдет в режим тихого покорного гражданина. Тут почти мистериальные стадии.

Ключевой тон, цвета-выразители! Может об этом писал Делакруа. "Замысел, становящийся композицией, нуждается в свойственной ему красочной сфере. В какой-то части картины существует тот ключевой тон, который подчиняет себе другие тона. Все знают, что желтый, оранжевый и красный вдохновляют и выражают идеи радости, богатства, славы и любви".

Хочется сказать: дайте мне время, я восстановлюсь. Я приду в себя и продолжу работать. У меня тоже есть эти 5 слотов, и их тоже нужно перезарядить. Люблю заниматься пастелью по песочному грунту. Смешиваю клей с песком, получается идеальный грунт под пастель. А потом растираю цвета пальцами. Ну и конечно, вскоре подушечки не выдерживают, начинают кровоточить. Перчатки не то! Пробовал намазывать кончики пальцев клеем, но все равно чувствительность не та. Конечно, всегда хочется подгадать тот самый момент, когда нужно остановиться или перейти на другой палец, который еще свеженький. Где тонко, там рвется. У меня давно уже зажили пальцы, и я совсем забыл, что пора заниматься пастелью. Упустил момент, самое главное в этом процессе - постоянство. Лучше очень часто, но понемногу, до всех этих досадных недоразумений, и сношенностей. Подкопить бы пороху.

Фламандский метод. Дальше речь пойдет про многослойную живопись. Это то, что сейчас совсем не популярно, сейчас все пишут «а-ля-ля прима». Этот взял белый холст, надавил из тюбиков красок, как-то их разметал мастихином- раклей, и картина готова. Гений не возиться, он все делает одним махом, но новичкам можно попробовать двигаться через этапы-стадии, а значит позволять себе отдых и передышки. С отдыхом выходит намного дольше, зато качество не будет страдать. Плюс такого подхода в том что картину можно писать годами, постепенно моделируя форму и прописывая детали тонкими слоями краски (лессировкой). Там, где ведутся разговоры про этапы там всегда закрадывается, фабричность. Фееричность Аля прима и это точно всегда один автор. Вот когда этапы тут уже непонятно, кто и как. Конце концов, мы ведь научились проскальзывать один из самых главных этапов, этап «Натягивания холста»! А это ведь как поставить парус кораблю? Мы игнорируем и фазу грунтовки холста мы покупаем все готовое.

1. Белый. Подготовка холста и набросок. (архетип Мудреца): Первый шаг в масляной живописи - это подготовка поверхности, «холста». Художник начинает с растяжки холста на подрамник и нанесения грунта, для создания ровной и сцепляющей поверхности. Затем художник может выполнить набросок или эскиз, чтобы определить композицию, расположение объектов и общую идею произведения. Это архаичное царство мела. Многие пишут исключительно на белых поверхностях, используя исходный свет которых проходит через слой красок, усиливая их блеск и свежесть.

Что для нас значит эта белизна? Я облекаю действо над картиной в цветовые метафоры. А что если сам человек станет метафорой «маской из цвета», его оболочкой, покроит свое тело «тинктурой»? Чернокожий или обсыпанный мукой? Обычно когда в фильмах показывают какие-то древние ритуалы все там вымазаны мелом и скачут. Грунт-итальянское рессо- это гипс смешенный с кологеном. Здесь проклейщик это знаковый «Клей из кроличьей шкурки», в эпоху возрождение он к тому же и защищал холст от линоленовой кислоты которая со временем разрушает волокна холста, кислоту эту содержит льняное масло, составляющее основу большинства масляных красок. Кроличий коллаген и белый цвет, белый лист- начало, планы и прогнозы, предвкушения. Хотя а чем это я? Есть же магазин там все можно купить в готовом виде. Но на прилавках нет холстов на двойном грунте, например нижний слой – красно-коричневый, верхний – светло-серый. Нет грунтов с «растяжкой». Как бы с помощью покупок не хотелось избежать этой стадии но невозможно, все равно нужно выбирать и формат, и пропорции. Идея и концепция уже и том выборе.

Рабочая атмосфера.-особая диета. Для мастера первый этап, это как подготовка оружия перед сражением, художник готовит свои кисти! На этой стадии автор заботится о выборе материалов, в создании себе подходящей атмосферы и настройке своего внутреннего состояния. Он может использовать различные техники и реквизит, такие как маски, раскраска и побрякушки, чтобы помочь себе переключиться в нужное состояние и создать желаемую атмосферу для работы. Художники возрождения возжигали благовония, и держали в своих мастерских музыкантов, лютнистов для создания особой энергии. Бедные художники просто развешивали колокольчики или побрякушки, ради благозвучных сопровождающих процесс сушки «живописи нот».

У художников трудно выудить секреты, но есть кое какие обрывки в дневниках. Ведь многие вели «трудовые тетради», выкраски-палитры, записывали рецепты смесей. Вы можете тоже сопровождать проекты дневниками. Буду надергивать случайные цитаты из заметок Фердинана Виктора Эжена Делакруа ( 1798 - 1863 г.), "Годная композиция картины представляет собою почти Андреевский крест..." "В природе нет параллельных линий ни прямых, ни кривых". "Есть линии-уроды: прямая, правильно волнообразная и особенно две параллельных". Да никаких паралелий.

Пример из прошлого. Андрие, ученик и помощник Делакруа, описывал, что мастер всегда сначала наносил тонкий слой масла на чистый грунт, а затем слегка удалял его перед началом нанесения краски. Сухой готовый грунт обрабатывался мастером, холст с лицевой стороны промасливался светлым ореховым маслом. Перед началом работы, масло аккуратно стирали с поверхности грунта с помощью чистой сухой тряпки, чтобы избежать его пожелтения. Такой тонкий слой масла служил отличным посредником между грунтом и красочным слоем, обеспечивая прочную связь между ними как физически, так и оптически. Он создавал гладкую поверхность и улучшал сцепление краски с грунтом, предотвращая отслаивание. Кроме того, масло способствовало «лёгкой гармонии растекания», создавая более мягкие переходы цветов и обеспечивая более насыщенный и глубокий визуальный эффект.

Идея и планирование это включенный архетип Мудреца: гуру любили что то дарить, часто это был лоскут их одежды. Гуру чем то похожи на детей или шутов. На этой стадии художник внимательно рассматривает свои задумки и планирует воплощение их на холсте. Чем одарить зрителя? Подобно прозорливцу, он обращает особое внимание на детали и мудро выбирает, как лучше передать свое сообщение через будущее произведение искусства. Он делает первый карандашный набросок, определяет композицию и основные элементы произведения, создавая основу для последующих этапов работы. Арт буки картоны, эскизы. Есть стратегия от белого идти в темноту или иная от черного стремиться в белый. Первая стадия- проклейка холста, а потом уже невнятно когда грунт переходит в имприматуру. На белом писали «все», и точка. «Черный фон» использовали итальянцы Джорджоне, Тициан, испанцы — Веласкес, Рибера, Сурбаран. В картинах в которых преобладают глубокие тени желательно наличие темного грунта это например прием Караваджо. Тёмный грунт холодного оттенка использовали Терборх, Метсю. Брюллов работал на коричневом грунте на основе пигмента умбры. Тинторетто использовал в качестве основы под живопись грунт шоколадного оттенка. А. А. Иванов тонировал полотна желтой охрой. Со временем потемнение полотна ждало всех, кто в избытке использовал земляные краски (сиена, умбра, темная охра).

Серые теплые тона имприматуры применяли в живописи Рубенс и компания. На имприматурах серебристо-зеленовато-серых оттенков написаны многие произведения Тициана, Ф. Гальса, О. А. Кипренского. Левицкий любил серо-зеленый. Светло-серые, серо-голубые предпочитал Веронезе, Боровиковский. Рембрандт тоже писал по темно-серому грунту. Он считал чтобы усилить на светлом грунте глубину теней, действие белого грунта на краски следует нейтрализовать прокладкой темно-коричневого в нужных местах.

Глины или болюсные грунты. На красных «горячих» имприматурах писали многие академисты Делакруа например. Рубенс бывало использовал пигменты английской красной. Среди русских художников такие грунты применяли Ф. М. Матвеев, Ф. С. Рокотов мужские портреты писал на красных, а женские — на холодных имприматурах.

Добавлю как финал этого перечня то что развитие импрессионизма с его живописью alla prima и пастозными красками свело влияние цветного грунта практически на нет, и имприматура потеряла былое значение. Скорость уступила место качеству. Ведь фактически пошаговый метод это возможность 4 разрисовать, один и тот же предмет, одну и ту же картину. 4 раза по одному и том уже, это возможность убедиться что все безошибочно.

На этой стадии художник, подобно Мыслителю, исследует различные идеи, ищет вдохновение и разрабатывает план для своего произведения. Он может использовать свою интуицию и знания, чтобы выбрать наиболее значимую идею и определить цели своей работы. Часть автор не просто выполняет заказ, но еще и дает урок ученикам, или наблюдателям. Картина это и востренный сюда заранее поучение- урок, у которого есть преподавательская цель. Некая заготовленная истина которую мастер хочет преподать. Мудрец, на этом этапе как бы прокручивает весь барабан, своих стадий и возможностей. Выбирает последовательность стрельбы, исследует различные идеи и концепции. Это почти русская рулетка. Он может использовать револьверное сознание для быстрого переключения между разными архетипами и позициями. Это помогает ему генерировать новые и неожиданные идеи.

Ayreon Day Sixteen: Loser АЛЬБОМ The Human Equation

продолжу потом.