Найти тему
Back to logics

Чипы, авто, батареи и лягушки

Оглавление
При чем здесь лягушки? Узнаете из статьи!
При чем здесь лягушки? Узнаете из статьи!

Торговая война между КНР и США в самом разгаре, введена масса санкций с американской стороны, на поставку продвинутых чипов в КНР. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на довольно интересное восприятие этого дела в рунете. Многие из этих запретов делают весьма интересные экстраполяции:

xkcd как всегда точен
xkcd как всегда точен

Людям почему-то кажется, что США явно превосходят на данный момент в плане технологического развития КНР, поскольку китайцы все никак не могут их нагнать в плане чипов. Однако такое отставание в одной области не значит отставание в других, потому что внезапно Китай лидирует в 37 из 44 критических новейших технологий, о чем можно узнать из главного китайского вестника пропаганды - статьи Рейтерс). А всемирная организация интеллектуальной собственности это подтверждает - Китай, как пример, обладает лидерством по патентам в области ИИ. В связи с этим возникает два вопроса:

  • Как это произошло? Вроде совсем недавно в исторической перспективе (да буквально лет 15 назад) это было не так?
  • Почему все-таки в чипах отставание не удается преодолеть?

А дело все в так называемых прыжках лягушки - когда вместо того, чтобы пытаться "догнать и перегнать Америку", можно перейти на какую-то новую недоразвитую пока технологию, и сделать Russian Reversal.

Ну вы же знали, что здесь будет этот плакат?
Ну вы же знали, что здесь будет этот плакат?

Автомобиль - не роскошь

Рассмотрим на примере автомобилей и этого отличного ролика:

Китай долгое время уступал Японии и Германии в плане автомобилей... и уступает до сих пор, кстати говоря, если речь идет про автомобили с ДВС. С одной стороны, КНР продает гораздо больше машин с ДВС. С другой стороны, немецкие концерны с каждой машины получают гораздо большую прибыль, т.е. их машины куда дороже и лучше. Однако если брать электромобили, то там расклад меняется кардинально. Единственная зарубежная компания, чьи электромобили покупают китайцы - это Тесла, и то она не выглядит превосходящей китайские бренды типа BYD. При этом, когда речь заходит о ДВС - даже сами китайцы предпочитают купить что-нибудь немецкое, но как только речь заходит об электромобилях, воротят от немецкой продукции нос. Почему так?

Давайте разберемся, почему бы нельзя взять и сделать в Китае нормальный автомобиль с ДВС, не хуже Мерседеса с БМВ?

Китайские инженеры, когда речь идет про двигатели с ДВС.
Китайские инженеры, когда речь идет про двигатели с ДВС.

Автомобильная продукция отличается от многих других товаров эффектом масштаба и кривой вхождения learning by doing. Для начала эффект масштаба. Предположим, Мерседес решил улучшить некоторую модель своего авто, и затратил на НИОКР миллиард долларов. Эта новая улучшенная модель будет продана серией в 500 тысяч экземпляров. Наценка на каждую машину за НИОКР будет составлять две тысячи долларов. Теперь представим никому неизвестный китайский стартап, который каким-то чудом нарыл инвестиций на миллиард долларов, сделал свой аналог, но сумел продать только десять тысяч машин. В таком случае наценка на каждую машину за науку будет составлять сто тысяч долларов. И нужно учитывать, что Мерседес это время не стоит на месте, и будет продолжать совершенствовать свои машины. Т.о., сделать в Китае качественное авто можно - но сделать на уровне немецких авто этак двадцатилетней давности. Это тот самый learning by doing - немецкие инженеры и конструкторы имеют огромный опыт и сложившиеся школы производства ДВС. Поэтому китайские власти никогда особо и не прилагали усилий пытаться немцев догнать.

Но вот пришел час электротранспорта. И власти КНР поняли, что это их шанс. Прежде всего они обязали с 2015 все госучреждения и муниципальные подразделения закупать только электротранспорт - никаких бензиновых воняющих авто. И начали активно подгонять компании делать электродвигатели. По итогам всего за 5 лет с 2018 по 2023 Китай стал безусловным лидером в этой области, а все навыки немецких инженеров оказались слабо полезны, как оказались абсолютно ненужны массово первоклассные профессионалы изготовления парусов в момент прихода парового флота.

И тут уже Германия оказалась в роли догоняющих. Теперь ей надо бороться с китайским эффектом масштаба. Получается это плохо, и именно поэтому власти Германии, если верить ролику, в последние годы активно ставят палки в колеса всем инициативам на уровне ЕС по ограничению бензинового транспорта и приоритизации электромобилей - они просто не могут позволить себе еще проблем и с этим.

Отдельно стоит упомянуть о Японии - если что, японские авто отнюдь не всегда были такими уж качественными. Однако в 60-х японские власти не упустили момента, когда резко менялся дизайн авто и появлялись новые поколения ДВС, а также авто стали резко прибавлять в электронной начинке. Т.е. Япония тоже совершила прыжок лягушки. 50 лет спустя власти КНР повторили это, но при гораздо большей координации автоконцернов и государства.

Пусть всегда будет солнце

Еще один великолепный пример - это солнечная энергетика. Для начала очевидное от Wall Street Journal - абсолютное доминирование Китая в данной области:

А вы думаете, почему США не пытаются ввести санкции в области солнечной энергетики против КНР? Это как если бы СССР ввел санкции против немецкого автопрома в 70-х. А как так вышло? И снова - двадцать лет назад Германия лидировала в отрасли солнечной энергетики, которая на тот момент была еще явно не в приоритете:

Да, был ряд компаний, разработавших новаторские технологии, и немецкое правительство, видя эту разработку, ввело тарифы, субсидирующие солнечные панели. НО!!!! Тарифы субсидировали пользователей, устанавливающих солнечные панели, но не местных производителей этих панелей. Т.е. неважно, откуда эти панели, если ты их установил - тебе в Германии субсидия. Китайское правительство, не веря в свое счастье, совершило прыжок лягушки и здесь (впрочем, я сомневаюсь насчет счастья, подобные законопроекты разрабатываются долго и кропотливо, с кучей экспертиз и проверок, поэтому в то, что немецкое правительство случайно допустило такой косяк, я не верю, возможно, этому поспособствовали какие-нибудь взятки и лоббирование?).

Поскольку китайцы занялись этим немного позже немцев (но не настолько позже, чтобы те успели закрепиться), то они создавали куда более продвинутые и автоматизированные фабрики по производству панелей. А окупалось это все за счет транспортировки и установки в Германию. Т.е. немецкие власти потратили примерно 200 миллиардов евро на китайские НИОКРы и отладку производства. Когда же этот механизм был прекращен в 2022, то немецкие компании уже не смогли соревноваться с китайскими, слишком долго и много средств надо вкладывать.

Мирный советский атом и американский чип

А все-таки, почему с электроникой пока такое отставание? Здесь я могу порекомендовать прочесть отличную статью Почему в России нет гражданского производства электроники:

Таких кадров у Юры в его репортаже про Кремниевую долину Вы не увидите, гарантирую
Таких кадров у Юры в его репортаже про Кремниевую долину Вы не увидите, гарантирую

Если вкратце, в 50-60-х власти США совершили прыжок лягушки в этой области. СССР, кстати, некоторое время в начале 50-х умудрялся делать ЭВМ, не сильно уступающие американским, однако затем безнадежно слил из-за ряда неверных решений (и то же самое случилось в ФРГ с Конрадом Цузе). Этот прыжок лягушки не удается побороть до сих пор, очевидно, до прорыва в оптоэлектронике или другом принципиально отличном от полупроводников направлении.

И, кстати, по этой же причине в области атомной энергетики доминирует Росатом - спасибо советскому прыжку лягушки! Благодаря тому самому эффекту масштаба производства и learning by doing американскому Вестингаузу только и остается, что заказывать у HBO сериал Чернобыль о том, как все у русских плохо с атомной энергетикой.

Авто
5,66 млн интересуются