Недавно я вам задавала вопрос по поводу того, про что вам было бы интересно прочитать пост — и в лидерах внезапно были «Парки», но я уже рассказывала, что на прошлой неделе приезжал из Москвы Раф, который настоящий еврофил, поэтому сложно (невозможно!) просто было упустить шанс сыграть в Tiletum, на которую я возлагала надежды, зная предыдущие работы тандема Ташини и Лучани.
В игре вы пытаетесь принять участие в наибольшем количестве ярмарок, которые из раунда в раунд будут проходить в разных городах Европы. Для того чтобы принять участие в ярмарке, нужно либо остановиться повозкой в городе с этим ярким мероприятием, либо иметь там здание (и тогда даже если ваша повозка колесит совсем по другим дорогам, вы примете участие). Эта часть игры прилично напоминает мне «Путешествия Марко Поло», к которой я давно и исправно неровно дышу, и всё перемещение по полю в Tiletum мне кажется интересным и тематичным. В конце игры все домики, построенные действием повозки, умножатся на колонны, построенные передвигающимся архитектором — и эта вещь мне уже сильно напоминает решения из «Техену».
Кстати, мне очень нравится возможность участия в ярмарках — по факту механически это ещё один скоринг, которым вы можете воспользоваться, — и эти тайлы скоринга на каждую игру выкладываются заново и свои.
В игре есть интересная прокачка планшета, тематически реализованная как заселение людей в дома и присвоение этим домам гербов (сет-коллекшн) — тоже довольно оригинально в рамках работы с планшетом, но невызывающе в плане претензии на новизну.
Пожалуй, самое интересное для меня в игре — менеджмент действий, реализованный в отдельной части поля кубиками и колесом. Давайте приведём пример, чтобы разобраться, как это работает: в начале раунда бросаются кубики и распределяются по секторам (условно по зонам, как в «Гранд-отеле», например). Кубики имеют цвета — они соответствуют ресурсам в игре: например, если вы берёте розовую тройку, то возьмёте 3 еды, жёлтую пятёрку — 5 монет.
«Почему бы всем тогда не стремиться брать высокие значения?» — зададите вы резонный вопрос. Дело в том, что в игре работает правило семёрки: вы сможете выполнить действие сектора столько раз (внимание!), какое число получится, если от 7 отнять значение лежащего там кубика. То есть взяли 5 монет, но получили 2 действия. Взяли 3 еды — и получили 4 действия.
Вот таким лёгким игромеханическим решением самым выгодным кубиком в плане действий становится… вуаля, единица! Но, конечно, всё будет закольцовываться на вашей ситуации в конкретный момент, потому что ресурсы в игре важны довольно сильно: они используются для выполнения контрактов и прокачки планшета.
Поэтому, разумеется, вы будете каждый раз пытаться поймать баланс между нужностью действий и необходимостью разжиться шерстью и камнем.
Кстати, про шерсть и камни. В игре, на мой взгляд, крайне неудачная цветовая палитра кубиков для игры: светло-голубой, светло-серый и тёмно-серый кубики, безусловно, очень хорошо сочетаются между собой (и с оставшимися жёлтым и розовым) визуально, но не раз мы спотыкались, выбирая кубик из этой гаммы, задаваясь вопросом, какой ресурс взять, путаясь при искусственном освещении.
В общем, самая маковка Tiletum для меня — как раз драфт кубов, заставляющий балансировать вас между жадностью на ресурсы и необходимостью n раз совершить важное вам действие. Благодаря прокачке планшета такие действия можно «прокачивать», добавляя к ним 1, 2 или даже 3 очка действия.
Несмотря на все тематичные и механические находки игры, Tiletum не выходит у меня из рамок «типичного евро» — если вы не переносите итальянские евроигры, вам она точно не зайдёт: здесь есть место и типичным итальянским раскрывающимся цветком на рассвете комбинациям, и игра «вдолгую», где, совершая действие сейчас, вы чётко осознаёте, что с этого получите потом.
Местами чувствуется и кризис, но в процессе (не к финалу) одно неправильное действие в игре не приведёт вас к проигрышу — в Tiletum много возможностей разными способами поправить свою ситуацию. Правда, как и часто в подобных играх, крайне хочется ходить первым — и резонно прилагать какие-то усилия для того, чтобы продвигаться по треку первенства хода.
Ещё один недостаток игры — отсутствие каких-то памяток, потому как в игре есть необязательные свободные действия, которые тяжело поначалу держать в голове, а под конец партии я вообще забыла об одном из условий набора победных очков 😅 — в общем, странно, что для этого ничего не сделали.
Я всё думаю, что игре бы чуть более незамыленную тему, чтобы оказаться повыше в рейтинге на bgg, — и всё могло бы случиться, потому что сплав механик крепкий, многие из них проверенные временем и полюбившиеся гикам в других играх, и даже с довольно типичной для евро темой игра уже на bgg довольно высоко — например, она уже забралась в топ-200 стратегий.
Я пытаюсь держать какие-то рамки своей еврочасти в коллекции, и «Тилетум» мне, конечно, понравился, хоть и играли мы на троих с правилами и распаковкой и выдавливанием компонентов почти 5 часов 😱, но нельзя впихнуть невпихуемое — и для меня сейчас актуален вопрос, что из Ташини должно пойти на барахолку, чтобы «Тилетум» остался в коллекции. Почему Ташини, а не Лучани? В игре намного сильнее чувствуется почерк первого автора, и при сравнении на ум приходят как раз игры Ташини.
Пока в плюсы «Тилетума» я записываю прекрасность партий на двоих и на троих, в минусы — отсутствие остро выдающегося в механиках (в «Техену», например, вот мне очень нравится механика кармы у кубиков) и очень серая и неприметная для меня тема.
В общем, пока я не решила судьбу игры, но однозначно довольна, что в неё сыграла, и сейчас по факту из евроарсенала Ташини «непостигнутой» для меня осталась только «Табанусси».