Коряки один из российских коренных народов проживающих преимущественно в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе. Коряк означает «у оленей», но также они имеют и другие названия – нымыланы, чавчувены («оленеводы») и алюторцы (также выделяется как отдельная этническая группа).
Сами коряки делятся на тундровых (каменцы, паренцы, итканцы и апукинцы) и береговых (паланцы, карагинцы и алюторцы), где первые проживают на побережье Пенжинской гобы, р. Парень, сёлах Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке п-ова Тайгонос и низовьях р. Апука, а вторые живут на с-з побережья Камчатки, побережья Карагинского залива и с-в побережья Камчатки (места проживания соответствуют группам в скобках).
Точно определить происхождения коряков сложно, но их предков относят к группе основателей (или представителей) охотской культуры, которые занимались рыболовством, собирательством и охотой. Она датируется I тыс. до н.э. – н. II тыс. н.э. и зафиксировано их существование на Сахалине, Курильских островах (до 1500 г. н.э.), о. Хоккайдо (до 1000 г. н.э.), Рисири (до 1000 г. н.э.) и Ребун (до 1000 г. н.э.).
Впервые в российской историографии коряки упоминаются на 1669 г. (но на картах они появились в XVI в.), о них сообщил приказчик М. Сосновский. Первые этнографические сведения появились благодаря якутскому пятидесятнику Владимиру Атласову в 1700 г., когда в 1697 г. он отправился на поиск новых земель. Во время II Камчатской экспедиции в 1733 – 1746 гг. был сделан большой вклад по изучению Камчатки, в том числе коряков. Наиболее цены материалы Степана Петровича Крашенинникова, он собрал в своей работе «Описание земли Камчатки» информацию о расселении этого народа, их материальной культуры, религии, свадьбе, похоронах и других обрядов. Тогда Степан Петрович сравнивал коряков по культуре и лингвистике с чукчами и карагинцами, это первая самая значимая работа в изучении камчатских и других северных народов России. В 1788 году к нымыланам приезжал французский консул Жан-Батист Бартелеми де Лессепс, участник экспедиции Лаперуза. Он поверхностно описал коряков, но всё равно сделал определённый вклад в изучение их быта.
В течении 5 лет, с 1851 по 1855 гг., геологическими исследованиями тех территорий занимался Карл Дитмар, но параллельно с этим он решил ещё изучить местное население, в первую очередь коряков. Дитмар изучил их быт, традиции и, тем самым, смог раскрыть некоторые вопросы об общественном строе этого народа. В 1864 – 1867 гг. изучением коряков занялся Джордж Кеннан, участник экспедиции компании Российско-Американского телеграфа. Его книга «Кочевая жизнь в Сибири» не является научной работой, но хранить достаточно интересных наблюдений над бытом народа.
Большую роль в деле этнографического изучения коряков внесла Северо-Тихоокеанская экспедиция американского мецената Морриса Кетчума Джесупа. Спонсором стал Американский музей естественной истории, где Джесупа был президентом. Она проходила в 1897 – 1902 гг., в ней принимали участие: американский антрополог Франц Ури Боас, российские учёные Владимир Германович Богораз, Владимир Ильич Иохельсон и др. Во время экспедиции были изучены айны, эвенки, эвены, якуты, юкагиры, чукчи, эскимосы, коряки и др. Они использовали фотографии и фонограф, это позволило собрать и сохранить большое количество информации о коряках до сегодняшнего дня. Так, была собрана богатая коллекция этнографических предметов. В.И. Иохельсон выпустил двухтомную монографию о нымыланах. В ней описывается хозяйство, материальная культура и религия. В.Г. Богоразов, в 1900 – 1901 гг., изучал корякский язык и проводил сравнение с теми, с кем встретился ранее – ительмены, кереки, алюторцы и карагинцы. До Первой Мировой войны Американская экспедиция собрала большое количество фото- и этнографических материалов о коряках: религиозные взгляды, обряды, песни, танцы, фольклор, внешний вид, бытовая деятельность, оленеводство и многое другое.
Таким образом, за дореволюционный период русские и иностранные исследователи собрали достаточно важной и значимой информации по всем сферам жизнедеятельности коряк. Это позволяло и позволяет понять, что за народ проживает в далёкой России, чем занимается, как развивался и кем он стал. И уже в советский период было проведено множество важнейших исследований по изучению этого народа, о которых будет говориться в отдельной статье!
Подписывайтесь на канал и читайте статьи об истории России и Мира! Благодарен за поддержку.
Автор: Горшков И.С.
- Большая российская энциклопедия. Коряки. URL: https://old.bigenc.ru/ethnology/text/2801283
- Арктический многоязычный портал. Исследования по этнографии коряков. URL: https://arctic-megapedia.com/blog/2020/11/29/исследования-по-этнографии-коряков/
- Иркипедия. Коряки. URL: http://irkipedia.ru/content/koryaki_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009
- Камчатский край. Коряки. URL: http://www.kamchatsky-krai.ru/ethnography/koryak/koryak.htm
- Киберленинка. Коваш Д.П. История изучения корякского фольклора. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-izucheniya-koryakskogo-folklora/viewer