115 лет назад родился Леонид Пантелеев (А. И. Еремеев) — советский писатель, который в соавторстве с Григорием Белых создал трогательную и озорную автобиографическую повесть о разгильдяях, встающих на правильный путь. А экранизация этого колоритного произведения о первых годах после Октябрьской революции стала настоящей классикой отечественного кинематографа. Так какие же тайны скрывает любимая «Республика ШКИД»?
Один из лидеров проката
Премьера самого знаменитого фильма о хулиганах нэповского времени состоялась 29 декабря 1966 года. Громким выходом на киноэкраны картины режиссера Геннадия Полоки было решено отметить полувековой юбилей Октябрьской революции и 40 лет со дня публикации одноименной повести Григория Белых и Л. Пантелеева (Алексея Еремеева). За год проката «Республика ШКИД» стала безусловным лидером, обогнав по количеству зрителей экранизацию «Вия» и «Огонь, воду и ... медные трубы» с Михаилом Пуговкиным и Натальей Седых в главных ролях: всего сердечную комедию воспитания посмотрели более 32 миллионов человек по всему СССР.
Новаторский метод монтажа
При создании ленты Полока ориентировался на работы Чарли Чаплина и ФЭКСов (членов Фабрики эксцентрического актера — «Правила жизни»), а в качестве основополагающего принципа выбрал монтаж аттракционов. При использовании такого метода режиссер показывает идеи и объекты как бы в столкновении, а цельная картинка расчленяется на отдельные фрагменты, которые затем пересобираются в нужном для создателей порядке. Так, по замыслу Полоки (и Эйзенштейна, придумавшего монтаж аттракционов), должен был достигаться особый кинематографический ритм — и в нем «Республике ШКИД», составленной как раз из таких небольших киноновелл, отказать точно нельзя.
Особый смысл
По словам Полоки, внутренний принцип фильма и главный его лейтмотив можно озаглавить как «десятъ поражений Викниксора». Каждый из эпизодов символизирует юридическое поражение директора школы и его моральную победу, которая постепенно учит уличных мальчишек доверять другим (и взрослым в том числе): «Ребята убеждаются, что никакого тайного умысла у этого человека нет, что он наивнее их и что, несмотря ни на что, он продолжает идти к ним с открытым забралом. Это и приводит их к сближению».
Отнюдь не детское кино
Изначально кинопрокатчики посчитали картину исключительно детской, а потому ставили только на утренний сеансы. Однако вскоре стало понятно, что «Республика ШКИД» пользуется большой популярностью в самых широких слоях населения, включая интеллигенцию, — и ее стали показывать и по вечерам.
Перипетии препродакшена
Геннадий Полока стал режиссером ленты далеко не сразу: до того, как взять бразды правления в свои руки, он работал одним из авторов сценария. Текст, подготовленный Пантелеевым, сосредотачивался на истории Мамочки и зарождении пионерского движения, но мы же все помним, что в фильме весь сюжет крутится скорее вокруг Викниксора? Оказывается, первоначальный сценарий настолько не понравился Полоке, что тот на пару с драматургом Евгением Митько его полностью переписал. За две недели от Пантелеева «осталось 3-4 процента», что, естественно, вызвало у того негодование. Однако худсовет к возмущениям писателя не прислушался и утвердил вариант Полоки, заодно назначив последнего режиссером картины.
А в книге было лучше
Сам Пантелеев после таких драм, конечно, экранизацией остался недоволен. В одном из выпусков «Комсомольской правды» за 1967 год он писал: «На мой взгляд, фильм не доносит до зрителя всей суровой красоты тех далеких лет, всей сложности характеров, всей многогранности быта нашей вольнолюбивой мальчишеской республики. Процветали в нашей школе и воровство, и картежные игры, и ростовщичество. Ни на минуту не утихала война между "шкидцами" и "халдеями". Но было и другое. Было то, что позволило С. Я. Маршаку в докладе на Первом съезде советских писателей сравнить нашу школу Достоевского с Царскосельским пушкинским лицеем. Мы учились — и учились охотно, без принуждения — по десять часов в день. Изучали иностранные языки. Писали стихи. Жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле».
Безжалостная цензура
«Республика ШКИД» задумывалась как двухсерийная лента, но два готовых эпизода из материала изъяли и уничтожили драгоценные негативы, из-за чего восстановить недостающие фрагменты так никогда и не удалось. Вообще, Полока на протяжении всей работы над своей второй серьезной картиной (до этого он выпустил всего один законченный художественный фильм — «Капроновые сети», снятые вместе с режиссером Леваном Шенгелией) был одержим духом оттепели и внутренним стремлением «ответить на какие-то важные политические вопросы». В итоге нежелание идти навстречу руководству «Ленфильма» и самоуправство закрепило за ним не самую лучшую репутацию, а через год после премьеры «Республики ШКИД» новый председатель Госкино признался ему: «Жалко, что меня не было, когда ты сдавал картину: я бы ее не принял. Что это за выборы у тебя там в школе, вроде американских, каждый кандидат со своей программой выступает: кому это у нас нужно?»
А вам нравится фильм Полоки? Делитесь впечатлениями в комментариях!