Найти тему
Что почитать из фантастики?

3 крутых романа в жанре киберпанк, которые мне понравились

Оглавление

Стимпанк, киберпанк, дизельпанк, декопанк, соларпанк, сплаттерпанк: о некоторых из этих литературных направлений вы почти наверняка слышали. Технически, создать новый подвид панка несложно: возьмите любое слово и добавьте к нему «панк». Или дайте нейросети задание, и она вам выдаст десятки новых жанров.

Даже если вы не знаете обо всех этих видах книг, о содержании некоторых можно догадаться. В стимпанке будет много паровых машин, меди и очков, похожих на консервные банки. Киберпанк будет полон людей с модификациями тела, которые живут в неоновых мегаполисах. Даже если вы никогда не слышали о сплаттерпанке, то гугл подскажет, что это нечто мерзкое, неаппетитное или просто страшное.

Иногда мне непонятно, что писатели имеют в виду, добавляя новое слово к «панку». Да и понимают ли они, какое значение придает этот «довесок» книге? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться к истокам термина.

Истоки киберпанка

Киберпанк как жанр возник из произведений таких писателей, как Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг и Нил Стивенсон. Их сюжеты часто разворачивались в технологически развитых городах, в которых процветал безудержный капитализм и социальное неравенство.

Главные герои – хакеры, повстанцы или просто асоциальные типы – обычно, путешествуют по миру, в котором доминируют могущественные корпорации и деспотические правительства.

Название сочетает в себе «кибернетику» и «панк», что отсылает нас на мятежный и контркультурный дух движения.

Панк-этос

Панк, как культурное и музыкальное движение, зародился в 1970-х годах. Он отвергал господствующие ценности, поддерживал индивидуализм и критиковал признанных авторитетов. Музыка, мода и искусство были средствами, с помощью которых панки выражали свое неповиновение и несоответствие.

Основные элементы киберпанка

1. Антиутопическое будущее. Киберпанк часто представляет себе мир, в котором государства пришли в упадок, а мегакорпорации обладают огромной властью. Это схоже с недоверием панков к власти и критикой капитализма.

2. Технологии и человечество. Передовые технологии являются краеугольным камнем жанра, они стирают границы между человеком и машиной. Это отражает стремление панков к самобытности и индивидуальности перед лицом технологических изменений.

3. Хакеры и повстанцы. Повествование в подобных сюжетах часто сосредотачивается вокруг хакеров и повстанцев, сражающихся против репрессивных систем, что соответствует духу сопротивления и неповиновения первоосновы.

4. Городской антураж. «Пиксельные», пропитанные неоном городские пейзажи отражают общий упадок, часто связанный с отказом панка от общепринятых норм.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Киберпанк – это настоящий панк?

Хоть термины имеет общие тематические элементы, важно понимать, что они существуют в разных контекстах. Социальное движение возникло как реакция на общественный и политический климат 1970-х годов, тогда как книжный жанр возник в виде развлекательной литературы, исследующей влияние технологий в будущем.

Выходит, киберпанк по своей сути не воплощает в себе все аспекты духа панка.

Некоторые критики утверждают, что, несмотря на темы бунта и антиавторитаризма, жанру часто не хватает «подрывных» идей и необузданной энергии оригинального панк-движения. Многие произведения подвергались критике за фетишизацию технологий и представление глянцевой, «продающей» версии восстания, которая больше соответствует капиталистическим интересам, чем контркультурному духу.

Что почитать из киберпанка?

1. «Мета-Игра. Пробуждение», Данияр Сугралинов. Юный Матвей с детства страдал врожденным недугом. Когда он оказывается на грани смерти, таинственный доктор вживил ему любопытный гаджет. Теперь парень видит изнанку реальности – глобальную Игру, в которой скрыты настоящие монстры и такие же игроки.

2. «Серый кукловод», Роман Цуканов. Два компьютерных гения решили свергнуть власть корпорации, которая сделала из людей марионеток. Они отрубили сеть, и вернули миллионы граждан в реальность. Правда, не станет ли их поступок еще большей катастрофой?

3. «Даркнет. Игра реальности», Антон Емельянов и Сергей Савинов. Со стороны Кирилл кажется обычным парнем, но истинная его сущность скрыта. Ведь место его работы – темный сегмент мировой Сети. Однажды он натыкается на загадку, буквально созданную для него. Наградой станет мощный гаджет, который откроет новые уровни. Сумеет ли герой справиться с искушением?

Заключение

Мы выяснили, что киберпанк черпает вдохновение в социальном движении и разделяет общие с ним тематические элементы, но мне кажется, он не является прямым продолжением панк-культуры. Литературный жанр всего лишь исследует отношения между человечеством и технологиями в гипотетическом будущем, часто критикуя необузданный капитализм и власть корпораций.

Но читать такие книги невероятно интересно!

Любите киберпанк? Что посоветуете из своих запасов? Всех благ!

Панк
8862 интересуются