«- У тебя нет фрака? Вот тебе раз! А без этого, брат, не обойдёшься. В Париже, к твоему сведению, лучше не иметь кровати, чем фрака»
Знаете, каков универсальный рецепт успеха, богатства и славы? Фрак и ухоженные подкрученные усы :-))
Ги де Мопассан – лучший французский автор XIX века (для меня). Во-первых, у него невероятно лёгкий слог. При чтении не вязнешь в километровых описаниях, не спотыкаешься о зубодробительные метафоры. Всё чётко и по делу, прямо современный стиль, но при этом не рубленый, а очень изящный и остроумный. Во-вторых, Мопассан – автор, который не любит морализаторства. Нет в нём стремления разжевать и вложить в голову прописные истины, как будто до них глупый пингвин-читатель сам не доберётся – и это прекрасно! Мопассан не осуждает и своих персонажей (но и не защищает их) – он просто описывает жизненные ситуации, а дальше каждый судит сам в меру своей испорченности)))) В-третьих, это писатель особой парижской атмосферы. У меня ассоциации – с картиной Ван Гога «Ночная терраса кафе».
Вроде и нет специальных описаний города, архитектуры, но так «вкусно» обрисованы походы в кафе, холодное пиво в жару на уличных верандах, ночные развлечения в кабаре и мюзик-холлах, светские приёмы среди мрамора и серебра, что воображение работает на полную катушку, и вот у тебя в голове – блестящий Париж, богатый Париж, Париж в огнях,
аристократический Париж, Париж солидных буржуа, а ещё – унылый холодный Париж того, кто без денег, Париж грязных комнат с ободранными стенами, Париж несбывшихся надежд и разрушенных
ожиданий. А ещё Мопассан довольно циничен и классно «проезжается» по богеме и условным интеллектуалам, не могу это не процитировать:
«- Когда при тебе говорят о Цицероне или о Тиберии, ты примерно представляешь себе, о ком идёт речь?
- Да, примерно.
- Ну и довольно, больше о них никто ничего не знает, кроме десятка-другого остолопов, которые, кстати сказать, умнее от этого не станут. Сойти за человека сведущего совсем нетрудно. Поверь. Всё дело в том, чтобы тебя не уличили в явном невежестве. Надо лавировать, избегать
затруднительных положений, обходить препятствия и при помощи энциклопедического словаря сажать в калошу других. Все люди – круглые невежды и глупы как брёвна».
Итак, живёт в Париже красавчик Жорж Дюруа – бывший унтер-офицер, служивший в алжирском захолустье. В момент начала романа Жорж – мелкий чиновник, он беден, перспективы его удручающи. Ему никогда не выбраться из маленькой комнатушки, никогда не сделать блестящей карьеры и никогда не стать кем-то влиятельным и богатым. Размышления Жоржа о том, как протянуть до выдачи жалованья – это прямо то, о чём думаю я перед зарплатой :-D
«Сегодня двадцать восьмое июня; до первого числа у него остаётся всего-навсего три франка сорок сантимов. Это значит: два обеда, но никаких завтраков, или два завтрака, но никаких обедов – на выбор. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед – полтора франка, то, отказываясь от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть, рассчитал он, можно будет ещё два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре. А это его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам».
Жорж прогуливается по летним парижским бульварам, мечтает о холодном пиве и отчаянно завидует – завидует красивым женщинам, пьющим шампанское, богатым мужчинам, поедающим деликатесы. Ему
хочется кричать – как в старом видео-меме: «А почему он, а не я?!». Он думает: «Скоты! И ведь у каждого из этих болванов есть деньги!». А всё, что есть у нашего героя – это смазливая внешность; он нравится женщинам – нравится в одном только смысле этого слова. Но достаточно ли этого, чтобы получить желаемое?
Во время прогулки Жорж встречает старого армейского знакомого, а ныне преуспевающего журналиста – Шарля Форестье. Шарль посреди ни к чему не обязывающего разговора предлагает Жоржу стать журналистом в его газете «Французская жизнь» и приглашает к себе на ужин, чтобы познакомить с коллегами-журналистами и дамами – жёнами и подругами редакторов и издателей. И вот эта случайная встреча, а потом и банальный ужин становятся для нашего товарища Дюруа буквально судьбоносными.
Нам начинает открываться суть характера этого человека. Дюруа поверхностный, но умеет создать впечатление знатока; он не умный, но хитрый и тщеславный, умеющий видеть возможности и оборачивать их себе на пользу; он красивый, но холодный и расчётливый. Он точно следует рассуждениям Форестье из отрывка, процитированного выше – лавирует, избегает глубокого анализа и превентивно сажает в калошу окружающих. И уже на моменте первого ужина у четы Форестье мы
понимаем, что Жорж Дюруа – редиска и классический отрицательный персонаж; однако не злодей из трагедий и не маньяк из криминальной хроники, а тот типаж, который встречается всем в обычной жизни. Это банальный, повседневный нехороший человек.
Итак, на ужине Жорж знакомится с тремя главными героинями: женой Шарля – Мадленой, её подругой – госпожой Клотильдой де Марель и женой издателя газеты госпожой Вальтер. Эти три женщины – абсолютно разные по внешности, возрасту, характеру и привычкам, однако нашлось у них и кое-что общее, и имя этому общему… Жорж Дюруа. Наш красавчик быстро понял, на каких струнах надо играть: одна была умная и желающая из каждого мужчины сделать проект, другая страстная и скучающая, а
третья – увядающая и отчаянно недолюбленная. И каждая была не просто женщиной, каждая была женой финансово обеспеченного мужа. А у Дюруа были усы, пошловатое обаяние и огромное желание стать богатым.
Наш герой начинает длинный пусть соблазнения. Сначала Мадлена Форестье пишет за него очерки, пока он наносит ей визиты в отсутствие мужа и смотрит на неё глазами побитого щенка. Перед этим читателю показан вечер, когда Дюруа пробует написать что-то сам, пишет одну строку, потом переписывает её двадцать раз, тратит бумагу и чернила и в итоге забрасывает это дело. Да и зачем напрягаться, когда жена начальника напишет за тебя прекрасный текст, который ты выдашь за свой? Идеальное психологическое совпадение персонажей номер один: образованной и талантливой Мадлене Форестье общество того времени не давало самореализоваться в качестве политика или журналиста, и она это делала через окружающих её мужчин, ну а Жоржу нужно было запустить журналистскую карьеру, не напрягая собственный разум.
Потом его очаровывает Клотильда де Марель - живая, весёлая, любящая плотские удовольствия. С ней весело и приятно проводить время, а ещё она жалеет нашего несчастного, нищего, но, несомненно, гордого щеночка, и оплачивает ему квартиру, увеселения, а иногда и просто даёт ему деньги. Забавно наблюдать за совестью Дюруа - она у него как графеновый аэрогель: такая же гибкая)))) после первой денежной дотации от госпожи де Марель он страдает, заламывает руки, потом гневается и клянётся себе сначала кинуть ей эти деньги в лицо, после - вернуть с ближайшего жалования, а потом.... Потом он думает: да что для неё, в сущности, эти гроши? Так, шпильки да булавки, а вот он потратился, проводя с ней время, так что... неплохая компенсация. В конце концов он и вовсе перестаёт над этим задумываться и беззаботно шикует на деньги любовницы.
Шпилька, всаженная Мопассаном в нравы светского общества того времени, длинна, остра и смазана ядом))) Дюруа по итогу оказывается знаком с мужьями своих любовниц, более того, с господином де Марелем у него устанавливаются почти приятельские отношения; Жорж признаётся сам себе, что этот человек ему даже понравился. А ближе к концу книги уже именно желание унизить вышестоящего, наставить ему рога, причинить максимальный урон и возвысится - не только в своих глазах, но и в глазах общественного мнения - заставляют его провернуть в отношении семейства Вальтеров максимально некрасивую историю. Но о ней позже.
Работая во "Французской жизни", Дюруа ловко выполняет те поручения своего патрона, которые касаются добычи тайных сведений, тренирует писательские навыки; он даже мог бы стать хорошим журналистом - если бы это была его цель. Он не хочет идти долгим, нудным и безденежным путём, каким идут люди, строящие карьеру своим трудом. Нет, ему нужны деньги, много денег - и прямо сейчас, пока он молод и прекрасен. Зачем работать, когда есть другой способ? Его друг и начальник Шарль Форестье умирает от чахотки, оставляя после себя неплохое состояние и... Мадлену. Ещё у постели умершего Жорж продумывает, как бы половчее и побыстрее женить на себе вдову своего друга, и в этом - апогей его цинизма. И план срабатывает, ведь Жорж играет на женщинах, как на музыкальных инструментах, играет ласкающую его душу мелодию франков и сантимов. И как всё банально - вот эти "я вас люблю", "я весь ваш навек", "я пылаю страстью" и прочая несъедобная переслащенная каша.
Жорж женится на Мадлене Форестье, и пропорционально растущему богатству растёт и его тщеславие. Он становится Дю Руа де Кантель - хе-хе, всего-то делишь фамилию надвое и добавляешь название деревни, откуда ты родом - и вот ты уже аристократ))) однако ему не нравится, что жена умнее и интереснее окружающим, чем он сам, его раздражают политические знакомства Мадлены, он завидует той лёгкости, с которой она заводит полезные связи, ему самому недоступные. Это, пожалуй, ревность - но не мужа к другим мужчинам возле жены, это ревность пустого и не очень способного человека к зримым достижениям другого. И кого - женщины! При этом Жорж продолжает встречаться с Клотильдой де Марель; попутно, от злости на всех и вся, в качестве мести за финансовую аферу, в которой ему не дали поучаствовать, соблазняет жену своего патрона - госпожу де Вальтер, ту самую возрастную ревнительницу общественных порядков. Мне было жаль эту героиню, често говоря. Она всю жизнь, не любя мужа, хранила ему верность, мыслила религиозными догмами и считала, что эмоции остались позади. И лучше бы они её и не настигали. Она бросилась в омут страсти к Жоржу настолько с головой, настолько забыла себя, что стала жалкой и похожей на вечно побитую собачонку. Естественно, эта престарелая нимфетка надоела Дюруа после первой же встречи, дико раздражала. Он ей грубил и обходился с ней откровенно мерзко, а она продолжала унижаться, всё больше и больше, и наблюдать за этим ужасно.
Дюруа продолжает восхождение наверх. Получив титул, он отжимает у жены ещё часть наследства, которое вообще не имело к нему никакого отношения, и продумывает новый план. Господин де Вальтер сказочно обогатился на той самой финансовой махинации с Марокко, а у господина Вальтера есть молоденькая незамужняя дочь... Правда, её мамаша нарезает вокруг Дюруа круги, как голодная акула, подстерегает по углам и альковам, чтобы делать идиотские признания в любви, но ничего, эту проблему он как-нибудь решит. А пока - развод, такой, чтобы самому остаться незапятнанным (для этого надо подставить жену), уломать молодую дурочку Сюзанну Вальтер на побег, после которого у её папаши будет только один выход - дать разрешение на свадьбу. Разрешение получено, бедная госпожа Вальтер в совершенной истерике заперта дома, путь к заветным миллионам под марш Мендельсона свободен. А в толпе гостей лукаво улыбается госпожа де Марель. Она-то знает, к кому вернётся Жорж после свадьбы...
"Милый друг" - это вроде бы типичная история про альфонса, но антураж, психологизм, достоверность деталей и сама подача... Десять из десяти, одно из моих самых любимых произведений. "Плохой парень" выиграл. Мопассану неинтересна высшая справедливость или наказание за грехи - ему нравится исследовать наказание за глупость и очарованность усами :-)))
#рецензиянакнигу #обзоркниги #гидемопассан #милыйдруг #отнины