Выбираю 5 фактов из биографии художника и рассказываю их вам
1. Исаак Ильич (Эльяшевич) Левитан происходил из очень образованной, но очень бедной семьи. Его дед был раввином, а отец Эльяш Левитан, хотя и обучался в религиозной школе, но выбрал светский образ жизни и некоторое время служил кондуктором на железной дороге. Кроме Исаака у Левитанов было еще трое детей, в том числе сын Авель, который первым поступил в художественное училище.
Близкие знакомые художника отмечали его скрытность и нежелание рассказывать о семье, как будто ее у него и не было. Впрочем, не так давно исследователи нашли документы, согласно которым все так примерно и было. Исаак Левитан скорее всего не сын, а племянник Эльяша Левитана, которого тот усыновил по неизвестным нам причинам.
Из-за еврейского происхождения судьба Левитана неоднократно делала головокружительные виражи: ему то давали стипендию в училище, то высылали из Москвы; он так и не получил звания “классного художника”, но стал академиком.
2. Левитан не единожды становился моделью для своих коллег. Яркая семитская внешность Исаака позволяла делать с него этюды в восточных образах, а Поленову художник позировал для образа Христа.
Но посмертный портрет Исаака Левитана Валентин Серов писал с его брата Авеля Левитана и по фотографиям. Серов признавался, что писать без натуры не умеет и сетовал, что “голова не вышла”. Но хоть пальто и шапка получились!
А вот самого Левитана прежде всего знают как пейзажиста, часто полагая, что портреты ему плохо удавались. В этом есть некоторая доля истины – Левитан не любил изображать людей, предпочитая портретам пейзажную живопись. И это очень хорошо заметно на журнальных иллюстрациях молодого Левитана, сделанных ради заработка. Однако, рисовать людей он все-таки умел и если его вдохновляла какая-то идея, то люди на его полотнах получались необыкновенно!
3. Левитан никогда официально не был женат, но его связывали долгие любовные отношения с Софьей Петровной Кувшинниковой, которую Левитан обучал живописи.
Личные отношения Левитана и Кувшинниковой несколько раз становились сюжетами литературных произведений. Самое известное из них – рассказ Антона Чехова “Попрыгунья”, в котором прототипом героини стала Софья Кувшинникова, а кроме того были использованы некоторые моменты ее с Левитаном отношений. Из-за этого Левитан рассорился с Чеховым, с которым прежде очень дружил. Люди, лично знавшие Софью Петровну утверждали, что она была не настолько поверхностной, какой изобразил ее Чехов в рассказе.
А писательница Татьяна Щепкина-Куперник в рассказе “Старшие” запечатлела свои детские воспоминания о драме, развернувшейся на ее глазах – о любовном треугольнике, который закончился разрывом отношений Левитана и Кувшинниковой.
Но и дальнейший роман Левитана с “победившей” в этой схватке Турчаниновой не был счастлив: ее старшая дочь также влюбилась в Левитана и соперничество матери и дочери за любовь художника буквально отравило последние годы его жизни.
4. Ранее считалось, что Левитан умер бездетным, но совсем недавно стало известно, что Софья Кувшинникова родила от него дочь, которую долго скрывала от общества. Кстати, сам художник о ребенке так и не узнал, хотя умер, когда она была уже подростком. Судьба девочки, тоже Софьи, сложилась довольно трагично: новорожденную тайно переправили в деревню на воспитание Марии Балашовой. Девочка не получила образования и вела обычную деревенскую жизнь, пока мать вдруг не решила принять участие в ее судьбе (после смерти Левитана). Кувшинникова вырвала юную девушку из привычной среды, но матерью и наставницей ей так и не стала, передав на попечение другу и ученику Левитана, художнику Петру Гославскому. Унаследовавшая от отца яркую внешность и талант, дочь Левитана отчаянно пыталась найти себя в творчестве, но ей не хватало образования. В конце концов, после многих метаний и ошибок, разлученная со своими детьми и потерянная, Софья покончила жизнь самоубийством.
5. Исаака Левитана, любимого ученика Саврасова и Поленова, не зря называют “певцом русской природы”, ведь он любил и ценил меланхоличный среднерусский пейзаж выше красот любимых тогдашними художниками Швейцарии и Франции. Он неоднократно бывал в Европе, но не проникся.
Не надолго впечатлили его и яркие краски южного Крыма. Он писал Антону Чехову в одном из писем о Ялте: “природа здесь только вначале поражает, а после становится ужасно скучно и очень хочется на север”.
Тем не менее художник привез из поездки около полусотни этюдов, которые были раскуплены в первые же дни их презентации.
У художника были проблемы с сердцем, которые возможно являлись причиной его частых депрессий, нервных срывов и повышенной эмоциональности. Известно, что художник мог разрыдаться посреди разговора или глядя на красивый пейзаж, за что над ним постоянно подшучивали друзья.
В 1898 году Левитану наконец присудили звание академика и он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества несмотря на обострение болезни. В 1900 году художник умер, совсем немного не дожив до сорока. По легенде, когда он умирал, второй раз за сезон расцвела его любимая сирень.
А в мастерской остались 40 недописанных картин…