Работа с людьми всегда эмоционально затратна. И не важно, кем именно ты работаешь: продавцом, тренером, учителем, врачом, экскурсоводом. Мне, приезжая домой, нужно несколько часов помолчать. И еще лучше, если меня никто не будет дергать. По телефону голосом не отвечаю.
Последние годы учителя работают с огромным перегрузом. 1,5 ставки давно стали минимальной нормой, а так люди работают и 36-40+ часов, я даже знаю учительницу информатики и математики, у которой 50 (!!!) часов. При этом у женщины еще и большое хозяйство: 4 коровы, свиньи, птица.
Я не знаю откуда эти женщины берут в себе такие силы, чтобы из года в год вывозить такую нагрузку. Зато прекрасно понимаю, откуда у учителей стало массово проявляться профессиональное (и не только) выгорание.
Я могу ехать по платной трассе на своем авто 120 км/ч, а могу и все 160 км/ч. Во втором случае я приеду не сильно раньше, но вот бензина сожгу в два раза больше (пробовали, знаем), а еще плюс масло, расходники, износ и т.д. Вывод: оно того не стоит. И уж тем более, я не поеду 180 или 200.
Современного учителя пытаются выжать до последней капельки всего, а потом отправить на свалку на кассу в Пятерочку.
Когда у музыканта, художника теряется вдохновение, когда у человека случается депрессия, окружающие стараются отнестись к ним с сочувствием и пониманием. Им не предлагают бросить свое творчество и идти в Петрович грузить ламинат. У нас традиционно шельмуют две категории людей: женщин с последородовой депрессией "а как же мы вас растили и слов таких не знали", "это только у тех, кого мужья обеспечивают, остальные крутятся им не до депрессий" и учителей.
Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.
Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Да, все хотят веселых, жизнерадостных, энергичных, с крепкой нервной системой учителей. Но вся система образования направлена на то, чтобы таких учителей в школе не осталось. Потому что невозможно быть таким человеком, если ты достаточно не отдыхаешь. Если ты в постоянной тревоги из-за денег. Если каждому позволено нарушать личные границы. Если каждому позволено учить как учить. Если учителями пытаются заткнуть любые дырки и инициативы.
Кстати, слышали про идею уроков отцовства и материнства в школе? Вот будет забавно, если этот урок будет вести какая-нибудь скрытая лесбиянка еще и чайлд фри :) А такие точно найдутся :)
Если ты не делаешь дополнительную работу, уходишь из школы сразу после окончания уроков, не отвечаешь в вайбере 24/7 - ты плохой безразличный учитель. Делаешь все это, ловишь выгорание, все, ты плохой учитель, тебе пора на свалку. То есть тебя обвиняют в том, что ты много-много работал, а когда не потянул, то тебя сразу в расход.
То есть плохим ты будешь всегда. Мало работаешь = равнодушный и ленивый учитель. Как только впахиваешь - что это за учитель с потухшими глазами где молодые и горящие?
Отрицательно влияет на педагогов и работа в условиях дефицита времени. Желание всё сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.
У психологов есть обязательные часы супервизии. У сотрудников МЧС есть собственный психолог, который работает не с пострадавшими, а с самими сотрудниками. Было здорово, чтобы у учителя была возможность регулярно посещать психолога (внешнего) причем или за счет школы, или за счет комитета образования. Если человек выгорел, и это подтверждено клинически, отправить его в дополнительный оплачиваемый отпуск или санаторий.
А пока.. пока вот вам памятка, может кому-то пригодится:
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
- НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
- НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
- НЕ позволяйте чувствам стеснения. Неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.