Любой экономический союз – это про деньги. Потому что деньги – это власть, это рычаги влияния, возможность решать задачи своей экономики за счёт чужих экономик, и делать ещё бОльшие деньги.
БРИКС – это в первую очередь экономический союз, и только во вторую политический, поэтому он тоже про деньги. А больше всех денег в БРИКС у Китая.
Политический союз – это про независимость и суверенитет. И если бы БРИКС был в первую очередь политическим союзом, то его лидером однозначно была бы Россия.
При всех своих внутренних проблемах, Россия де-факто единственная из всех участников БРИКС по-настоящему суверенная страна, способная проводить независимую внешнюю политику.
Ни об одной другой стране, входящей в базовое объединение пяти государств, сказать этого никак нельзя, иначе они нашли бы способ пригласить и гарантировать безопасность Путину на встрече, чего им сделать не позволили извне, пригрозив последствиями.
Кстати, именно по этой причине вероятность создания собственной валюты или квазивалюты БРИКС, что сейчас обсуждается на саммите, которая была бы, безусловно, выгодна России, если бы помогла ослабить доминирование доллара, пусть не на мировом рынке, то хотя бы при расчетах между странами объединения, стремится к нулю.
Во-первых, этого не допустят «хозяева» доллара.
Во-вторых, Китай заинтересован, что бы его юань стал по-настоящему конвертируемой валютой, а не какой-то там гипотетический R5 или R5+, или BRICS Pay.
В-третьих, политическая разнонаправленность стран БРИКС и их зависимость от внешних центров силы мешает сближению стран в рамках объединения.
В-четвёртых, для создания единой валюты или квазивалюты в виде условной платёжной единицы, необходимы миллиарды инвестиций и много очень сложной и слаженной работы по её интеграции в системы национальных валют, а не красивые слова с трибуны.
Так что идея-фикс с валютой БРИКС будет ещё долго оставаться в формате идеи, о чём мы наверняка получим подтверждение уже в четверг.
Поэтому, как ни надеялся Путин на то, что БРИКС поможет России прорвать экономическую западную блокаду и обрести хотя бы ситуативных союзников в экономической борьбе против гегемонии доллара США и евро, ничего толкового из этого в ближайшее время вряд ли выйдет.
Отказ банка БРИКС от участия в инвестпроектах в России, которая является одним из соучредителей этого банка, так же говорит сам за себя, хотя банк этот по сравнению с тем же МВФ – ничто. Одно название. Но всё-таки.
Китай же, благодаря колоссальным финансовым возможностям, и осознавая, что пока Россия не решит проблем на своём западном направлении, не сможет составить ему конкуренцию, стал неформальным лидером группы БРИКС и главным выгодоприобретателем от участия в объединении.
На проходящем сейчас саммите Китай будет укреплять свою лидерскую позицию, воспользовавшись отсутствием России на встрече, а точнее лично Путина.
Понимая, что претензии Китая на главенствующую роль в блоке становится заметными даже невооружённым глазом, Си Цзиньпин в своем обращении к участникам делового форума БРИКС попытался заверить, что ничего такого у него и в мыслях нет, заявив, что Китай не стремится к гегемонии и «находится на правильной стороне истории», а его величайший идеал – созидание мира (цитаты по РИА Новости).
А в том, что невозможность нашего президента приехать в ЮАР сильно на руку Китаю, даже не приходится сомневаться.
Си Цзиньпин приехал в ЮАР в рамках официального визита в Южную Африку в честь 25-летия установления дипотношений между ЮАР и Китаем, но если бы на саммите был Путин, он бы сильно «подпортил» Китаю информационный фон, поскольку мировые СМИ однозначно отодвинули бы китайскую повестку на второй план, ударив не только по самолюбию, но и по имиджу Си Цзиньпина.
Так что Си Цзиньпин должен быть доволен тем, что случилось с Путиным, поскольку, таким образом он на саммите оказался главным действующим лицом.
Уже состоялась двусторонняя встреча Си Цзиньпина с президентом ЮАР Рамафосой, на которой говорилось о расширении двусторонних контактов, создании двусторонних проектов, двусторонних отношений.
Заметим, что с того момента как ЮАР вступила в БРИКС (в 2011 г. – через два года после создания блока), товарооборот с Китаем у неё вырос до космических значений, а вот с Россией упал, и составляет сегодня какие-то доли процента.
Если же говорить про существование России и Китая в объединении, то картина та же самая – наращивание взаимодействия между странами происходит не на равноценной основе, а именно на двухсторонней, и не с Россией, а главным образом с Китаем, по схеме Россия – Китай, Бразилия – Китай, ЮАР – Китай.
Заметного развития других каких-то взаимовыгодных отношений, например, российско-бразильских, или российско-индийских, за исключением торговли нашей нефтью в Индию и тот же Китай, как мы видим, не происходит.
Таким образом, Китай занял лидирующее положение в БРИКС, которое должно было принадлежать России, как единственной альтернативной Западу политической и моральной силе, способной изменить мир.
Китай начал пользоваться БРИКСом в своих интересах, а интересы той же России, как мы видим, игнорируются, несмотря на то, что в лицо нам ещё вроде улыбаются и клянутся в дружбе.
К сожалению, ничего противопоставить экспансии Китая в БРИКС мы не можем, но если России оставят роль статиста, то эта организация потеряет всякий смысл своего существования.
Уважаемые подписчики, если вам интересны материалы, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых подписаться на канал, это важно для поддержки работы нашего проекта, и конечно, заходите на сайт ROSGOD.RU