По мотивам предыдущей статьи, или, точнее - комментов к ним.
Вертикальная посадка пилотируемого аппарата на Земле - это в 95% случаев или больше - вертолет.
Вертолеты бывают с колесным шасси - как на фото выше, бывают с так называемым "полозковым" шасси, как на фото ниже
"Полозковые" шасси проще по конструкции (а значит надежнее), легче, у них меньшее аэродинамическое сопротивление, к ним можно прикрепить поплавки, если на то есть необходимость
Зачем тогда колеса вертолету, колесное шасси?
Простой ответ - для перекатывания по аэродрому, для закатывания в ангар.
Но менее известное для широких масс, но гораздо более важное назначение - взлет и посадка "по самолетному", с разбегом и пробегом. Это позволяет значительно увеличить взлетную массу аппарата, и полезной нагрузки, соответственно, или при той же массе задействовать меньшую мощность двигателя. увеличивая его ресурс. а так же трансмиссии и несущего винта.
Так же возможность взлететь на высокогорном аэродроме, где из за разреженной атмосферы "статический" вертикальный взлет просто невозможен.
Как правило, это достаточно большие вертолеты - вроде нашего Ми-26, Ми-8
хотя и маленький трудяга К-26 тоже использует (использовал) свои возможности по максимуму
Вертолеты, у которых основной режим взлета и, главное, посадки - вертикальный, из режима висения, на неподготовленную или малоподготовленную площадку - имеют очень хороший обзор вперед-вниз. Как у того же К-26, как у большинства вертолетов с "полозковым" шасси - у них часто имеются дополнительные иллюминаторы в нижней части кабины
Те же вертолеты, которые базируются на подготовленных аэродромах (вертодромах), могут от подобных "излишеств" отказаться, и ограничиться остеклением кабины лишь немногим более широким и развитым, чем у самолетов.
Кроме того, большому вертолету, способному к полету в сложных метеоусловиях просто жизненно необходимо различное радиооборудование, лучшее место размещение которого - носовая часть, под радиопрозрачным обтекателем. Потому идут на некоторые "жертвы", ухудшая обзор вперед-вниз, заменяя его боковыми иллюминаторами - блистерами
К теме статьи "продолжение 9" - если у кого то есть желание сравнивать ЛМ с земными летательными аппаратами - сравнивайте с теми аппаратами, у которых аналогичное (вертикальное) приземление на аналогичную (неподготовленную, и даже не обследованную "пешим ходом") площадку.